Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Выступление на педагогическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vyrazitelnosti_rechi_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста»
Цель: Повысить теоретический и практический уровень знаний педагогов о роли речевого развития дошкольников
Задачи:
- Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей с помощью выразительных средств
- Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития выразительности речи детей в ДОУ
- Проанализировать уровень организации работы по развитию выразительности речи в ДОУ
- Активизировать деятельность педагогов
Ход педсовета:
Доклад «Актуальность использования выразительных средств в речи детей и педагогов»
Современные дошкольные учреждения постоянно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Всё это возможно только с помощью коммуникации, развития коммуникативных способностей детей и взрослых.
Коммуникативная система в речи является главенствующей, так как обслуживает общество и является общественным достоянием. В процессе коммуникации партнеры обмениваются сообщениями, содержащими для них нужную информацию. Владение выразительностью речи приобрело в наши дни глобальное значение - это основа взаимопонимания, как отдельных людей, так и целых народов. Это социальный заказ общества.
Серьезное внимание в контексте реализации программ нового поколения и решения задач коммуникативной компетентности уделяется активизации выразительности речи детей.
Наблюдения за работой педагогов нашего ДОУ подтвердил необходимость разработки проблемы выразительности речи различными средствами в двух взаимосвязанных направлениях:
- как проблемы эстетического и нравственного воспитания детей
- как проблемы речевого образования.
О формировании выразительности речи у дошкольников
Ещё в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может о многом "рассказать": хорошо ли выспался? рад чему – либо? расстроен чем – то? Вспомните, с какой легкостью младенец угадывает голос матери среди других голосов, понимает, сердится она или довольна им.
Дело в том, что основным носителем смысла речи для маленького ребенка является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении.
Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. "Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, «… есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьсот способов сказать "нет", в то время как написать это слово можно только один раз". (Б. Шоу).
Что же это такое, интонационная выразительность речи?
Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:
Мелодика – движение голоса по высоте
Темп – скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.
Пауза – временная остановка в речи. Логические паузы предают законченность отдельным мыслям, психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.
Сила голоса – смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.
Логическое ударение – выделение голосом отдельных слов.
Фразовое ударение – выделение голосом группы слов.
Ритм – чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.
Тембр – эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.
Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, предавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает своё отношение к высказываемой мысли, передает свои мысли, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.
Говоря о воспитании выразительности речи, мы имеем в виду две стороны этого понятия:
- Естественная выразительность повседневной детской речи
- Произвольная осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста.
Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи. Эту выразительность нужно культивировать. Но когда отсутствует живой источник выразительности детской речи – непосредственное чувство, то заметно снижается и интонационная выразительность. Это проявляется тогда, когда детям приходится отвечать или рассказывать на занятии.
Следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т. е. к выразительности возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий.
В процессе целенаправленного обучения у детей формируется выразительная речь. Она характеризуется такими качествами:
Средним темпом
Ритмичностью
Умеренной силой
Средней высотой голоса
Они могут выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи. В то же время темп речи и качество голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т. е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро…
Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах.
Начиная с младшего возраста, педагог учит детей использовать качество голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей, авторского текста. Необходимо учить детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и отношения, эмоциональное состояние. Поэтому особая роль принадлежит созданию положительного эмоционального фона.
Выступление педагогов по проблеме.
- Развитие выразительности речи у детей при чтении художественной литературы. Крючкова Е.С.
- Развитие выразительности речи посредством использования различных видов театрализованной деятельности. Кожаева Е.Ю.
- Декламация как способ развития выразительности речи. Грекова З.С.
2. Результаты тематического контроля: Итоги смотра чтецов (ст. воспитатель Иванова Л.В.)
Текст выступления:
Смотр чтецов нашего детского сада прошёл с 7 по 11 октября.
Оценивались выступления по следующим критериям:
1. Выразительность и громкость прочтения.
2. Умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения.
3. Соблюдение мелодико-интонационного и темпо-ритмического рисунка стихотворения.
4. Эмоциональность исполнения.
5. Умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию стихотворения.
6. Звукопроизносительные навыки.
Мы побывали в 9 группах, везде чувствовалась подготовка к смотру чтецов. Но… не всегда было продумано, каким образом будет «обставлено» само действие «Смотра чтецов». Где будут стоять выступающие, куда они будут выходить, как и где будут располагаться зрители, слушатели. Не всегда была подготовлена педагогами атмосфера публичного выступления, не донесена детям важность и ответственность данного мероприятия. А ведь смотр для ребят мог бы стать своеобразной игрой в «Театр» или поэтический концерт. Ведь он проводился в первую очередь для детей, а не для гостей.
Выяснилось, что не все педагоги знают об определённых правилах чтения стихов: называть автора, название произведения, слушатели должны оценить и поощрить чтеца аплодисментами и т.д. Поэтому, методическая служба нашего сада решила подготовить для вас, коллеги, своеобразную памятку.
Еще хотелось бы отметить, что для смотра чтецов, на котором оценивается выразительность речи, в том числе умение ребёнка передать свои чувства, эмоции, необходимо подбирать более тщательно репертуар стихов: в соответствие с возрастом, конечно, но, главное, стихотворение должно находить отклик в душе ребёнка, оно должно быть им прочувствовано. Что, согласитесь, сложно сделать при чтении обучающего стиха о буквах или о геометрических фигурах.
Мы не можем сравнивать выразительное чтение стихов детьми таких разных групп и по возрасту и по развитию. Поэтому,у нас проводился не конкурс, а именно, смотр в отдельно взятой группе. Педагоги и гости могли наглядно оценить уровень своих детей, их возможности на дальнейшую динамику и развитие. Некоторые педагоги отмечали успехи своих подопечных, которые совершали «маленькие подвиги» в преодолении себя. Каждому чтецу был вручен диплом, и это правильно, потому что они все приложили старание.
Спасибо всем педагогам за проделанную работу, надеюсь, что все погрешности и нюансы будут учтены и последующие смотры чтецов пройдут на более высоком уровне.
Так же педагогам предложили ознакомиться и применить в работе методику Лазаренко О.И. «Диагностика интонационной стороны речи».
Воспитателями почти всех групп была проведена работа с родителями по сочинению стихов в семейном кругу и оформлены чудесные стенгазеты с результатами творческого труда.
3. Деловая игра для педагогов.
Педагогам предлагается разделиться на 3 команды. За верный ответ и выполненное задание команда получает лепесток для ромашки (либо целый цветок).
- Теоретическая разминка.
Вопросы:
1. Какие виды речи вы знаете?
2. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.
3. Что такое диалог?
4. С помощью чего можно передавать в речи свои чувства и настроение?
5. Что такое монолог?
6. Как назвать особенность речи, привлекающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания, передающая чувства: радость, печаль, удивление и настроение.
7. Какие формы устного народного творчества могут помочь в развитии выразительности, образности речи дошкольников?
8. В каких видах деятельности детей осуществляется развитие речи?
9. Назовите типичные ошибки в речи педагога.
2Разработка рекомендаций для родителей.
- «Как развивать выразительность речи ребёнка при чтении художественных произведений»
- «Как научить ребёнка выразительно читать стихи»
- «Домашний театр и главный артист в нём – Ваш ребёнок»
4Богатство русского языка на службе педагога.
- Подбери синонимы, скажи иначе.
- Объясни фразеологизм. (Фразеологизм — это крылатое выражение, которое употребляется в разговорной речи).
- Доскажи пословицу.
5Вызвать эмоциональный отклик у слушателей при чтении отрывка из художественного произведения
- Сочувствие, сопереживание, жалость.
- Восторг, радость.
- Нравственные чувства совестливости, осуждения проступка.
6Спеть песню «В лесу родилась ёлочка»:
- От лица лесорубов (злорадно).
- От лица лесных животных (грустно).
- От лица детей (радостно).
Награждение победителей – диски со сказками, они помогут развивать выразительность речи при прослушивании актёрского чтения сказок, например, перед сном.
7Подведение итогов. Принятие проекта решения педсовета.
- Считать работу по формированию выразительности речи у дошкольников удовлетворительной;
- Продолжать работу по данной годовой задаче;
- Планировать работу по развитию выразительности речи;
- Соблюдать методику и алгоритм чтения стихов;
- Активно использовать методы и приемы формирования выразительности речи посредством театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игры;
- Педагогам соблюдать нормы русского языка.
8.Рефлексия. Оценка своего участия в педсовете.
- Этот педсовет принёс пользу;
- Получили удовлетворение от такого рода деятельности;
- Почувствовали свой реальный вклад в общее дело;
- Педсовет помог задуматься над поставленными вопросами;
- Сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести её с деятельностью коллег.
Список используемой литературы:
- Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.
- Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-№4.
Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004
- Маханева М.Театрализованная деят-сть дошкольников//Дошк.восп.–1999.- №11.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.
Михайлова А.Я. Ребенок в мире театра: Методическое пособие по воспитанию зрительской культуры.-М., 2001.
5. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду
Великий Новгород ,2006
6.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
7..Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1983. - №12.
8. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.
Основная цель занятия «Приключения в сказочном королевстве»: учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тем...
Семинар-практикум "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"
В материале раскрываются этапы работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста. Содержит теоретическую и практическую части....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ещё В.Г.Белинский говорил «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». Как по ра...
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста»
В семинаре показана работа по формированию выразительной речи дошкольников, над развитием силы и высоты голоса и просодических компонентов речи (тембр, сила, ритм, длительность). Разработан и предложе...
Методические рекомендации в работе по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста
Проблема по развитию выразительности речи занимает уже не одного поколения людей и её можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о развитие речи. В нас...
консультация для педагогов "Развитие выразительной речи у детей дошкольного возраста через организацию театрализованной деятельности"
Процесс формирования выразительности речи выступает перед дошкольником, как особая область объективных отношений, которую он постигает в п...
Обобщённый опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность, как средство развития выразительности речи у детей дошкольного возраста»
Я считаю, овладение родным языком, развитие выразительности речи - является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как о...