Заучивание стихотворения З.Александровой «Родина»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Клаптюх Ирина Леонидовна

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.r.rodina.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Заучивание стихотворения З.Александровой «Родина»

Образовательная область: речевое  развитие

Программное содержание: Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»),запомнить произведение.

Материал: Незнайка, карта мира, карта Белгородской области, сердечко, иллюстрации к стихотворению, алгоритм стихотворения для запоминания.

Ход занятия.

Орг.момент. Игра «встанем рядышком по кругу…

  1.   Мотивационно – ориентировочный  этап.

 Пришел Незнайка. Он  просит отгадать загадку.

Здесь родился, живёшь,

Уезжаешь – скучаешь.

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья? (Родина)

 Проблема: Незнайка  не знает, что такое Родина.

 Цель: помочь Незнайке.

2. Поисковый этап.

Дети предлагают варианты решения проблемы.

3.Практический этап.

1. Подойдём к карте Мира.

Чтение стихотворения

Что такое Родина? Маму я спросила.

Улыбнулась мама, повела рукой.

Это наша Родина - милая Россия,

нет другой на свете Родины такой!

В сердце ты у каждого, Родина - Россия,

Белые берёзки, колос налитой.

Нет тебя привольней, нет тебя красивей.

Нет другой на свете Родины такой.

- Как называется наша страна, где мы живём?

Мы живём с вами в России. Она занимает самую большую территорию всей земли. Протянулась с Запада на Восток на многие тысячи километров. Это наша большая Родина. Россия – наша РодинаРодина у нас у всех единственная, как у каждого человека одна мама, один папа, так и Родина у каждого бывает одна.

 (Показать).

В этой большой стране есть место, где мы родились и живём - это малая родина. Где мы с вами живём? (ответы детей)

Наш город очень маленький, и поэтому на карте Мира он не обозначен. Но примерное его место положения я могу показать. Ориентиром будет город Москва. (Показать и обозначить флажком).

- Сейчас подойдём к карте Белгородской области.   Здесь находиться город, который мы можем назвать нашей малой Родиной, потому, что мы здесь родились и растём.  Это город Шебекино.

2.Чтение стихотворения А.В.Тарасова «Шебекино» (распечатанная презентация)

3. Дидактическая игра «Родина какая?» ( Большая, необъятная, огромная, богатая, любимая, красивая, могучая, непобедимая)

В: На нашем земном шаре много разных стран. Какие страны вы знаете? (Ответы детей.). Да, много стран вы знаете.

3. Игра «Кто в какой стране живет?»

Предлагаю поиграть в игру «Кто в какой стране живет?»

Наша страна Россия, а мы живущие в России- россияне.

В Италии живут - В Англии – В Испании –

В Америке – Во Франции – В Германии –

В Китае – В Грузии –

В: Молодцы, как много стран и их жителей мы назвали.

Вы любите свой город? Наш город красивый, зелёный, уютный. Сейчас мы будем передавать сердечко и говорить за что мы любим свой город. (стоя)

4. Игра «Передай сердечко и скажи словечко»

 Я люблю свой город, потому что он – ….

5. Заучивание стихотворения.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением о Родине. Написала его З. Александрова (показ портрета)

Этапы заучивания стихотворения:

• Чтение воспитателем стихотворения.

• Беседа по содержанию стихотворения:

-Понравилось вам стихотворение? О чём оно? Какое оно по настроению? Запомнили, кому- что вспоминается при слове Родина? (воспитатель уточняет ответы детей, цитируя соответствующие строки стихотворения)

-А теперь закройте глаза и представьте берёзку-скромницу, ромашковый бугор и свой родной двор.

• Словарная работа. Какие незнакомые, непонятные слова вам встретились? («берёзка-скромница»«ромашковый бугор» «целина»).

Словарная работа с терминами «скромница»«ромашковый бугор» (посредством словарного исследования дети уточняют смысл этих слов, находят синонимы«скромный- стеснительный» ; «бугор-луг»;

Целина-не подвергавшаяся обработке, никогда не паханная земля, обычно покрытая естественной степной, луговой растительностью или кустарником

Ромашковый бугор – это небольшая возвышенность на лугу, на котором летом цветут ромашки, и бугор от этого становится белым.

Берёза - светлая красавица русских лесов. Её стволы белеют в лесу, даря людям радость, покой и надежду. Испокон веков люд приходит к ней за советом и утешением.

-Как вы думаете, как назвал поэт своё стихотворение? (дети высказывают аргументированные варианты ответов). Затем воспитатель озвучивает название стихотворения - «Родина».

• Повторное чтение стихотворения (презентация).

• Словесная игра «Доскажи словечко». А теперь я буду читать строчку стихотворения не до конца, а вы доскажите последнее слово.

Пальчиковая гимнастика

Если скажут слово «родина», (пальчики здороваются)

Сразу в памяти встаёт (пальчики здороваются)

Старый дом, в саду смородина, (крыша, пальцы вниз)

Толстый тополь у ворот. (руки соединить вверх, ворота)

У реки берёзка – скромница (волны)

И ромашковый бугор…(цветок, гора)

А другим, наверно, вспомнится (пальчики здороваются)

Свой родной московский двор. (пальчики здороваются)

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,(хлопки)

Но у всех она одна!

• Мнемотаблица

•Чтение стихотворения по мнемотаблице  (дети читают вместе без голоса)

Рассказывание по цепочке.

6. Физ. минутка. (Ритмическая музыка)

Утром рано мы встаём,

(поднять руки вверх и опустить через стороны)

Город видим за окном.

(показать руками на окно)

Он проснулся, он живёт,

(руки на поясе, пружинки в обе стороны)

Нас на улицу зовёт.

(ходьба на месте)

Дома бывают разные: высокие и низкие,

(поднять руки вверх и опустить)

Далёкие и близкие,

(вытянуть руки и приблизить к себе)

Деревянные, панельные, кирпичные,

(передвигать одной рукой как будто бы считаем)

Вроде бы обычные.

(развести руками)

Мы живём, мы растём (сидят)

В нашем городе родном.

(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)

Для кого-то - небольшой,

(показать руками маленький предмет)

А для нас – огромный.

(поднять руки вверх и опустить через стороны)

Пусть растёт, 

Пусть цветёт

(руки на поясе, пружинки в обе стороны)

Городок наш скромный.

(развести прямые руки в стороны)

 Самостоятельной рассказывание стихотворения детьми.

7. Упражнение «Пословицы и поговорки о Родине».

В народе говорят«Человек без Родины не живет».

Чтение пословиц о Родине.

Незнайка благодарит .

Рефлексивно – оценочный этап.

Последующая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заучивание стихотворения З.Александровой «Родина»с использованием методики ТРИЗ.

Конспект открытой НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина» с использованием схем-рисунков».

Цель: Научить детей запоминать стихотворение З. Александровой «Родина» по схемам-рисункам.Задачи:- образовательные:активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Рос...

Заучивание стихотворения З.Александровой "Родина"

З. Александрова «Родина» Если скажутслово «родина»,Сразу в памяти встаетСтарый дом,В саду смородина,Толстый тополь у ворот..У реки березка-скромницаИ ромашковый бугор&hell...

занятие по речевому развитию в подготовительной группе на тему "Заучивание стихотворения З.Александровой "Родина"

конспкт занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему " заучивание стихотворения З.Александровой "Родина"...

Развитие речи Заучивание стихотворения З.Александровой "Родина"

Цель: Помочь детям понять смысл стихотворения "Родина бывает разная, но у всех она одна", запомнить произведение....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: "Заучивание стихотворения З. Александровой "Родина" (с опорой на мнемотаблицу)

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмот...