Перспективный план работы по использованию малых форм фольклора с детьми 5-6 лет
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)
Перспективный план работы
по использованию малых форм фольклора с детьми 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы
по использованию малых форм фольклора с детьми 5-6 лет
Месяц | Содержание | Форма работы |
Сентябрь | «Без пословицы не проживёшь». Знакомство с понятием «устное народное творчество». Малые формы фольклора. «Без труда – не вытащишь и рыбки из пруда». Знакомство с пословицами о труде и лени | Беседа в игровой деятельности, в повседневных бытовых ситуациях. Коллективные занятия при условии свободного участия детей |
Октябрь | Рисование по пословицам о труде и лени. «Нарисуй пословицу». Дидактическая игра «Закончи пословицу», настольно-печатная игра «Сложи пословицу». | |
Ноябрь | «Наши любимые загадки». Знакомство детей с видами загадок: загадки-обманки, загадки-рифмовки, народные загадки. Игры: «Отгадай загадку и найди отгадку», «Придумай загадку» (по схеме), «Отгадай и сравни загадки о транспорте | Коллективные занятия при условии свободного участия детей. Использование игр на занятиях по развитию речи и ФЭМП. |
Декабрь | «В тереме расписном я живу, К себе в избу всех гостей приглашу…». Развлечение с пословицами и загадками. Пословицы о дружбе. Составь рассказ по пословице «Хорошо иметь друзей». Анализ сказки «Теремок». Пословицы и загадки о времени, часах на занятиях по ФЭМП. | Коллективные занятия при условии свободного участия детей. В повседневных бытовых ситуациях, на занятиях по ФЭМП, ознакомлению с худ. литературой. |
Январь | «Водичка-водичка, умой моё личико…». Знакомство детей с понятием «потешка». Заучивание потешки «Тень-тень-потетень…». Разыгрывание потешки «Тень-тень-потетень» с помощью кукольного театра. Колыбельные песни. Их назначение. Прослушивание различных колыбельных песен. | В повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в режимных моментах, коллективные занятия при условии свободного участия детей. |
Февраль | Д/и «Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах». «Отгадай загадку и вылепи». Пословицы о правдивости и лжи. Анализ сказки Л.Н.Толстого «Мужик и водяной». Народная подвижная игра «Кострома». | В двигательной активности детей, на прогулке, в режимных моментах, а также на занятиях по развитию речи, ознакомления с худ. литературой. |
Март | Рисование по загадкам о лесных зверюшках. Знакомство с понятием «скороговорка». «Ехал Грека через реку…». Заучивание скороговорки «Ехал Грека через реку…». | |
Апрель | Чтение нанайской сказки «Айога». «Как аукнется, так и откликнется». Дидактическая игра «Отгадай и сравни загадки о «двух братцах». Сюжетно-ролевая игра «Уложи дочку спать». Использование колыбельных песен. Пословицы и загадки с числами. Использование на занятиях по ФЭМП. | Коллективные занятия при условии свободного участия детей. В повседневных бытовых ситуациях, на занятиях по ФЭМП, ознакомлению с худ. литературой. |
| Май Придумай сказки по пословице «Собирай по ягодке – соберёшь кузовок». Толкование пословицы. Считалки. Рассказывание считалок. Для чего используют? Дидактические игры: «Кто больше скажет пословиц», «Один скажет, другой продолжает». Игра: «Изобрази отгадку пантомимой». Рассказывание скороговорки: «Расскажите про покупки…». Иллюстрации к игровой потешке «Сорока-ворона». «Счастливая зыбка». Закрепление малых форм фольклора. | В повседневных бытовых ситуациях, в режимных моментах, коллективные занятия при условии свободного участия детей, свободная деятельность детей. В сотрудничестве ребёнка и родителей. В играх, упражнениях, беседах. |
Тематический план непосредственно образовательной деятельности по формированию личности ребенка с помощью малых форм фольклора | ||
Сентябрь | ||
«Что летом родится — зимой пригодится» | Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы. Обогащать детей знаниями о природе. Воспитание у детей любви к природе. Игра – инсценировка «» | |
«Восенушка— осень» | Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Народные приметы, пословицы, поговорки об осени. Разучивание песенки - попевки «Восенушка— осень». Развлечение на основе фольклора с родителями «Осенины». Воспитание любви к природе, чувства прекрасного. | |
«Во саду ли, в огороде» | Беседа об овощах и фруктах. Загадки об овощах и фруктах. Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Сказка «Репка» и другие сказки об овощах и фруктах. Игра "Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах". Инсценировка сказки на основе фольклора «Репка» (с участием родителей). Воспитание к народному фольклору. Способствовать объединению родителей и детей. | |
«Хлеб всему голова» | Беседа «Откуда хлеб пришел?», Знакомство со старинными орудиями труда— плугом, цепом, серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Настольно-печатная игра «Ремесла на Руси». Фольклорный праздник «В гости к бабушке» (с участием родителей). Способствовать объединению родителей и детей. Воспитание бережного отношения к хлебу. | |
«Игрушки» | Знакомство детей с возникновением первых игрушек (какие они были и из чего их делали). Знакомство с русскими народными игрушками — дымковскими, филимоновскими, богородскими, матрешками. Рассматривание иллюстраций, игрушек. Рисование дымковских игрушек, матрешек. Рисование «Моя любимая игрушка». Вечер загадок «Игрушек много у меня». Воспитывать чувство прекрасного, интерес к народным промыслам. Учить отгадывать загадки. | |
Октябрь | ||
«Одежда». «Сошью Маше сарафан» | Знакомство с женской русской народной одеждой: сарафаном, рубахой, фартуком (передником). Рассматривание украшений (орнамент, цветочный узор и др.). Рисование «Русский сарафан». Аппликация «Русский сарафан». Мастерская «Сошью Маше сарафан» (изготовление одежды для куклы в русском стиле вместе с родителями). | |
«Золотое веретено» | Знакомство с предметами обихода — прялкой, веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено». Игра "Отгадай и сравни загадки о "двух братцах"". | |
«Волшебные спицы» | Знакомство со спицами, крючком и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья). Посещение городского музея. | |
«Головные уборы» | Знакомство с русскими головными уборами. Рассматривание иллюстраций, куклы в русском народном костюме. Рисование «Роспись кокошника». Рисование «Дымковская барышня в кокошнике». | |
«Обувь» | Знакомство с русской народной обувью (из чего делали, когда надевали). Рассматривание иллюстраций обуви, лаптей, валенок. Рисование «Роспись сапожка». | |
Ноябрь | ||
«Посуда» | Знакомство с предметами обихода посудой (из чего делали, как использовали). Рассматривание иллюстраций. Рассматривание деревянной посуды' глиняной посуды, чугунов, подносов, предметов русских промыслов Хохломы, Гжели, Жостова. Чтение сказок «Лиса и журавль», «Три медведя», «Жихарка». Рисование «Роспись гжельской посуды», «Роспись хохломской посуды», «Роспись чайника» и др. | |
«Веселые ложки» | Знакомство с предметами обихода - деревянными ложками (из чего делали и как изготавливали). Чтение рассказа «Как Иван Васильевич баклуши бил». Рассматривание иллюстраций, ложек. Рисование «Роспись ложки». | |
«Русский самовар» | Знакомство с историей возникновения самовара (как использовали). Рассматривание иллюстраций, самовара. Чтение «Иван Иваныч самовар», «Самоварец, самовар - самоварище» (Добрынин). | |
«Деревья». «Русская березонька» | Знакомство детей с символом Руси — березой. Народные истории, приметы, пословицы о русской березе; загадки, стихи. Чтение рассказов о русской березе. Стихотворение «Белая береза» С. Есенина. Рисование «Березка белоствольная», «Золотая осень» (березы). | |
Декабрь | ||
«Домашние животные» | Знакомство детей с домашними животными (детеныши, где живут и др.). Отгадывание загадок о домашних "животных. Рассматривание иллюстраций. Чтение сказок «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и петух», «Зимовье зверей», «Бычок — смоляной бочок» и др. Рисование домашних животных и птиц. Инсценировка сказки на основе фольклора «Про козлика» (с участием родителей). Воспитание к народному фольклору. Способствовать объединению родителей и детей. | |
«Дикие животные» | Беседа о диких животных. Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок. Составление описательных рассказов. Чтение сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и кот» и др. Рисование диких животных. Дидактическая игра ''Отгадай и сравни загадки о животных''. | |
Викторина «Из какой сказки животное» | По отрывку из сказки или по иллюстрации нужно догадаться, из какой сказки герой. Настольно-печатная игра «Домики-сказки». | |
«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех-гостей приглашу» | Знакомство с избой и предметами русского народного быта. Рассматривание предметов. Рассматривание иллюстраций. Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками, русским народным бытом и гостеприимством. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. Настольно-печатная игра «Русские ремесла». | |
«Здравствуй, зимушка- зима» | Беседа о характерных особенностях декабря и использование соответствующих пословиц, поговорок. Загадывание загадок о зиме. Чтение сказки К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы». Рисование «Узоры Дедушки Мороза». Ручной труд «Снежинка» (складывание и вырезание из бумаги). | |
Январь | ||
«С Новым годом поздравляем!» | Беседа о традициях празднования Нового года на Руси и в других странах; почему елочку на Новый год украшают? Чтение сказок «Мороз Иванович», «Снегурочка». Рисование новогодней елки; Снегурочка- внучка Деда Мороза! Подарки Дедушки Мороза. Ручной труд: новогодние игрушки из бумаги. Аппликация: поздравительная Открытка. Подготовка к Новому году, украшение комнаты группы и елки. Праздник «Рождество». | |
«Гуляй, да присматривайся» | Беседа о характерных особенностях января. Загадывание загадок о зиме, морозе. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (на времена года). Пословицы и поговорки о январе. Приметы января. Чтение сказки «Морозко». Рисование «Все деревья в серебру». Аппликации «Снегири на ветке». | |
Февраль | ||
«Февраль - кривые дороги» | Беседа о характерных особенностях - февраля. Пословицы, поговорки о феврале. Приметы. Загадки о зиме. Чтение сказки «Два Мороза». Рисование «Два мороза». | |
23 февраля. «На героя и слава бежит» | Рассказ о русских богатырях: Илье - Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Рассматривание иллюстрации картины Васнецова «Богатыри». Чтение былин: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Идолище», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович,», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (на выбор). | |
«Масленица Проско- вейка, встречаем тебя хорошенько!» | Беседа о Масленице — знакомство с календарно-обрядовым праздником. Пение закличек, песен о Масленице, о весне, о зиме. Народные игры: «Путаница» и др. Досуг «Празднование Масленицы». Чаепитие (из самовара) с блинами. | |
Март | ||
8 Марта. «Сердце матери лучше солнца греет» | Беседа о маме с использованием народных пословиц и поговорок. Пение песен о маме. Чтение рассказов и стихов о маме. Изготовление подарка для мамы. Рисование «Портрет мамы». Рисование «Букет для мамы». | |
«Грач на горе — весна на дворе» | Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заклички, пословицы о весне, ее приметы. Чтение рассказов о весне. Рисование «Подснежник», аппликация «Мимоза». | |
Апрель | ||
«Апрель, апрель — звенит капель» | Беседа о месяце апреле. Приметы апреля. Ледоход, половодье. Чтение «Дед Мазай и зайцы», «Ледоход», «Половодье», «На шесте дворец, во дворце певец». | |
«Весна красна цветами» | Повторение закличек, песен, пословиц о весне. Чтение рассказов, сказок Н.Павловой «Под кустом». Рисование «Сирень», «Сады цветут». | |
«Пасха» | Беседа о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр «Верба - вербочка», «Солнышко-ведрышко». Рассказ об обычае обмениваться яйцами, о значении этого действия. Рисование «Роспись яиц». Развлечение «Пасха в гости к нам пришла» - совместно с родителями. | |
«Прощание с избой» | Словесные народные игры. Пение частушек. Прощальное чаепитие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план знакомства с малыми формами фольклора
Перспективный план использование малых форм фольклора...
1.Перспективный план по использованию дидактических игр с детьми 2-3 лет
Возможность использования дидактических игр и игрушек в разных видах деятельности....
Перспективный план по использованию дидактических игр с детьми 2-3 лет
Возможность использования дидактических игр и игрушек в разных видах деятельности....
Перспективный план работы по использованию малых форм фольклора с детьми 5-6 лет
Обучение родному языку, в том числе развитие образной речи, - одна из главных задач подготовки детей к школе. Ведь речь – средство уникальное, универсальное и незаменимое – развивается как основа мног...
Перспективный план работыпо сюжетно-ролевым играм в старшей группе.
Перспективный план работы по сюжетно-ролевым играм....
Перспективный план по использованию в работе с детьми игрового пособия по ФЭМП "Круги Луллия"
Планирование работы с детьми по использованию игрового пособия по ФЭМП "Круги Луллия"....
Перспективный план по использованию блоков Дьенеша с детьми 3-4 лет
Данный материал составлен по практическому пособию для воспитателей Е.Н.Пановой "Дидактические игры-занятия в ДОУ" (младший возраст 1 выпуск)...