Конспект НОД " Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Тема: Ознакомление с жанром басни. Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Задачи:
- Познакомить детей с литературным термином " басня ", с её жанровыми особенностями ;
- Познакомить детей с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»;
- Развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде;
- Развивать речь детей, формировать устойчивое умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом;
- Воспитывать нравственные качества – трудолюбие, жалость к нуждающимся ,стремление осознавать, признавать свои ошибки и пытаться их исправлять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strekoza_i_muravey.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №25 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Составил: воспитатель
высшей квалификационной категории
Соловьева Галина Юрьевна
Дата проведения:
Май 2019
Конспект НОД
" Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Тема: Ознакомление с жанром басни. Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Задачи:
- Познакомить детей с литературным термином " басня ", с её жанровыми особенностями ;
- Познакомить детей с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»;
- Развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде;
- Развивать речь детей, формировать устойчивое умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом;
- Воспитывать нравственные качества – трудолюбие, жалость к нуждающимся ,стремление осознавать, признавать свои ошибки и пытаться их исправлять.
Предварительная работа
- знакомство с творчеством И.А. Крылова, с его баснями;
-чтение басни Л.Н. Толстого " Два товарища ";
-чтение басни С.В. Михалкова " Завидное упорство "
Материалы и оборудование :
- портрет И.А.Крылова;
- книга И. А. Крылов «Басни»;
- раскраски , цветные карандаши;
- небольшой мяч.
Ход занятия :
Организационный момент
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о баснях. Басня - это короткая поучительная история, где высмеиваются не совсем хорошие черты характера и поступки. Героями басен часто бывают животные; басня помогает людям на примере животных увидеть в себе плохие поступки. Басни бывают в стихах и в прозе (в виде рассказов).
Известный русский баснописец - Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Когда ему было 10 лет, юному Ване пришлось подрабатывать писцом в Тверском суде. В четырнадцать лет Крылов переехал в Петербург. Всего вышло 9 книг, которые включали в себя более 200 басен. Сегодня мы поговорим о одной из известнейших басен И. Крылова - я сейчас загадаю вам загадки, а вы мне назовете главных героев этой басни :
На ромашку у ворот
Приземлился вертолёт,
Серебристые глаза,
Кто же это? … (Стрекоза)
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
Он - трудяга, не бездельник,
Строит целый муравейник.
Догадайся же скорей:
"Кто строитель?" - (Муравей)
Этот малый вертолёт,
Отправляется в полёт,
Зависает, не летит,
Крылышками шевелит.
Как стекло, они прозрачны,
С виду, кажутся, невзрачны,
Вот такая егоза,
Эта наша,-...(Стрекоза.)
Ну что, вы догадались ,как называется басня ? Правильно - " Стрекоза и Муравей "
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
"Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!"
"Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?" -
Говорит ей Муравей.
"До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило".
"А, так ты..." - "Я без души
"Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!"
Беседа по басне:
- Кто главные герои басни?
-С какой просьбой пришла Стрекоза к Муравью?
-Почему Муравей отказал ей в помощи?
-Чем занималась Стрекоза все лето? А что делал летом Муравей?
-Почему Стрекоза осталась к зиме без жилья?
-Справедливо ли Муравей поступил со Стрекозой?
-Чему нас учит басня?
Мораль-это основная мысль басни, которую хотел передать нам автор ( бывает обычно в конце басни, 1но может быть и в начале )
А теперь давайте с вами поиграем в игру " Назови ласково " - я буду кидать мяч, а вы будете отвечать.
«Назови ласково»
Стрекоза – стрекозка;
Зима – зимушка;
Лист – листочек;
Стол – столик;
Дом – домик;
Муравей – муравьишка ;
День – денек;
Час – часок;
Голова – головушка;
А сейчас я зачитаю вам пословицы, а вы выберите те, которые подходят к нашей басне:
-Готовь сани летом, а телегу зимой;
-Семь раз отмерь - один раз отрежь;
- Хочешь есть калачи- не сиди на печи;
-Делу - время, а потехе - час;
-Кашу маслом не испортишь;
-Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
А теперь расскажите мне своими словами – Муравей - он какой? (ответы детей)
А Стрекоза какая? - беззаботная, беспечная, ленивая, легкомысленная, непрактичная.
Что хотел сказать нам этой басней Крылов? Нужно не только уметь гулять и резвится, но и уметь трудится. А если ты не трудишься - готовься к холоду и голоду. Нельзя жить одним днём и совсем не думать о том ,что будет завтра. Как вы думаете, такие ситуации встречаются в жизни? На какого героя этой басни вы бы хотели быть похожи?
Давайте с вами немного потрудимся и нарисуем иллюстрации к нашей басне, но вначале немного разомнемся
Физминутка.
Я большая стрекоза,
Очень круглые глаза
Я верчусь, как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала
Устали не знала.
На ромашке посидела и опять полетела.
(Дети выполняют движения по тексту)
Дети подходят к столу, где лежат распечатанные заранее раскраски по басне " Стрекоза и Муравей " и цветные карандаши.
Заключительная часть:
- Что нового узнали?
-Что было самым интересным? Скучным?
-Вам понравились рисунки, которые мы нарисовали? Давайте сделаем из них книжку.
- Сегодня в нашей групповой библиотеке появится новая гостья – книга с баснями Крылова . И мы с вами познакомимся с разными героями басен, порассуждаем , прав ли был тот или иной герой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД " Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Ознакомление с жанром басни. Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»...
Знакомство с новым жанром - басня. ЧТЕНИЕ БАСНИ И.А.КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».
Знакомство с жанром "Басня". Чтение басни И. А. Крылова "Стрекоза и муравей"...
Конспект занятия: Знакомство с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»
Задачи:Образовательные:Закреплять представления о жанрах художественной литературы;Продолжать знакомство с жанровыми особенностями басни;Подводить к пониманию идеи басни;Раскрыть значение пословиц о т...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Ознакомление с новым литературным жанром – басней. Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»».
Конспект занятия по развитию речи ...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой " Знакомство с басней И.А. Крылова " Стрекоза и муравей" подготовительная группа
Цель: Ознакомление с жанром басни. Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».Расширить знание детей о жанрах литературы. Познакомить детей с литературным термином «басня», с её ...
План-конспект в подготовительной группе по восприятию художественной литературы "Знакомство с новым жанром- басней. Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»"
План-конспект в подготовительной группе по восприятию художественной литературы по блочно-модульной модели....
Тема: «Басня ложь – да в ней намек, добрым молодцам урок»" Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №18 «Ромашка» комбинированного вида...