Организованная образовательная деятельность по развитию речи (ЗКР) "Звук У"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Организованная образовательная деятельность по развитию речи (ЗКР) "Звук У"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_zkr.docx | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности.
Тема: «Звук у »
Цель: произносят отчетливо звук «у»
Задачи:
Образовательные: определять звук «у» в словах.
Развивающие: учить правильно и отчетливо произносить звук «у» (изолированно, в звукосочетаниях, словах)
Воспитательные: воспитывать у детей умение слушать взрослого и сверстников.
Материалы и оборудования: красный замок и его хозяйка Уля; картинки (улей, ужи, улица, укроп, усы), игрушки (поезд, утка с утятами, утюг, удочка).
Вид деятельности: Коммуникативная, игровая.
Ход образовательной деятельности.
- Оргмомент
Вносится кукла. Это Ульяна, послушайте что с ней произошло.
Шла Ульяна с огорода,
Повстречала там урода.
А урод стоит на палке
С бородою из мочалки.
Что это было? (Огородное пугало). Покажите как испугалась Уля. Изобразите пугало. Ой какое оно страшное (дети показывают испуг).
Огородное пугало долго стояло , всех птиц испугало. Изобразите летящих птиц, вы смелые, никого не боитесь и я хочу посмотреть какие вы смелые.
- Сообщение темы занятия
Каким именем мы назвали куклу? (Уля). Какой первый звук вы услышали в слове Уля? (Звук у). где мы сможем услышать звук у? кто воет уууууу? (Воют волки), зимой ветер воет (у-у-у-у).(звук у-у-у произносится с усилением и ослаблением голоса.)
- Характеристика звука у по артикуляционным и акустическим признакам
Произнесите звук у, что стало с вашими губами? (они вытянулись в трубочку). Попробуем спеть его «растяните ниточку». Что вы можете сказать о звуке? (он поется и тянется). Какой это звук? Звук у называется гласным. Выставляется Красный замок , звук у будем обозначать красным кружочком, как и звук а и звук и.
4. Развитие слуховой памяти
Запоминание и воспроизведение звукового ряда а-у-и. Определение количества и последовательности звуков.
- Какой звук исчез из ряда?
Обозначение звуков символами.
- Сосчитайте, сколько звуков я произнесла, и отложите столько же кружочков.
5. Произношение звука и в словах. Определение его позиции. Развитие логической памяти. Падежное управление.
Уля принесла вам такую красивую коробочку, в ней картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете что в коробочке.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в воде. (удочка).
Имитация ловим рыбу. Чем мы ловили рыбу? (удочкой). Где вы услышали звук у- в начале , середине или в конце слова? (в начале слова). Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова.
Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это ...(улитка). У кого глаза на ногах, а дом на спине? (У улитки.) Покажите пальчиками, как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове улитка? (Звук у.)Давайте с вами договоримся: если будем слышать звук в начале слова, наши пальцы будут ловить его слева, если звук будет звучать в середине слова, пальцы поймают его перед глазами, если звук зазвучит в конце слова — значит, он «попадает» в вашу ладошку справа.
Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка.) Поймайте пальцами звук у. Где вы его произносили? (В начале слова.) Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами.) У нее много... (утят).
6. Физминутка.
Покажите, как ходят утята, как они загребают воду, как ищут корм. В сундучке остался еще один предмет, угадайте, что это?
По реке Простыне
Плывет пароход.
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать.
(Утюг.)
Имитация работы с утюгом. Чем ты гладишь? (Утюгом.)
7. Развитие речевого внимания
Выставляются картинки: улей, улица, усы, ужи, удод. Дети называют картинки. Определяется позиция звука у и место символа звука у в Звуковом домике. Игра «Подскажите словечко».Жи-жи-жи, ползут ... (ужи). Сы-сы-сы, у папы выросли ... (усы). В названии какой части тела есть звук у? (Уши.) Мы слушаем усами? (Нет, ушами.) У ужей нет ... (ушей). А у нас два ... (уха). Ха-ха-ха, из рыбы варится... (уха). Какие похожие слова вы слышали? (Уха и уха.) Послушайте, какие слова «заблудились». Ловили рыбу уточкой. (Удочкой.) Ныряли вместе с удочкой. (Уточкой.)
Улитка просит удочку:
— Закинь-ка в реку уточку.
Удочка закинула,
Уклейку-рыбку вынула.
Г. Сапгир
Повторение исправленного стихотворения.
Пчелки летели, в утюг залетели. (В улей залетели.)
8. Физминутка
А сейчас вы — пчелки.
Пчелки в ульях сидят,
На цветы они глядят,
Пчелки, с ульев вылетайте!
Мед скорее собирайте!
9. Выделение слов со звуком у
Психогимнастика. Дети, послушайте стихотворение:
Удод у дороги А уж зашуршал
Увидел ужа, И уполз в камыши,
Удод улетел, Над глупым удодом
От испуга дрожа. Смеясь от души.
10. Образование приставочных глаголов
Уля спрашивает, кто из вас запомнил слова со звуком у из стихотворения про ужа и удода. (Уполз, увидел, улетел, удод, уж.)Что сделал удод? (Улетел.) Удод улетает, а уж ... (уползает). Пчелки улетают или уползают? (Улетают.) Улитка...(уползает). Утка ... (уплывает).
10. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Знакомство со звуковой линейкой.
Мы с Улей будем произносить слова правильно и неправильно. Хлопните в ладошки, если слово сказано правильно: улитка, лилитка, малитка, вулитка, улитка; утюг, мутюг, витюг, утюг. Вы заметили, что в некоторых словах есть «чужие» звуки. Если хоть один звук «заблудился», слово уже становится непонятным. Лилитка — правильное слово или нет? (Нет.) Есть длинные и короткие слова. Слова, в которых мало звуков, — короткие слова. Демонстрируется звуковая линейка. Скажем слово уж и посмотрим, сколько окошек открылось. (Два окошка.) Скажите слово утка. Слова произносятся медленно, с выделением каждого звука. Произнесите слово умывальник. Какое это слово? (Длинное.) Почему вы так считаете? (В нем много звуков.) А сейчас посмотрите, как я могу отхлопать ритм разных слов. У-ли-ца (три хлопка), у-жи (два хлопка), уж (один хлопок), у-мы-валь-ник(четыре хлопка). По количеству хлопков тоже можно догадаться, какое слово — длинное или короткое.
11. Знакомство с буквой у
Сейчас Уля покажет вам свою любимую букву. Демонстрируются буквы у, У (строчная и заглавная). Уточняются сходства и различия.
На что похожа буква у ?Ответы детей .У — сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.В. Степанов
Покажите пальчиками, как торчат «ушки» у буквы у. Найдите вкассах букву у. Буква у выставляется в окошко Красного замка.
12. Итог занятия
Подарим хозяйке Красного замка слова со звуком у. Я буду произносить часть слова, без звука у. Вы дополните его звуком у и скажете все слово. _казка (указка), _дав (удав), _лыбка(улыбка), _ченик (ученик), _голъ (уголь), _гол (угол), _шат(ушат), _зел (узел). Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Звуки, буквы и слова». (подготовительная группа)
Совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка....
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Звук "И" (ЗКР).
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности по теме "Звук И" (звуковая культура речи)....
Организованная образовательная деятельность по развитию речи. Звуковая культура речи. Звук "Ш". старшая логопедическая группа
Знакомство со звуком "Ш"...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки[м], [мь]. Дидактическая игра «Вставь словечко»».
Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь, в словах и в фразах....
Конспект организованной образовательной деятельности по Развитию речи в младшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук и».
Конспект организованной образовательной деятельности по Развитию речи в младшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук и»....
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [б], [б’]»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе«Звуковая культура речи: звуки [б], [б’]»Задачи:Образовательные:упражнять детей в правил...