развитие речи "Моя семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «Развитие речи» «Моя семья»
Программное содержание:
Речевое развитие:
Научить детей определять родственные отношения в семье; точно и полно отвечать на вопросы; пересказывать короткий текст, наглядной опорой для которой служат действия с предметными картинками; учить детей подбирать признаки к предметам; развивать внимание, мышление.
Социально-коммуникативное развитие:
Формировать представление детей о семье, родственных отношениях. Дать представление о таком понятии как «род», «генеалогическое древо».
Воспитывать интерес к своей родословной.
Дидактический наглядный материал: игрушка домовенок Кузя, пирамидки; иллюстрации: «Семья», «Петушок с семьей», «Кошка с котятами», «Утка с утятами»; ребус «Семья»; мяч; схема генеалогического древа.
Предварительная работа:
коллективные и индивидуальные беседы с детьми о семье, о занятиях членов семьи, рассматривание фотографий; чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня», Драгунского «Сестра моя Ксения», заучивание стихотворения «Семья», схема генеалогического древа.
Словарная работа: родственники, род, генеалогическое древо.
Методические приемы:
1. Сюрпризный момент приход домовенка Кузи.
2. Отгадывание ребуса
3. Игра «Назови слово ласково».
4. Чтение стихотворения «Семья»
5. Рассматривание картин.
6. Физкультминутка.
7. Анализ деятельности.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
- Ребята, сегодня к нам в группу должен прийти один гость. А, вот он уже здесь! Познакомьтесь, ребята, это домовенок Кузя.
Кузя пришел к нам не с пустыми руками, он принес загадку. Эта загадка необычная, она называется ребус.
Посмотрите на этот ребус и попробуйте догадаться, какое слово здесь написано? (Если дети не отгадали, то задаю наводящие вопросы). Посмотрите, какая это цифра? (семь); А какая рядом буква? (Я).
Если сложить эти два слова вместе, то получится одно слово «семья».
Ребята, неслучайно это слово можно зашифровать так. Раньше на Руси говорили: семья – это семь «Я», т. е. в семье семь человек, которые живут вместе в одном доме.
- Кузя, что-то ты загрустил?
Кузя: Да, мне стало грустно, потому что я живу один в пустом доме и не знаю, что такое семья.
- Ребята, давайте расскажем Кузе о том, что такое семья. Расскажите сколько человек в вашей семье, как их зовут, какая у вас семья, что вы любите делать вместе.
(Рассказы детей.)
- Кузя, ты заметил, что все дети, рассказывая о своей семье, улыбались.
Как ты думаешь почему?
Кузя: Не знаю, расскажите.
- Ребята, почему вы улыбались? Как должны относиться друг к другу члены семьи? (доброжелательно, заботливо, ласково, тепло, с любовью.)
Давайте поиграем в игру «Назови слово ласково».
Я буду называть слово, а вы должны сказать его ласково.
Бабушка – бабуля, бабулечка, бабуся.
Папа – папуля, папулечка, папочка.
Сын – сынок, сынуля, сыночек, сынулечка.
Мама - мамочка, матушка, мамулечка, маменька.
Дочь – доченька, дочурка.
- Послушай, Кузя, стихотворение, которое называется «Семья». Кто хочет прочитать?
«Семья – это слово родное!
Сколько в нем света, добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными,
За все их заслуги, за все их дела!
Глаза материнские нас согревают
Как солнца сиянье, они горячи,
А руки отца от беды заслоняют
Забота родных - как солнца лучи!»
- Правильно, ребята, семья – это все ваши близкие, которые живут с вами вместе.
Кузя: Ребята, а у животных семьи есть?
-Кузя, какой вопрос ты интересный задал. Как вы думаете, ребята, есть ли у животных семья? Почему вы так думаете?
-Посмотрите на картинки (обращаю внимание детей на иллюстрации «Петушок с семьей», «Кошка с котятами», «Утка с утятами».)
- Как вы думаете, что чувствует кошка рядом со своими котятами? Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей? (ответы детей).
-Правильно, и животные и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детеныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.
-Кто в вашей семье заботится о детях? Как заботятся? (ответы детей).
- А вы заботитесь о взрослых в своей семье? Что помогаете делать? (Мыть посуду, подметать пол, убирать игрушки)
- Давайте, покажем, как мы помогаем взрослым в семье.
Физкультминутка:
Свою мамулю я люблю
И всегда ей помогу!
Я ей дров наколю! (Во время чтения стихотворения
выполняют имитацию движений)
Я стираю, полоскаю,
С рук я воду отряхаю.
Пол я чисто подметаю –
Вот как маме помогаю!
- А теперь посмотрите на эту картинку. Здесь не только мама, папа и дети, но и еще двое взрослых – кто они? (дедушка и бабушка)
Если бабушка и дедушка живут вместе с вами, то вас можно назвать одной большой семьей. А если бабушка и дедушка живут отдельно, то как их можно назвать? Кто они вам? (родственники – хор. и инд. проговаривание)
Правильно, родственниками называют близких по родству людей.
Слово родственники происходит от слова «род». Можно сказать, что род – это одна большая семья. Каждый род имеет свое начало. Самым уважаемым считается самый старший по возрасту член семьи. Кто самый уважаемый родственник в вашем роду? Почему вы так думаете? (Бабушка и дедушка, потому что они дольше всех прожили на свете и все знают.) Правильно, мы часто обращаемся к ним за советом. А еще мы их любим за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители вам. Пока не было вас, ваши родители назывались детьми, а когда появились вы, как их стали называть? (родители).
-А сейчас обратите внимание на кольца под вашими стульчиками. Возьмите их и пройдите на коврик. Ребята любой род можно представить в виде колец. Наденьте на палочку самое первое большое кольцо – это ваши прабабушка и прадедушка. Возьмите следующее по размеру кольцо, положите его сверху. Кто это будет? (бабушка и дедушка). Затем следующее кольцо. Как мы его назовем? (папа и мама). А это кольцо вы. У нас осталось самое маленькое колечко. Как вы думаете, кого оно обозначает? (предположения детей).
Это ваши будущие дети. Посмотрите, какая у нас получилась пирамида. Вот какой большой у вас всех род – эти колечки – это ваши родственники.
Давайте повторим это слово, чтобы вы его запомнили. (род – хор. и инд. проговаривание) А у ваших мам и пап есть братья и сестры, у вас тоже они есть и, поэтому большой род всегда изображали в виде генеалогического древа. Древо – это значит дерево. Посмотрите, как оно изображается. Внизу, там, где корни - это бабушка и дедушка, где начинается ствол там папа и мама. Где веточки – это вы. У каждой семьи свое генеалогическое древо. Мы с вами тоже будем учиться составлять генеалогическое древо семьи, но это мы будем делать в подготовительной группе.
- Ребята, семью почитали еще с давних времен. Народ сложил о ней много пословиц и поговорок. Вспомните их:
1. Вся семья вместе, так и душа на месте.
2. Своя семья – самые верные друзья.
3. В гостях хорошо, а дома лучше.
4. При солнце тепло, а при матери добро.
-Ребята, что-то наш Кузя совсем загрустил, наверно ему грустно потому что у него нет семьи, нет родных. А ведь каждый человек, каждый ребенок имеет право иметь семью. Что же нам делать?
-Обращаюсь к Кузе: Ты, Кузенька, посиди, а мы с ребятами посоветуемся.
-Зову детей к себе и мы вместе с детьми приходим к выводу, что нужно предложить Кузе остаться жить в нашей группе и мы будем его семьей.
Дети предлагают Кузе остаться с нами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ННОД по социально - коммуникативному развитию "Моя семья"
Конспект для детей второй младшей группы....
познавательно-речевое развитие "Моя семья"
конспект занятия по гендерному развитию детей 2 младшей группы....
Педагогические методы музыкального развития в семье.
Родители - лучшие педагоги. Как помочь родителям научить детей музицировать....
Родительское собрание на тему: «Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития детей».
Родительское собрание на тему: "Специфика обучения и воспитания в корекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития у ...
Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»
Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога. На основ...
Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»
Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога.На основ...