РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Агашкина Анна Сергеевна

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ  САД  «МЕДВЕЖОНОК»  Г. НАДЫМА»

(МДОУ  «ДЕТСКИЙ  САД  «МЕДВЕЖОНОК»  Г. НАДЫМА»)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ

«Детский сад «Медвежонок» г. Надыма

____________________ Л.И. Мифтахова

Приказ №          от                           2019г.

                 

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

«Детский сад «Медвежонок» г. Надыма

Протокол №      от                           2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по образовательной области «Речевое развитие»

для подготовительной к школе группы «В»

на основе Примерной общеобразовательной программы

дошкольного образования

с учетом Комплексной образовательной программы

дошкольного образования «Мир открытий»,

научный руководитель Л.Г. Петерсон,

под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.

воспитатели

Агашкина А.С.

Олейник Е.П.

Надым

2019

1. Пояснительная записка

  Рабочая программа разработана по образовательной области «Речевое развитие» для старшей группы МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г.Надыма». С точки зрения современного развития дошкольного образования разработанная рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.

Программные задачи:

Воспитание звуковой культуры речи 

• Совершенствовать произношение звуков, особое внимание уделять дифференциации свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких.

• Развивать голосовой аппарат (учить произносить скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно).

• Развивать умение изменять интонацию: произносить заданную фразу с вопросительной или восклицательной интонацией (ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно).

• Продолжать обучать звуковому анализу слов, т.е. умению вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги, ставить ударение.

• Воспитывать интерес к языковым явлениям, развивать лингвистическое мышление, учить составлять загадки и рассказы о словах и звуках.

• Развивать интонационную сторону речи: мелодику, ритм, тембр, силу голоса, темп речи.

Словарная работа

• Продолжать работу по формированию всех видов словаря: бытового, природоведческого, обществоведческого, эмоционально-оценочной лексики.

• Проводить работу над уточнением значений известных, близких или противоположных по смыслу слов (синонимов и антонимов), а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом.

• Формировать умение выбирать наиболее точное слово при формулировании мысли и правильно его применять в любом контексте.

• Учить понимать смысл поговорок и пословиц.

• Продолжать работу над смысловой стороной слова.

• Обогащать активный и пассивный словарь.

Формирование грамматического строя речи 

• Продолжать работу по согласованию существительных, числительных и прилагательных в роде, числе и падеже с усложнением заданий  

• Продолжать работу по согласованию несклоняемых существительных (пошел в новом пальто; ехал в метро).

• Учить образовывать сравнительную и превосходную степени прилагательных (умный – еще умнее – умнейший; добрый – еще добрее – добрейший).

• Учить правильно употреблять трудные формы глаголов (одеть, надеть, бежать, класть).

• Продолжать работу со словами-антонимами и синонимами.

• Учить образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов (бежал – перебежал на другую сторону, забежал в дом, выбежал из дома).

• Закреплять умение образовывать название детенышей животных в самых разных случаях (у лисы – лисенок; у лошади – жеребенок, а у жирафа, носорога?) и название предметов посуды (сахар – сахарница, хлеб – хлебница, но соль – солонка).

• Учить подбирать однокоренные слова (зима – зимний – предзимье; луна – лунный – луноход).

• В работе над синтаксисом формировать разнообразные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные).

Развитие связной речи

• Формировать умение строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.

• Развивать образную речь.

Данная рабочая программа предусматривает реализацию национально — регионального компонента, который составляет 15 % от общего числа непосредственно образовательной деятельности

Приоритетным направлением по реализации данной программы является создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья и обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Рабочая программа по «Речевому развитию» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема (раздел)

Количество

1.

Развивающая речевая среда +формирование словаря

+звуковая культура речи +грамматический строй речи

+связная речь

37

всего:

37

Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы

К концу обучения ребенок

1. Активно общается со сверстниками и взрослыми. Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

2. Задает вопросы взрослому поискового характера, проявляет любознательность, интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.

3. Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.

4. Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, употребляет в речи яркие слова и выражения, использует эпитеты, сравнения (оценивает логопед).

5. Способен к словесному творчеству (придумывает рифмовки, истории, сказки), к прогнозированию возможных действий героев произведений, вариантам завершения сюжета; способен представлять в воображении образы героев, место действия; отражает литературный опыт в самостоятельной игровой и продуктивной деятельности (игре, рисунке, поделке и пр.).

6. Умеет самостоятельно пересказывать литературные произведения, составлять сюжетные рассказы, в том числе на темы из личного опыта, самостоятельно выбранную тему, составлять творческие рассказы.

7. Понимает логику событий, причины и следствия поступков героев, мотивы их поведения, ориентируется в человеческих отношениях; понимает и адекватно оценивает драматическое и комическое

8. Правильно согласовывает существительные, числительные и прилагательные в роде, числе и падеже; согласовывает несклоняемые существительные; образовывает сравнительную и превосходную степе6ни прилагательных; образовывает глаголы с помощью приставок и суффиксов; умеет образовывать название детенышей животных и название предметов посуды; подбирает однокоренные слова (оценивает логопед).

9. Имеет представление о предложении, умеет определять количество слов в предложении, составлять предложения из заданного количества слов, может конструировать разнообразные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные.

10. Умеет производить звуковой анализ слов: вычленять определенные звуки, давать им характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой, ударный, безударный). Делит слова на слоги, составляет слова из заданных слогов.

Содержание рабочей программы по речевому развитию

Воспитание звуковой культуры речи. В подготовительной к школе группе совершенствуется произношение звуков, особое внимание уделяется дифференциации определенных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких). Для развития голосового аппарата дети произносят скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно. Развивается умение изменять интонацию: дети произносят заданную фразу с вопросительной или восклицательной интонацией (ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно).

У детей седьмого года жизни продолжается развитие звукового анализа слова, т.е. умение вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги, делать ударение. Ознакомление с фонетической структурой слова серьезно влияет на воспитание интереса к языковым явлениям. Составление детьми загадок и рассказов о словах и звуках становится показателем их лингвистического мышления.

Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, таким ее элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. Умение осознанно пользоваться звуковой стороной речи, правильно применять в зависимости от ситуации все характеристики речи развиваются с помощью специальных упражнений и в процессе любого высказывания.

В работе над дикцией, развитием голосового аппарата, совершенствованием артикуляции широко используются скороговорки, чистоговорки, потешки. Особое внимание надо уделять развитию творческих способностей детей, когда они заканчивают ритмическую фразу, начатую взрослым: «Где ты, заинька, гулял?» («Под кусточком ночевал»), «Где ты, Катенька, была?» («Я с друзьями в лес ушла»). Воспринимая ритм и рифму заданной строчки, дети вдумываются в звучащее слово и начинают глубже понимать стихотворную речь. Такие упражнения не только развивают у детей интонационную выразительность, но и готовят к восприятию поэтической речи.

Словарная работа. В подготовительной группе продолжаются обогащение, закрепление и активизация словаря. Проводится работа над уточнением значений известных, близких или противоположных по смыслу слов (синонимов и антонимов), а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом.

Одна из важнейших задач – формирование умения выбрать наиболее точное слово при формулировании мысли и правильно его применить в любом контексте. У детей формируется умение выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово (жаркий день – горячий; жаркий спор – взволнованный), развивается понимание переносного значения слов в зависимости от противопоставления и сочетания (ручей мелкий, а река глубокая; ягоды смородины мелкие, а клубники – крупные).

Необходимо продолжить работу и над пониманием слов, противоположных по смыслу («Что может быть глубоким? Мелким? Легким? Тяжелым?). Пословицы и поговорки закрепляют представление об антонимах, поэтому их надо шире использовать на занятиях. Работа с многозначными словами разных частей речи (бежит река, мальчик, время) подводит детей к пониманию переносного значения слов. Углубленная работа над смысловой стороной слова помогает детям точно передавать творческий замысел в самостоятельных сочинениях.

Формирование грамматического строя речи. Работа по формированию грамматического строя направлена на обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями. Продолжается также работа по согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, но задания усложняются и даются в таком виде, что дети вынуждены сами находить правильную форму («Спроси у белочки, сколько у нее лап? Спроси про уши, хвост, глаза, рот»); даются сочетания с несклоняемыми существительными (пошел в новом пальто; играл на пианино); предлагается образовать степень прилагательного (умный – умнее; добрый – добрее); даются задания с помощью суффиксов изменить значение слова, придав ему другой смысловой оттенок (злой – злющий; толстый – толстенный; полный – полноватый).

Дети учатся правильно употреблять «трудные» глаголы (одеть – надеть). При этом их внимание обращается на слова-антонимы (одеть – раздеть, надеть – снять). Усложняются задания по образованию глаголов с помощью приставок и суффиксов (бежал – перебежал на другую сторону, забежал в дом, выбежал из дома; веселый – веселится; грустный – грустит). В образовании новых существительных внимание детей обращается на то, как подбирается словообразовательная пара (чистый пол, чистить, тряпка), как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа – школьник, огород–огородник) или на предмет (чай – чайник, скворец – скворечник). Закрепляется умение образовывать название детенышей животных в самых разных случаях (у лисы – лисенок; у лошади – жеребенок, а у жирафа, носорога?) и название предметов посуды (сахар – сахарница, но соль – солонка). Дети учатся подбирать однокоренные слова (весна – весенний – веснушки; снег – снежный – подснежник) и конструировать производные слова в условиях контекста: «Какие птицы (зима) в нашем лесу?», «Дрова надо... (пила)».

Развитие связной речи. Эта задача тесно связана со всеми другими задачами: овладением словарным богатством родного языка, правильным грамматическим и фонетическим оформлением высказывания. В развитии связной речи на первый план выступает формирование умения строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение, контаминированные тексты), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.

Дети должны осмысленно анализировать структуру любого высказывания: есть ли зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет), как раскрываются микротемы, имеется ли завершение (конец). Развитие умения связно выстраивать высказывание обеспечивается обучением, включающим формирование элементарных знаний о теме высказывания, расположении его структурных частей, умений использовать разнообразные средства связи в описательных и повествовательных текстах.

Занятия по развитию связной речи (как и в предыдущих группах) включают пересказ литературных произведений, рассказывание об игрушке или предмете, по картине, на темы из личного опыта, самостоятельно выбранную тему, однако задачи усложняются. Дети могут нарисовать недостающие структурные части к предложенной картине. Например, могут нарисовать начало или конец предложенного сюжета или нарисовать на четырех маленьких листочках весь задуманный сюжет, а после этого рассказать взрослому последовательно свое высказывание. Такие упражнения четко демонстрируют умение ребенка выстраивать сюжет, связывать между собой части текста.

Развитие умения выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у детей элементарное понимание структурной организации текста, влияет на развитие у них наглядно-образного и логического мышления.

Развитие образной речи. Эту задачу, несомненно, надо рассматривать и по отношению к детям младшего и среднего дошкольного возраста, однако особое значение она имеет для детей старшего дошкольного возраста.

Прежде всего, развитие образной речи происходит при ознакомлении детей с разными жанрами художественной литературы, в том числе с произведениями малых фольклорных форм (пословицами, поговорками, загадками) и с фразеологизмами. После чтения литературных произведений необходимо обращать внимание детей не только на содержание, но и на художественную форму. Разнообразные задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор и других средств художественной выразительности значительно влияют на развитие образной речи. Прекрасной основой служат также лексические и грамматические упражнения.

Дети знакомятся с произведениями разных литературных жанров (сказками, рассказами, стихотворениями, произведениями устного народного творчества), их художественными достоинствами, учатся понимать значение образных выражений и целесообразность их использования в тексте. Специальные творческие задания на материале фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок развивают поэтический слух и подводят детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.

Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам помогает понять обобщенный смысл малых фольклорных форм (зарубить на носу – запомнить навсегда; повесить голову – загрустить). Развитие образной речи должно проходить в единстве с развитием других качеств связного высказывания, основанных на представлениях о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточном запасе образной лексики и понимании целесообразности ее использования в собственных сочинениях.

Развитие словесного творчества включает все направления работы над словом – лексическое, грамматическое, фонетическое. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок, рассказов, загадок.  

Способы проверки обученности воспитанников

  Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.

  Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (выполнение заданий детьми) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения речевого развития детей. Приложение 2.

Средства обучения

     В МДОУ созданы условия для развития  детей:  смарт-доска, проектор, картотека презентаций, игр и обучающих мультфильмов, демонстрационный материал,  игрушки, различные театры, ширма, кукольная мебель и куклы, кубики и машинки, муляжи, кукольная посуда и т.д.

2. Коррекционная работа  с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам.

Цель коррекционной работы: обеспечение единой комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи, коррекция психофизического и речевого развития, оказание комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Коррекционная работа по индивидуальным программам проводится совместно со специалистами дошкольного учреждения. Приложение 3

3. Работа с родителями по направлению «Речевое развитие»

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей  базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.

Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

 Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ  (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).

        Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

        Задачи:

        1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.

    2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.

         3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

        4.Формировать позитивные формы общения.

        5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.

        6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:

1. Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;

         2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;

3. Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;

 4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;

Реализация программы рассчитана для работы  с детьми раннего возраста (дети 6-7 лет). Содержание программы  реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад.  Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.

В  группах работа с семьей проходит через оформляемые стенды, где предоставляется различный материал для родителей (буклеты, памятки, и т.д.). Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.

Работа с родителями по направлению «Речевое развитие ребенка» осуществляется согласно плану. Приложение 4.

4. Работа с социальными партнерами по направлению «Речевое развитие ребенка»

Одним из путей повышения качества дошкольного образования  является установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:

• партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;

• партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;

• партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.

Работая в условиях социального партнерства, создается возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в детском саду должны строиться с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:

• работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;

взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;

• взаимодействие с учреждениями здравоохранения;

• работу с семьями воспитанников детского сада.

Работа с социальными и партнерами по направлению «Речевое развитие» осуществляется согласно плану. Приложение 5.

Используемая литература

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.

2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.

3. Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2018г.

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование по речевому развитию в подготовительной к школе группе

Месяц  

Неделя

Тема

Формы работы в организованной деятельности

Цель

Сентябрь

1

Мой детский сад

Занятие №1

.

Цель: учить детей воспроизводить знакомое литературное воспроизведение (р.н.с. «Курочка ряба»), составляя короткий рассказ совместно со взрослыми. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «а», научить четко, артикулировать его в звукосочетании и словах

2

Осень. Приметы осени

Занятие №2

Цель: подводить детей к составлению описательного рассказа об игрушке. Учить правильно, называть предметы, их отдельные части, качества. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «у» (в словах в звукосочетаниях); учить плавно, на одном выдохе произносить слова. Обратить внимание детей на наличие звука «у» в словах.

3

Грибы. Ягоды

Занятие №3

Цель: учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ(два – три предложения) об игрушке. Учить образовывать наименование детёнышей животных; раскрыть детям значение слов, образованных с помощью суффиксов – онок. Учить различать слова с противоположным значением(большой – маленький).Уточнить и закрепить правильное произношение звука «и» (в словах в звукосочетаниях); учить регулировать высоту голоса.

4

Во саду ли, в огороде…

Занятие №4

Цель: учить рассматривать и описывать кукол, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ. Учить называть цвет предмета, использовать антонимы, согласовывать в роде и числе прилагательные, обозначающие цвет, с существительными. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «у» (в словах в звукосочетаниях); учить плавно, на одном выдохе произносить слова. Обратить внимание детей на наличие звука «у» в словах.

Октябрь

1

Деревья и кустарники

Тема: Занятие № 5

Цель: Учить составлять совместно с воспитателем короткий повествовательный рассказ. Учить детей правильно называть игрушки, их качества. Формировать умение использовать слова с противоположном значением, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе. Уточнить и закреплять правильное произношение звука «э».

( О.С. Ушакова – 31)

2

 Домашние животные и птицы

Тема: Занятие № 6

Цель: учить составлять с помощью воспитателя короткие рассказы. Учить образовывать уменьшительно – ласкательные названия детёнышей животных, соотносить наименования детёнышей животных в единственным и множественном числе с изображением. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «Ы». (О.С. Ушакова – 32)

3

Мой город, моя страна

Тема: Занятие № 7

Цель: Учить детей составлять короткий рассказ об игрушки с помощью воспитателя. Упражнять образование форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать, демонстрировать использование антонимов. Закрепить правильное произношение звуков «о», «э», «ы»; умение различать в словах.  (О.С. Ушакова – 33)

4

Народная культура и традиции

Тема: Занятие № 8

Цель: учить детей совместно со взрослым пересказывать сказки «Репка». Учить правильно называть качества предмета, закрепить правильно называть детенышей животных. Закреплять правильное произношение звуков «м» и «мь». Учить детей различать на слух близкие по звучанию слова. (О.С. Ушакова – 36)

5

Человек. Семья

Тема: Занятие № 9

Цель: уметь составлять небольшой рассказ совместно с воспитателем. Учить правильно называть предметы одежды, называть действия, использовать прилагательные, обозначающие цвета. Закреплять правильное произношения звуков «п» и пь». Учить детей отчетливо и достаточно горомко произносить слова.

(О.С. Ушакова – 38)

Ноябрь

1

 Одежда. Обувь

Занятие № 14

Цель: учить составлять рассказ по картине из двух-трёх предложений с помощью воспитателя. Закреплять название известных детям животных, игрушек, их признаков (цвет, величина, детали). Закреплять правильное произношение звуков т-ть, д-дь, п-пь; учить говорить с разной силой голоса, обратить внимание на вопросительную интонацию.

(О.С. Ушакова – 47)Тема:

2

Профессии

Тема: Занятие № 10

Цель: учить составлять небольшой рассказ совместно с воспитателем об игрушки. Учить правильно, образовывать формы глаголов в повелительном наклонении; понимать правильное использование предлогов в. на, под, около, перед. Закреплять правильное произношение звуков «б» и «бь».

(О.С. Ушакова – 40)

3

 Инструменты

Тема: Занятие № 12

Цель: уметь составлять небольшой рассказ по вопросам совместно с воспитателем. Учить правильно называть предметы , их качества, действия. Сравнивать предметы . используя прилагательные большой. Маленький; согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять правильное произношение звуков «д» и «дь».

(О.С. Ушакова – 43)

4

 Продукты питания

Тема: Занятие № 13

Цель: Учить называть качество предметов(величину, цвет); правильно отвечать на вопросы, составлять рассказ. Упражнять в правильном образовании формы родительного падежа множественного числа существительных, в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе. Закрепить произношение звуков «н» и «нь». (О.С. Ушакова – 45)

Декабрь

1

Здравствуй, Зимушка-зима!

Занятие № 14

Цель: учить составлять рассказ по картине из двух-трёх предложений с помощью воспитателя. Закреплять название известных детям животных, игрушек, их признаков (цвет, величина, детали). Закреплять правильное произношение звуков т-ть, д-дь, п-пь; учить говорить с разной силой голоса, обратить внимание на вопросительную интонацию.

(О.С. Ушакова – 47)

2

Дикие животные

Тема: Занятие № 15

Цель: учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, воспроизводить сказки по вопросам («Петушок с семьёй» К.Ушинского). Закрепить произношение звуков «к» и «кь, учить отчетливо и внятно произносить слова и фразы. Насыщенные этими звуками.

(О.С. Ушакова – 48)

3

Кто к кормушке прилетел?

Тема: Занятие № 16

Цель: учить детей повторять за воспитателем короткий рассказ об игрушках. Активизировать употребление прилагательных: закреплять умение образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных. Закреплять правильное произношение звука «х2. Обратить внимание на наличие этого звука в словах.

(О.С. Ушакова – 50)

4

Новый год у ворот!

Тема: Занятие № 17

Цель: учить составлять совместно с воспитателем описательный рассказ об игрушке.. Учить пользоваться словами, обозначающими качества и действия знакомых животных и их детёнышей. Закреплять правильное произношение звуков к,г,х (кь, гь,хь). Учить произносить слову громко и тихо, быстро и медленно.

(О.С. Ушакова – 52)

Январь

2

Дом, в котором я живу

Тема: Занятие № 18

Цель: учить детей описывать игрушки по вопросам; с помощью воспитателя объединять ответы в рассказ. Активизировать использования в речи прилагательных для названия свойств и качеств предметов. Закрепить правильное произношение слов со звуком «й» в разных позициях.

(О.С. Ушакова – 53)

3

Бытовая техника. Электроприборы

Тема: Занятие № 19

Цель: учить детей составлять рассказ совместно с воспитателем. Учить детей правильно называть предметы одежды, отдельные качества предметов. Закрепить правильное произношение звуков «ф» и «фь»; учить детей плавно, протяжно, на одном выдохе произносить звук.

(О.С. Ушакова – 55)

4

 Мебель

Тема: Занятие № 20

Цель: учить детей описывать предмет. Упражнять в согласовании прилагательныхи местоимений с существительными в роде, числе, активизировать использование в речи прилагательных.

(О.С. Ушакова – 57)

5

Посуда

Тема: Занятие № 21

Цель: Формировать умение детей составлять рассказ совместно с воспитателем и самостоятельно. Использовать слова с противоположным значением, согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять правильное произношение звуков ф (фь), в (вь), учить выделять голосом эти звуки в словах, регулировать голоса (громкость речи).

(О.С. Ушакова – 58)

Февраль

1

Комнатные растения

Тема: Занятие № 23

Цель: Формировать умение детей составлять короткий рассказ совместно с воспитателем; правильно называть отдельные предметы посуды, знать их назначение, знакомить с продуктивным словообразованием моделью сахар – сахарница. Закреплять правильное произношение звука «с» формировать умение определять звук на слух, наличие и отсутствие данного звука в словах.

(О.С. Ушакова – 61)

2

Животные разных стран

Тема: Занятие № 22

Цель: учить пересказывать сказку («Козлята и волк») совместно с воспитателем. Приучать детей отчетливо и правильно произносить звук изолированно и в словах.

(О.С. Ушакова – 60)

3

День защитника Отечества

Тема: Занятие № 24

Цель: формировать умение составлять короткий рассказ совместно с воспитателем; называть отдельные предметы мебели. Упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов в, на, за, около, учить правильному образованию формы родительного падежа с существительным: ручек, ножек. Закреплять правильное произношение звуков «с», «сь»; учить четко произносить слова и фразы с различной громкостью.

(О.С. Ушакова – 63)

4

Транспорт

Тема: Занятие № 25

Цель: Составлять совместно с воспитателем короткий рассказ из личного опыта. Активизировать употребление прилагательных и глаголов. Закреплять правильное произношение звука «с»; приучать детей слышать и выделять этот звук в словах, произносить фразы с различной громкостью.

(О.С. Ушакова – 64)

Март

1

Международный Женский день

 Тема: Чтение сказки в стихах «Мойдыдыр» К. Чуковского.

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему содержания; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишие.

(О.С. Ушакова – 171)

2

Весна красна

 Тема: Занятие № 26

Цель: Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет, составлять с воспитателем небольшой рассказ по картинке. Активизировать употребление в речи прилагательных и глаголов. Приучать детей отчётливо и правильно произносить звук «з» в словах и предложениях.

(О.С. Ушакова – 64)

3

Цветы

 Тема: Занятие № 27

Цель: учить составлять короткий рассказ по картинке совместно с воспитателем. Учить детей правильно называть изображенное на картинке, обогащать речь прилагательными, глаголами. Закреплять правильное произношение звуков «3» и «зь».

(О.С. Ушакова – 67)

4

 Перелетные птицы

Тема: Занятие № 28

Цель: учить составлять короткий рассказ по картине. Закреплять умение образовывать формы единственного и множественного числа названий детенышей животных. Учить детей отчетливо произносить звуки «г» и «гь».

(О.С. Ушакова – 68)

Апрель

1

Наш друг - книга

Тема: Занятие № 29

Цель: Учить составлять короткий рассказ по картинке. Учить детей четко и ясно произносить звук «ц» , выделять этот звук в словах на слух; закреплять правильное произношение звуков «с» и «а», приучать регулировать темп речи.

(О.С. Ушакова – 70)

2

Что мы знаем о космосе?

Тема: Занятие № 30

Цель: Упражнять в названии признаков и частей игрушек. Учить описывать игрушки совместно с воспитателем и другими детьми.

(О.С. Ушакова – 71)

3

 Насекомые

Тема: Занятие № 31

Цель: Упражнять детей в выделении, названии признаков игрушки. Учить описывать игрушки коллективно и индивидуально.

(О.С. Ушакова – 72)

4

Скоро в школу

Тема: Занятие № 32

Цель: Упражнять детей в названии действий. Упражнять в использовании вопросительной и утвердительной интонации. Учить составлять сюжетные рассказы об игрушках совместно с воспитателем и самостоятельно.(О.С Ушакова – 73)

Май

1

Праздник весны и труда

Тема: Занятие № 33

Цель: Учить детей составлять небольшие рассказы повествовательного типа. Совершенствовать навыки разговорной речи.

(О.С Ушакова – 74)

2

Праздник Победы

Тема: Занятие № 34

Цель: Учить детей составлять рассказы с включением описательных элементов.

(О.С Ушакова – 75)

3

Подводный мир

Тема: Заучивание стихотворения «Хнык»

Цель: учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворения «Хнык»; обогатить словарь словом карлик(крошечный, очень маленький); стимулировать речевую активность детей, упражнять в употреблении глаголов в повелительной форме.

(О.С Ушакова – 166)

4

 Азбука безопасности

Тема: Заучивание стихотворения «Хнык»

Цель: учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворения «Хнык»; обогатить словарь словом карлик(крошечный, очень маленький); стимулировать речевую активность детей, упражнять в употреблении глаголов в повелительной форме.

(О.С Ушакова – 166)

5

 Скоро лето!

Тема: Заучивание стихотворения «Хнык»

Цель: учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворения «Хнык»; обогатить словарь словом карлик (крошечный, очень маленький); стимулировать речевую активность детей, упражнять в употреблении глаголов в повелительной форме.

(О.С Ушакова – 166)

Приложение 2

Мониторинг обученности детей старшей группы

№ п/п

ФИ ребенка

1. Активно общается со сверстниками и взрослыми. Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

2. Задает вопросы взрослому поискового характера, проявляет любознательность, интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.

3. Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.

4. Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, употребляет в речи яркие слова и выражения, использует эпитеты, сравнения (оценивает логопед).

5. Способен к словесному творчеству (придумывает рифмовки, истории, сказки), к прогнозированию возможных действий героев произведений, вариантам завершения сюжета; способен представлять в воображении образы героев, место действия; отражает литературный опыт в самостоятельной игровой и продуктивной деятельности (игре, рисунке, поделке и пр.).

6. Умеет самостоятельно пересказывать литературные произведения, составлять сюжетные рассказы, в том числе на темы из личного опыта, самостоятельно выбранную тему, составлять творческие рассказы.

7. Понимает логику событий, причины и следствия поступков героев, мотивы их поведения, ориентируется в человеческих отношениях; понимает и адекватно оценивает драматическое и комическое

8. Правильно согласовывает существительные, числительные и прилагательные в роде, числе и падеже; согласовывает несклоняемые существительные; образовывает сравнительную и превосходную степе6ни прилагательных; образовывает глаголы с помощью приставок и суффиксов; умеет образовывать название детенышей животных и название предметов посуды; подбирает однокоренные слова (оценивает логопед).

9. Имеет представление о предложении, умеет опре¬делять количество слов в предложении, составлять предложения из заданного количества слов, может конструировать разнообразные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные.

10. Умеет производить звуковой анализ слов: вычле¬нять определенные звуки, давать им характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой, ударный, безударный). Делит слова на слоги, составляет слова из заданных слогов.

1. Активно общается со сверстниками и взрослыми. Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

2. Задает вопросы взрослому поискового характера, проявляет любознательность, интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.

3. Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.

4. Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, употребляет в речи яркие слова и выражения, использует эпитеты, сравнения (оценивает логопед).

5. Способен к словесному творчеству (придумывает рифмовки, истории, сказки), к прогнозированию возможных действий героев произведений, вариантам завершения сюжета; способен представлять в воображении образы героев, место действия; отражает литературный опыт в самостоятельной игровой и продуктивной деятельности (игре, рисунке, поделке и пр.).

6. Умеет самостоятельно пересказывать литературные произведения, составлять сюжетные рассказы, в том числе на темы из личного опыта, самостоятельно выбранную тему, составлять творческие рассказы.

7. Понимает логику событий, причины и следствия поступков героев, мотивы их поведения, ориентируется в человеческих отношениях; понимает и адекватно оценивает драматическое и комическое

8. Правильно согласовывает существительные, числительные и прилагательные в роде, числе и падеже; согласовывает несклоняемые существительные; образовывает сравнительную и превосходную степе6ни прилагательных; образовывает глаголы с помощью приставок и суффиксов; умеет образовывать название детенышей животных и название предметов посуды; подбирает однокоренные слова (оценивает логопед).

9. Имеет представление о предложении, умеет определять количество слов в предложении, составлять предложения из заданного количества слов, может конструировать разнообразные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные.

10. Умеет производить звуковой анализ слов: вычленять определенные звуки, давать им характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой, ударный, безударный). Делит слова на слоги, составляет слова из заданных слогов.

Критерии оценки в методическом пособии «Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий»,  автор Е.В.Трифонова.

Приложение 3

План коррекционной работы по индивидуальным программам 

по речевому развитию в подготовительной к школе группе

Месяц  

Неделя

Тема

Формы работы в организованной деятельности

Цель

Сентябрь

1

Мой детский сад

2

Осень. Приметы осени

3

Грибы. Ягоды

4

Во саду ли, в огороде…

Октябрь

1

Деревья и кустарники

2

 Домашние животные и птицы

3

Мой город, моя страна

4

Народная культура и традиции

5

Человек. Семья

Ноябрь

1

 Одежда. Обувь

2

Профессии

3

 Инструменты

4

 Продукты питания

Декабрь

1

Здравствуй, Зимушка-зима!

2

Дикие животные

3

Кто к кормушке прилетел?

4

Новый год у ворот!

Январь

2

Дом, в котором я живу

3

Бытовая техника. Электроприборы

4

 Мебель

5

Посуда

Февраль

1

Комнатные растения

2

Животные разных стран

3

День защитника Отечества

4

Транспорт

Март

1

Международный Женский день

2

Весна красна

3

Цветы

4

 Перелетные птицы

Апрель

1

Наш друг - книга

2

Что мы знаем о космосе?

3

 Насекомые

4

Скоро в школу

Май

1

Праздник весны и труда

2

Праздник Победы

3

Подводный мир

4

 Азбука безопасности

5

 Скоро лето!

Приложение 4

План работы с родителями по направлению «Речевое развитие»

№ п/п

Мероприятие

Тема

Цель

Дата

1.

Консультация для родителей

"Развитие речи детей 6-7 лет"

Научить родителей избегать трудности

Октябрь

2.

Круглый стол

«Красивая речь это не миф»

Научить родителей в игровой форме развивать речь своего ребенка

Ноябрь

3.

Мастер-класс

«Игры, развивающие речь вашего ребенка»

Научить родителей в игровой форме развивать речь своего ребенка

Январь

4.

Папка-передвижка

«Говори правильно»

Научить родителей избегать трудности

Февраль

5.

Консультация для родителей

«Развитие речи дошкольников»

Научить родителей избегать трудности

Март

6.

Квест-игра

«Фольклор в речевом развитии ребенка»

Научить родителей в игровой форме развивать речь своего ребенка

Апрель

7.

Памятка для родителей

«Показатели речевого развития ребенка 7 лет»

Научить родителей избегать трудности

Май

Приложение 5

План работы с социальными партнерами по направлению «Речевое развитие»

№ п/п

Мероприятие

Тема

Цель

Дата

1.

Участие в акции

Светоотражатели

Привлечь внимание к использованию фликеров на одежде ребенка

Октябрь

2.

Участие в конкурсе чтецов

«Есть такая работа…»

Развивать технику выразительного чтения

Декабрь

3.

Участие в фестивале

«Театральная весна»

Развивать технику выразительного чтения

Март

4.

Участие в конкурсе чтецов

«Юные таланты за безопасность»

Развивать технику выразительного чтения

апрель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя на основе ООП "Детский сад "Медвежонок" с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсовн...

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной програамы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя)

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной програмы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя)

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...