Открытое занятие на тему"Семья. Многозначные слова".
план-конспект занятия по развитию речи

Бычкова Екатерина Сергеевна

«Любая дорога начинается от крыльца дома, в котором ты живешь. И отправляясь в путь по неизведанным краям, спроси себя: а что  я знаю о своем доме? Что я могу рассказать о нем, чтобы другие полюбили край, который люблю я? Что я могу подарить человеку, чтоб он оставил мой подарок как память обо мне, о моем доме, о моем крае!.

Древний мудрец Артташ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семья. Многозначные слова.27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Южный»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

на тему:  «Многозначные слова. Деление слов на слоги. Ударение»,

                  «Моя семья».

(из учебно-тематического плана 2 года обучения

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Основы грамоты. Развитие речи.»)

Автор: педагог дополнительного образования,

Бычкова Екатерина Сергеевна

Рязань, 2019 г.


КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: «Многозначные слова. Деление слов на слоги. Ударение»,

                          «Моя семья».

Состав учебной группы: обучающиеся 2 года обучения, 6-7 лет.

Предполагаемое количество детей: 22 человека.

Цель занятия:

Обобщение и закрепление знаний детей о многозначных словах .

Формирование у детей правильного представления о семье.

Задачи:

Образовательные:

 расширять представления детей о словах, познакомить с многозначными словами;

способствовать формированию речевой культуры, правильности употребления многозначных слов в речи;

формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

формировать стремление к познанию окружающего мира;

Развивающие:

расширять и обогащать словарный запас;

учить детей практически различать прямое и переносное значение;

развивать зрительное и слуховое внимание: учить слышать и слушать друг друга и педагога;

учить  пользоваться словарём;   

совершенствовать общую и мелкую моторику.

 Воспитательные:

воспитывать умения говорить спокойно, четко; выслушивать друг друга до конца, не перебивая;

воспитывать интерес к занятию;  любовь  к родному языку, культуру  речи;

воспитывать желание помогать старшим членам семьи, заботиться друг о друге.

Тип занятия: комбинированное.

Форма организации работы: беседа, защита проектов.

Форма обучения: фронтальная.

Методы обучения: практический, словесно-наглядный. 

Подготовительная работа с обучающимися: подготовка проектов:  консультация, разучивание стихов, работа с пословицами

Оборудование: проекты ,  ребус «7Я», ТВ, картинки многозначных слов, карточки со словами, рабочие тетради.

Этапы организации занятия (общее время): 1час 10 минут: 30 минут занятие, 10 минут перемена, 30 минут занятие.

  1. Организационный момент. (5 мин.)
  2. Основная часть. (49 минут)
  3. Итог занятия. (6 мин.)


Ход занятия

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И занятие начинаем.

Постарайтесь отгадать загадку, но не простую загадку, а зашифрованную в ребус. Посмотрите на экран:

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «Я»-

И получится? (Семья).

Правильно, сегодня на нашем занятии мы будем говорить о семье. Не случайно слово «Семья» можно зашифровать как 7Я, т. е. в семье семь человек, живущих в одном доме.  Раньше, в старину, , семьи были очень большими, в семье могло быть и пять и семь детей, и жили они одной дружной семьей.

А что такое семья?

Послушаем мнение старших.(читают родители )

1.  Семья – это счастье, любовь и удача,
2. Семья – это летом поездки на дачу.
3. Семья – это праздник, семейные даты.
4. Семья – это труд, друг о друге забота.
5. Семья – это много домашней работы.

Счастливая семья похожа на красивый цветок, спасибо нашим родителям что помогли нам собрать его лепестки…(выкладывается цветок, лепестки)

А где мы можем узнать точное определение слову семья?(В словаре)
Кира зачитай, пожалуйста, что такое семья в словаре Ожегова.

А Максим расскажет из чего состоит семья.

Если взять
Любовь и верность,
К ним добавить
Чувство нежность,
Всё умножить
На года,
То получится –
Семья!

Каждая семья – это новый мир, со своими законами, правилами, традициями. Сегодня мы   познакомимся с такими семьями.
О традициях в своей семье расскажут Мотинга Арина, Романова Виктория, Никишин Денис.
(Дети представляют свои семьи, рассказывают о профессиях родителей, семейных интересах и увлечениях).

 Давайте отдохнем, сделаем «Семейную зарядку»

Осенью, весною, летом и зимой.

Мы во двор выходим, дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает, папа бодро приседает.

Повороты вправо влево делает мой братик Сева,

Я сама бегу трусцой (бег на месте)

И качаю головой (покачивание головы из стороны в сторону).


 Создать семью нелегко, а сохранить ее еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается – недостает житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Вспомним их.

Слово спряталось куда-то. 
Слово спряталось и ждёт: 
«Пусть найдут меня ребята, 
Ну-ка, кто меня найдёт!»

Я начну, а вы закончите:

— в гостях хорошо, а дома… (лучше).

— не нужен клад, когда в семье…(лад).

— семья вместе, так и душа на…(месте).

— дети не в тягость, а…(в радость).

Молодцы!

 Вашему вниманию предлагается сценка. «Мир в семье всего дороже»

Автор: (Мазова Ульяна)
Жили – были дед да баба.
Жили не тужили
Сухарь чаем запивали
Один раз в месяц колбасу жевали.
И всё ладно бы, да курочка – невеличка
Взяла и снесла яичко.
Яичко непростое.
Яичко золотое
А теперь по нашим ценам- 
То оно вообще бесценно.
На семейный на совет
Бабку пригласил наш дед
Дед (Филипп)
Так и так. Такое дело
Что с яичком будем делать?
Может скушать иль продать?
Иль на доллары сменять?
Может, чтоб упали стены
Центр купим современный
Бабка (Ванина Женя)
Что, ты дед, побойся бога!
Музыка не стоит много!
Лучше купим телевизор
Пылесос или транзистор
Иль возьмём телегу мыла,
Чтобы в доме чисто, было 
Автор:
Начался тут сыр да бор
И житейский шумный спор
Начался такой скандал –
Свет такого не видал!
Только курочка молчит,
Около стола стоит.
Курочка (Алина)
Ну, никак не ожидала
Стать причиною скандала.
Чтобы это прекратить,
надо мне яйцо разбить.
Автор
Подошла она тихонько
И, крылом взмахнув легонько,
Яичко на пол уронила,
Вдребезги его разбила!
Плачет баба
Бабка
Что наделала ты, Ряба?
Автор
Дед не плакал, как ни странно,
Вывернул с дырой карманы.
Дед
Нету денег, ну и что же?!
Мир в семье всего дороже.

Пожалуйста из набора слов (на доске), составьте  пословицу.

от счастья ключи в семье ищи.

А какой же из этих ключей  вы возьмёте, чтобы открыть свой счастливый дом? (на доске три ключа скрипичный, дверной, гаечный)

А почему вы выбрали этот ключик, это тоже ключи?(они не открывают дверь). Действительно, в русском языке есть слова которые имеют одно значение (однозначные)

Есть слова, у которых не одно, а несколько значений. Как, например, слово ключ. То такие слова называются многозначные. Тема занятия, дети читают вслух( «Многозначные слова».)

«Многозначные слова,

Детям знать давно пора.

Раз, два, три, четыре, пять,

Выходи скорей искать.

Ты картиночку найди,

И о слове расскажи».

Послушайте стихотворение и найдите в нем многозначные слова.

Бросил палку кверху Мишка:

– Падай в шапку с ели, шишка!

Шишка хлоп по голове –

Сразу шишек стало две.

Е. Петрищева

Сделайте звуковой разбор этого слова.

Поставьте ударение, начертите слоговую схему.

– Не жалейте пятачка, –

Говорит корова. –

Вы купите молочка –

Вкусного, парного!

Поросята тут как тут:

– Нам по целой кружке!

Пяточки свои суют

Маленькие хрюшки…

А. Шибаев

Мойдодыру я родня,

Отверни скорей меня:

И холодною водою

Живо я тебя умою.(водопроводный кран)

Это что за великан

Тащит груз тяжелый,
Помогает строить нам
И дома и школы…(Подъёмный кран)

Папа косил траву, у него острая … (коса).

 У девочки заплетена длинная … (коса).

Выполнение задания в тетради.

Итог:

Чтобы знания были впрок,
Давайте подведём итог! 

Что такое слово?
Какие слова мы называем однозначными?(примеры)
Какие слова мы называем многозначными?(примеры)

Какое важное слово спряталось в начале занятия в ребус?

Какая семья бывает счастливой?(когда есть мама, папа, бабушка, дедушка, брат и сестра)

Спасибо, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, что вы откликнулись на наше приглашение. Мы всегда рады видеть вас.

А в Ваших семьях пусть будут только однозначно счастье, любовь, удача  и здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме: «Звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17076319","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"338","width":"480"}}]]  Форма проведения: индивидуальная. Тема: &laqu...

Конспект открытого занятия по теме: "Автоматизация звука [С] в словах. Образование существительных множественного числа".

Форма проведения: индивидуальная. Тема:  «Автоматизация звука [С] в словах. Образование существительных множественного числа.Цель: Закрепление произношения звука [С] в словах.Задачи:об...

Конспект открытого занятия Лексическая тема:"Семья"

Открытое занятие на уровне МДОУ в старшей логопедической группе....

Конспект открытого занятия по теме: «Семья», в младшей группе «Колобок»

Конспект открытого занятия  по теме: «Семья», в младшей группе «Колобок»...

методическая разработка: Конспект комплексного логопедического занятия в подготовительной группе «Многозначные слова»

В данном занятии логопед развивает слуховое внимание;происходит совершенствование представлений о зиме, зимних праздниках, зимних забавах; закрепляются знания детей о жилище животных; совершенствуется...

Открытое занятие на тему "Семья"

Конспект по развитию речи в средней группеТема: «Моя семья» Тема: «Моя семья»Приоритетная образовательная область: познавательное, социально- коммуникативное развитие.Зада...

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема «Изучение многозначных слов как способ расширения и уточнения словаря дошкольников»

Познакомить детей с многозначными словами, учить понимать их значение во фразах, в тексте....