НОД "Экспедиция в лес" старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
НОД "Экспедиция в лес" -развитие речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksp._v_les_otkor._-_kopiya.docx | 33.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной НОД «Экспедиция в лес» с детьми старшей группы
Гульназ НУРИЕВА,
воспитатель детского сада №317 г.Казани
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Задачи:
- систематизировать начальные представления о жизни диких животных Татарстана в естественных условиях, дать реалистичные знания о жизни бобров (об особенностях их внешнего вида, поведения, питания), продолжать учить детей составлять описательный рассказ о животных, используя мнемотаблицу (план);
- развивать интерес к совместной познавательно-исследовательской деятельности, любознательность, внимание, творческое мышление, мелкую моторику рук, диалогическую речь детей, поощрять попытки участвовать в коллективном разговоре;
- продолжать воспитывать положительное отношение к природе, формировать бережное отношение к обитателям леса, продолжать воспитывать дружеские отношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься.
Методы и приемы:
- наглядные: просмотр слайдов, видеозаписи, презентации;
- игровые: подвижные и дидактические игры, создание игровой проблемной ситуации;
- практические: выполнение заданий (дидактических игр) в команде, «постройка» хатки;
- словесные: вопросы к детям, объяснение, поощрение, художественное слово.
Предварительная работа:
- знакомство с «Красной книгой», рассказ о Волжско-Камском заповеднике;
- чтение художественной литературы: В.Милов «Поучитесь у бобра», И.Соколов-Микитов «Бобры», загадывание загадок о животных;
- беседы «Что растет в лесу?», «Как звери готовятся к зиме?», «Кто живет в наших лесах»;
- дидактические игры «Четвертый лишний», «Кто как передвигается», «Чей хвост?», «Кто что любит», подвижные игры «Зайцы и лиса», «Волк и зайцы», «Лиса и куры», «Медведь и пчелы», сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Доктор Айболит», «Цирк»;
- продуктивная деятельность: эксперименты с природным материалом, лепка «Угощение для зверят», рисование «Дикие животные», «Узнай животных по следам»;
- в рамках детско-родительского проекта создание макета плотины, совместный просмотр детей с родителями познавательных фильмов о бобрах.
Словарная работа: активизация словаря – предлогов, существительных (припасы, бобры, плотина, грызун), прилагательных (запасливый, травоядный); обогащение словаря - хатка, экспедиция, перепонки, веслообразный хвост.
Оборудование: мнемотаблица, дидактические игры «Кто где живет?», «Чем покрыто тело?», «Угости бобра», пятнадцать медальонов в виде снежинок – синего, голубого и зеленого цветов, одна медаль - на ленточке фиолетового цвета, два мольберта, указка, карандаши, шапочка волка, веточки березы длиной 30-40 сантиметров, два тоннеля для пролезания, две палатки, гимнастические скамейки, пенечки, каркас хатки из проволоки, пятнадцать медалей «Ученый малыш» для награждения, рюкзак, Красная книга, карта движения экспедиции с заданиями.
Мультимедиа средства: проектор, презентация «Кто такие бобры», слайды с изображением зимнего леса, бобра, хатки, норки, плотины, поваленных деревьев, аудиозапись музыки Чайковского П.И. «Ноябрь» из цикла «Времена года», видеозапись бобра со словами благодарности детям за помощь
Структура:
- организационный момент:
- загадывание загадки;
- беседа об экспедиции;
- основная часть:
- просмотр презентации «Кто такие бобры»;
- беседа по содержанию презентации с использованием мнемотаблицы;
- подвижная игра «Спрячься в норку»;
- выполнение заданий в командах;
- словесная игра с элементами ТРИЗ «Хорошо-плохо»;
- постройка хатки для бобрят;
- заключительная часть, подведение итогов
Ход экспедиции: дети с воспитателем заходят в музыкальный зал, имитированный под зимний лес (на экране демонстрируется слайд с поваленными бобрами деревьями).
Воспитатель. Ребята, как вы считаете, что случилось с деревьями?
Ответы детей: (был сильный ветер, деревья упали, кто-то срубил).
Послушайте загадку и узнайте, кто еще валит деревья в лесу:
«Есть на речках лесорубы в серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины, строят прочные плотины».
Дети. Бобры.
Воспитатель. Правильно, бобры. Сегодня я вам предлагаю отправиться в экспедицию. Экспедиция – это небольшое путешествие с выполнением различных задач. Согласны? Цель нашей экспедиции - получение знаний о бобре, о том, как он проводит зиму. В нашей экспедиции вы – научные сотрудники, а я – руководитель. Поможет в этой экспедиции нам карта. (Воспитатель из рюкзачка достаёт карту). На этой карте отмечены задания, которые нам предстоит выполнить. Итак, в путь!
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперед,
А затем - наоборот.
Как снежинки покружиться,
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали в зимний лес!
(Слайд «Поздняя осень»: звучит аудиозапись «Ноябрь» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского; дети гуляют по лесной поляне)
Воспитатель. Ребята, посмотрите как красиво в лесу! Вот и первые снежинки! Давайте возьмем себе по одному медальончику (дети берут медальоны в виде снежинок и вешают себе на шею). Эти медальончики нам пригодятся для того, чтобы разделиться на команды.
Первое задание по карте - просмотр фильма о бобрах. Сейчас я предлагаю всем сесть на пенечки или бревнышки и посмотреть небольшой фильм о бобрах (просмотр презентации «Кто такие бобры?»).
Воспитатель. Опишите внешний вид бобра (на мольберте воспитатель выставляет мнемотаблицу для описательного рассказа о животном):
- шерсть
- лапы
- хвост
- морда
- зубы
Дети (Отвечают по одному, используя указку и мнемотаблицу). У бобра красивый черный мех, ноги короткие, между пальцами перепонки, хвост большой и жесткий, как плавник, уши маленькие, зубы большие и прочные, бобр – грызун.
Воспитатель (уточняет ответы детей).
- для чего бобру нужен хвост? (для плавания, для защиты, для сохранения равновесия);
- где живет бобр? (бобр живет у лесных рек в норке или в хатке);
- чем питается бобр? вспомните, как называются такие животные, которые питаются растениями? (травоядные);
- что умеет делать бобр? (бобры строят плотины, хатки, плавают, ныряют).
(на экране слайд с поваленными бобрами деревьями, дети встают в круг, воспитатель бросает им мяч в виде снежного кома - словесная игра «Хорошо-плохо»)
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, поваленные бобрами деревья – это хорошо или плохо? (Ответы детей)
(Воспитатель обобщает ответы детей, делая акцент на положительном – поваленные бобрами деревья служат кормом для зайцев и лосей, которые обгладывают кору со стволов и ветвей, плотины, построенные бобрами, способствует очистке воды).
Воспитатель. Молодцы, ребята, умеете думать и рассуждать! Сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «Спрячься в хатку».
(Дети выбирают волка по считалке, считает тот ребенок, у кого ленточка на медальке фиолетового цвета. Пока волк спит, дети - бобры бегают по лесу. По сигналу: «Осторожно, волк!» дети-бобры убегают в норку – - проползают через тоннель и попадают в палатку. Если волк кого-то поймал, он становится водящим. Игра повторяется 2 раза)
Воспитатель. Молодцы ребята! Вы были быстрыми, ловкими бобрятами! Наша экспедиция продолжается, а чтобы идти дальше, вам нужно выполнить следующие задания по карте. Предлагаю вам разделиться на три команды по цвету медалей. У каждой команды свое задание, прежде чем приступить к выполнению, обсудите все вместе, как это сделать правильно. (Дети подходят к столам подгруппами, где уже заранее приготовлены дидактические игры)
1-я подгруппа – «Кто, где живет?» Нужно соединить стрелками бобра, медведя, белку, лису, волка с тем местом, где они живут.
2-я подгруппа – «Чем покрыто тело бобра?» Нужно найти и обвести кружочком то, чем покрыто тело бобра.
3-я подгруппа – «Угости бобра». Необходимо найти и обвести карандашом корм, которым питаются бобры.
(После выполнения заданий воспитатель их проверяет, ответы обсуждаются с детьми)
Воспитатель (Достает из рюкзачка Красную книгу). Ребята, а кто из вас знает, что это за книга? (Ответы детей) Как вы думаете, почему бобры занесены в Красную книгу? (Ответы детей.)
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы – знатоки редких и исчезающих животных! Продолжаем путь.
(Воспитатель с детьми подходят к каркасу имитированной хатки бобра) Воспитатель. Дети, как вы думаете, что это?
Дети. Хатка бобра.
Воспитатель. Был сильный ветер, и хатка бобра разрушилась. Теперь ему негде зимовать с бобрятами. Как же быть?
Дети. Надо помочь бобру, надо достроить хатку.
Воспитатель. Из чего можно построить хатку? Давайте вспомним, как она выглядит? (Ответы детей)
(Используя ветки березы, дети вместе с воспитателем конструируют хатку бобрам. Воспитатель предлагает детям по очереди зайти в эту хатку и убедиться, что бобрятам будет в ней удобно жить)
(Включается видеозапись, на которой бобёр благодарит ребят за построенную хатку)
Воспитатель. (Вместе с детьми рассматривает карту). Последняя точка нашей экспедиции – наш детский сад. Пора возвращаться!
Нужно нам закрыть глаза, сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперед, а затем – наоборот.
Как снежинки покружиться, чтоб обратно возвратится.
Шаг вперед и шаг назад: мы вернулись в детский сад!
(На экране - слайд с видом детского сада)
Воспитатель. Что вам больше всего запомнилось в нашей экспедиции?
Дети. Фильм про бобра, игра «Спрячься в норку!», постройка хатки, другие варианты ответов.
Воспитатель. Вы молодцы, ребята! Много нового узнали про бобра. Отлично справились со всеми заданиями, помогали друг другу, поэтому награждаетесь медалями «Ученый малыш». Много еще интересных мест, в которые мы отправимся в экспедицию в следующий раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)
Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит. Данные небольшие сценарии к...
Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)
При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.
: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...
Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна
Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...