Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей раннего возраста
консультация по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики помогает развивать речь»
(первая младшая группа)
Развитие мелкой моторики, помогает развивать речь
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы.
В чем причина задержки речи?
Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: родители обычно получают совет - больше разговаривать с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Конечно, это важное условие, чтобы ребенок заговорил, но нужно учесть еще и другое.
Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой опыт: просили ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика (сделай вот так, показываем, как надо сделать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся.
Детям после трех лет доступны позы пальцев: гусь, коза, ножницы, кольцо. Дети после пяти лет могут изобразить: ладонь, кулак, ребро. Если ребенок затрудняется, то наблюдения нарушаются.
В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикулярной речью. Движения пальцев рук постоянно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движения пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми шести-семи месяцев. В этот период полезно делать массаж - поглаживание кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.
С 10 месяцев следует давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, а затем более мелкие для этой цели хороши деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку. Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предложить:
- мозаику мелкую и крупную, все возможные пирамидки, наборы коробочек для собирания в них мелких камешков и т. д.
- наборы пористых губок для тренировки мускулатуры кисти руки.
- наборы колец различной величины для нанизывания их на стержень.
- цветные клубочки ниток для перематывания.
- пособия по застегиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков.
- наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков.
- наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия узнавания предметов на ощупь.
- дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков.
- пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу.
Хорошим средством для развития движений пальцев является игра в «Театр пальчиков» для детей с полутора лет. Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, пять минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Методы и приемы развития мелкой моторики
- Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают память, внимание, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающих фантазию и воображение.
- Массаж - это эффективный способ развития мелкой моторики, а значит и интеллектуальных способностей. Потому что, массируя пальчики вы воздействуете на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Проводить массаж надо ежедневно или через день. Продолжительность одного сеанса 3-5 минут.
Комплекс для детей старше года
- поглаживание тыльной стороны кисти малыша от кончиков пальцев до середины предплечья (движения всей ладонью);
- поглаживание каждого пальчика от кончика к основанию по всем поверхностям - тыльной, боковой и ладонной (движения несколькими пальцами);
- растирание каждого пальчика по ладонной и боковым поверхностям от кончиков к основанию (спиралеобразные движения несколькими пальцами);
- растирание тыльной и ладонной поверхностей кистей от основания пальчиков до запястья (прямолинейные и спиралеобразные движения костяшками пальцев); повторное поглаживание;
- вибрация - постукивание кистей ручек ребенка (движение кончиками пальцев);
- повторное поглаживание;
- завершите массаж пассивными и активными пальчиковыми упражнениями. Для усиления кровообращения в кистях рук полезны такие движения:
- хлопки рук; сжимание и разжимание мягких, а затем упругих предметов;
- потирание одной ладони о другую;
перекатывание между ладонями предметов с неровной поверхностью
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей старшего дошколного возраста".
Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики....
Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей
Моторное развитие есть овладение новым движением,его усвоение,закрепление и применение,что происходит в ходе онтогенеза, так и в процессе специального обучения....
статья "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи у детей раннего возраста"
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их становление требует адеква...
Индивидуальный план работы по самообразованию «Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей дошкольного возраста»
Основным приоритетом дошкольного образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развит...