"Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей старшего дошколного возраста".
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_melkoy_motoriki_na_razvitie_rechi_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста.
Речь ребенка формируется под влиянием взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни.
У большинства детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, Сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. У младших школьников несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте до 3-4 лет нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.
Главное – уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком простые, как и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей интереса. По мере усвоения программного материала игру можно усложнять, увеличив количество предметов для её проведения, изменив темп, заменив наглядный материал игры на словесный и т.д. Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или заменить другим. Не прерывайте занятие на длительный срок. Не перегружайте ребенка. Не стремитесь дать ему все сразу. Много не значит хорошо. Не делайте ничего через силу. Занятия должны приносить радость. Не старайтесь сразу получить результат. Даже если что-то не получилось, важен не результат, а участие и приобретенный опыт.
Придумывайте сюжеты заранее, используя уже имеющийся опыт ребёнка (сказки, стихи, походы в зоопарк и т.д.) , не жалейте денег на качественные материалы и оборудование. Создайте выставки работ малыша. Продумайте хорошо режим ребёнка.
Во время игр с ребенком должен быть взрослый, чтобы помочь пальчикам правильно показать скороговорку; посоревноваться в выкладывании образцов из спичек; помочь выучить стихотворение с помощью наглядного материала; объяснить задание для пальчиков на бумаге; переключить внимание ребенка на другую игру.
Предлагаю сборник простых игр и упражнений, которые могут быть включены в распорядок дня малыша и помогут избежать проблем с речью, а впоследствии и с его обучением в школе.
- Игры с песком, водой, различной крупой и т.д. Ребенок опускает кисти рук в ёмкость с любым наполнителем, размешивает, определяет.
- Упражнение с резинкой. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями пальцев передвинуть резинку на 360 градусов, перебирать резинку, как струны гитары.
- Игра с карандашом. Надо перекатить карандаш от большого пальца к мизинцу и обратно поочерёдно каждой рукой, плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами, зажимать карандаш между двумя пальцами (указательным и средним, средним и безымянным).
- Игра с рисованием. Можно обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному лабиринту. Трафареты.
- Игры с предметами домашнего обихода. Перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков, чистка металла, разбор круп.
- Игры с шариками. Закатывание шариков в коробочку или в ворота.
- Игры с кубиками. Постройка дорожки, заборчика, скамеечки, столика.
- Игры с матрёшками, пирамидками. Взрослый показывает ,как открывается, разбирается и складывается игрушка. Затем ребёнок самостоятельно складывает всё.
- Работа со шнуровкой. Ребёнок протягивает шнурок через все отверстия, через одно, вышивает узор или шнурует как ботинок.
- Работа с пульверизатором. Ребёнок направляет струю воздуха на комочек ватки так, чтобы она двигалась по столу.
- Работа с клавиатурой или с клавишами. Ребёнок нажимает на клавиши поочерёдно разными пальцами.
- Работа с мозаикой, пазлами.
- Бусы. Готовые бусы ребёнок нанизывает на нитку. Бусы могут быть из пуговиц, бусинок, рожков, сухих ягод ,листьев, картонных кружочков.
- Аппликация, оригами, конструирование из порванной бумаги. Тематика очень разнообразна, идёт от простого к сложному.
- Игра со спичками. Зеркальные спички. Пальчиковые игры со спичками. Поделки и рисунки из спичек.
- Бумажный театр. Пальчиковый театр теней. Пальчиковые игры со стихами, скороговорками, с игрушками, пластилином и глиной.
- Игры с волчком, юлой, заводными игрушками.
- Постройка из губок для мытья посуды.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме освоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движения – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей
Моторное развитие есть овладение новым движением,его усвоение,закрепление и применение,что происходит в ходе онтогенеза, так и в процессе специального обучения....
статья на тему: "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития."
в статье писаны способы развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста...
Индивидуальный план работы по самообразованию «Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей дошкольного возраста»
Основным приоритетом дошкольного образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развит...