Приобщение дошкольников к миру искусства, как средство развития связной речи
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Познание детьми произведений изобразительного искусства позволяет не только воспитывать любовь и интерес к нему, но и развивать связную речь у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivopis.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Искусство — это Гипнотизер,

который без устали внушает нам ценности,

образ жизни, формирует привычки и учит жить.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, графика, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, а это близко детям дошкольного возраста.

Изобразительное искусство рассматривается как особый вид человеческой деятельности, которая опосредованно отражает объективную действительность и способствует формированию интеллектуальных, нравственных, эстетических, эмоциональных возможностей личности.

Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально - творческое начало,  учит понимать гармонию природы,  позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций.

Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и любить произведения живописи, литературы и музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют художественные средства, с помощью которых художник создает образ.

В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве – линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Искусство расширяет эмоциональный опыт человека, не только отражая чувства, знакомые и близкие ему, но и открывая новые, ранее неведомые.

Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим все виды искусства, является художественный образ, который доступен пониманию детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогические исследования показали, что при целенаправленном обучении детей дошкольного возраста им доступно понимание произведений изобразительного искусства, их содержание и средства выразительности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина и др.)

Е.И.Тихеева отмечала, что дети проявляют исключительную любовь к картинам: они напоминают им виденное, ими лично пережитое, возбуждают их воображение и  этой любовью следует широко пользоваться для развития наблюдательности, ясности мышления и языка детей.

Познание детьми произведений изобразительного искусства позволяет не только воспитывать любовь и интерес к нему, но и:

- формировать основы мировоззрения - например, при ознакомлении с жанровой живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни, к различным видам деятельности человека, отношениям его в процессе труда, к ценностям.

- развивать мышление - рассматривая и осмысливая произведения, дети учатся делать обобщения на основе анализа, синтеза, учатся делать выводы, формировать свои собственные суждения и умозаключения.

- формировать нравственное сознание - дети обогащают свой нравственный опыт с опытом людей, изображенных художником, и переносят воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношения между людьми в реальные жизненные ситуации.

- развивать эстетические чувства - видеть и чувствовать красоту природы, окружающего мира, человеческих поступков и взаимоотношений, которые проявляются сначала в эмоциях и речевой реакции детей на произведения искусства, затем в их собственной деятельности.

- развивать речь - так, описывая произведения искусства, широко используются средства поэтического языка (метафоры, эпитеты и др.), специфические изобразительные термины, которые вводятся в пассивный и активный словарь ребенка. Развивается связная и монологическая речь.

Основные функции изобразительного искусства

       Познавательная функция искусства. При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней, детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Детей подводят к осознанию, о чём написана картина, к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами.

       Эстетическая функция. Это учить детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление  с реальной действительностью.

Коммуникативная функция.

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема развития речи подрастающего поколения. Приобщая детей к разным видам искусства, опосредованно отражающему реальный мир, необходимо учитывать особенности развития словаря, связанной речи ребенка, чуткость к языковым явлениям и ориентировку на смысловую значимость языка.

На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей. На занятиях оперируют специфическими изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: колорит, воздушность, композиция, равновесие, ритм, холодный и теплый тон, светотени, краски яркие, сочные, размытые, прозрачные, насыщенные, цветовые пятна, гамма цветов; слова связанные с композиционным построением картины, - план картины, построение в круг, в треугольник, линия, движение.

 Особое значение следует уделять развитию речи детей по таким направлениям: развитие лексического строя речи (обогащение, активизация, закрепление и уточнение слов); формирование грамматического строя речи; развитие связной речи. С этой целью детям предлагаются вопросы, заставляющие их рассуждать, подбирать нужные слова и конструкции, выстраивать полный ответ. В этом им помогут стихотворение и картинка-образец. Примерные ответы на вопросы выстроены в зависимости от уровня речевого развития ребенка. При рассматривании творческой работы, ребенок должен научиться выражать свои чувства и мысли. Выражение своих мыслей и переживаний позволит развить чувственно-эмоциональную сферу, а так же обогатить речь словами, обозначающими настроения человека: восторг, восхищение, изумление, радость.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, через применение всех речевых и познавательных возможностей, одновременно способствуя их совершенствованию.

Одной из таких познавательных возможностей является приобщение детей к миру искусства.

 Выбор искусства в качестве средства развития монологической речи  обусловлен  следующими положениями:

  • искусство является специфической формой общения;
  • ребенку старшего дошкольного возраста доступно художественное восприятие произведений искусства.

Так же необходимо развивать внутреннюю речь, т. к. она помогает ребенку спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения, возникшие в результате восприятия замысла художника.

Воспитательная функция.

Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с пейзажной живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни, к различным видам человеческой деятельности, отношением его к процессам труда, к ценностям, которые создает народ, к художественному творчеству. Дети обогащают свой нравственный опыт, любовь к Родине. У них формируется нравственное сознание.

На занятиях изобразительной деятельностью, дети рассматривают произведения пейзажной живописи. Основное внимание уделяется развитию у детей умения видеть и понимать художественный образ,  произведений живописи, высказываться на тему этих произведений, выделять в них главное. Для оживления детских эмоций, дополнительно отбираются произведения разных видов искусства:   фольклора, литературы, музыки.

На музыкальных занятиях дети слушают музыкальные произведения, с ними беседуют по содержанию. Для усиления эмоциональных впечатлений от восприятия музыки используют произведения пейзажной живописи, художественное слово. Вызывая у детей эмоциональный отклик на произведения искусства и желание обсудить увиденное и услышанное, выразить свое отношение.

Вне занятий, на прогулке, во время экскурсий в парк воспитатели учат детей любоваться природным пейзажем в разное время года, сопровождая наблюдения стихами русских поэтов, обогащают и активизируют словарь детей.

Планомерно организуя педагогическую деятельность, педагоги пробуждают в детях художественное видение мира, любовь к творчеству, к произведениям изобразительного искусства.

Готовить глаз ребенка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых сочетаний, пространства – непростая и многотрудная задача. Смотреть и видеть – это не одно и тоже. Воспитать глаз эстетически – значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, наслаждаться открытиями, удерживать их в памяти, проникаться восторгом и радостью перед гармонией природы, произведений искусства.

 Что же приобретают наши дети от общения с изобразительным искусством, что меняется от этого в их личности? Прежде всего, радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого. Воспринимая произведения искусства, ребёнок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то своё, у них возникает желание самим создать красивое. Так зарождается творчество.

Постоянное общение с изобразительным искусством учит ребёнка ориентироваться в духовных ценностях общества, он приобретает самостоятельность эстетических суждений. Воспринимая произведение художника, эмоционально откликаясь на него и размышляя о нём, ребёнок совершает умственные и духовные усилия над собой, а включение воображения, фантазии в процесс восприятия картины говорит о творческом труде дошкольника. Искусство побуждает детей к собственной художественной деятельности (изобразительной и словесной), где реализуется его творческий замысел, речевые и изобразительные умения.

 Игровая ситуация «Интервью с художником»

(на основе беседы)

Содержание беседы определено с опорой на исследования и методические разработки (Н.М.Зубарева, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.А.Курочкина, Н.П.Сакулина, А.М.Чернышова)

Цель – выявление особенностей предпочтений детей в видах и жанрах искусства живописи  в изобразительной деятельности; особенностей освоения некоторых эстетических оценок и категорий («безобразно», «прекрасно» и др.)

Условия диагностирования.

Проводится индивидуально. На основании данных вопросов возможно проведение диагностического занятия с участием подгруппы детей (6-8 человек).

Стимульные материалы: репродукции разных жанров изобразительного искусства (живописи) знакомых детям произведений.

Мотив. Ребенку предлагается «превратиться в настоящего художника» и «дать интервью» художественному журналу. Можно использовать игровые атрибуты: диктофон, микрофон, блокнот для записи.

Предъявляемые задания.

Ребенку предлагаются группы вопросов.

  1. Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых этических категориях:

 Как ты думаешь, что такое красота? Что можно назвать красивым, прекрасным? А безобразным? Вот этот цветок (демонстрация  эстетически привлекательного объекта) – прекрасен? Почему ты так решил? Как ты думаешь, чем люди обычно украшают разные предметы  (в доме, одежде)? А зачем они это делают?

  1. Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых видах и жанрах искусства живописи:

Если бы тебя спросили, что бы ты ответил: живопись – это … (что такое?)

Как ты думаешь, кто создает картины?

Как ты думаешь, зачем рисуют картины?

Зачем люди ходят в музеи смотреть на  картины?

Подскажи, где здесь пейзаж? Натюрморт? Портрет? Как ты догадался? А что такое пейзаж (что там обычно нарисовано)?

Как смотреть произведение изобразительного искусства

Советы родителям

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

Приобщайте ваших детей, внуков — к прекрасному.

Учите их понимать гармонию цвета, линий, светотени.

Помните! К восприятию искусства ребёнка надо готовить:
• С помощью вопроса

(«Хотел бы ты узнать, как об этом рассказал художник?».
• Своим рассказом о понравившейся репродукции.
• Предложением отобрать для подарка красивую репродукцию.

Учить ребёнка внимательно всматриваться в произведение:
• Сообщить название произведения и фамилию художника.
• Рассмотреть всё, что изображено на картине.
• Определить, какое настроение выражено в произведении, как его передал художник.
• Обобщить, о чём картина.
• Предложить ребёнку посоревноваться, кто лучше, интереснее расскажет о своём отношении к этому произведению.

Учить детей задавать вопросы о картине:
• Что бы ты ещё хотел узнать об этом произведении?
• Кто (папа, мама, ребёнок) придумает самый интересный вопрос о картине?
• Если бы ты показал это произведение товарищу, о чём бы ты его спросил?
• Учить ребёнка говорить о произведениях искусства эмоционально, подбирая образные сравнения, эпитеты, метафоры, меняя интонацию голоса.
• Обязательно рассказать детям, почему понравилась именно эта картина, что вспомнилось, о чём мечталось, когда смотрел на неё.
• Создавать у ребёнка желание продолжать ознакомление с живописью: «В следующий раз мы посмотрим, как об этом рассказал другой художник».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...

Консультация для родителей "Приобщение дошкольников к миру искусства посредством пения"

В  данном  материале  раскрываются  методы  и  формы работы  с  дошкольниками по  формированию у  них  певческого голоса,  плавной,  по...

Творческий отчет по долгосрочному проекту: «Приобщение дошкольников к миру искусства».

Творческий отчет по долгосрочному проекту: «Приобщение дошкольников к миру искусства».Аспект- «Животные Сибири в художественном мире искусства »....

Консультация для педагогов на тему: «Виртуальная экскурсия, как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является   развитие речи, речевое общение.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, котор...

ПРОЕКТ по речевому развитию «Карты Проппа - как средство развития связной речи дошкольников».

laquo;Пусть герои сказок дарят нам тепло,Пусть добро навеки побеждает зло»....