План по самообразованию на тему: "«Формы работы с русской-народной сказкой, как многофункциональное средство развития речи старших дошкольников»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
представлены формы работы, совместной с родителями, для развития речи старших дошкольников с помощью русской-народной сказки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_na_21-_22_god.docx | 34.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района
«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г.Белоярский
План работы по самообразованию на тему:
«Формы работы с русской-народной сказкой,
как многофункциональное средство развития речи старших дошкольников»
за 2021 – 2022 учебный год
Подготовительная группа №17 «ПЧЁЛКИ»
Воспитатель: Кирюшина О.Н.
г. Белоярский-2022
Цель самообразования:
Повышение профессиональной компетенции в вопросах развития всех компонентов устной речи у детей 6-7 лет, посредством русских-народных сказок.
Предполагаемый результат:
1. Совершенство речи, как средства общения, у будущих школьников.
2. Привитый интерес к сказке и любовь к чтению у будущих школьников.
3. Повышенный уровень речевого развития у выпускников, по результатам диагностики на конец учебного 2022 года.
Форма самообразования: индивидуальная
Актуальность
На протяжении ряда лет, я выбираю темой своего самообразования русскую-народную сказку и использую ее в работе с детьми для решения различных педагогических задач.
В подготовительной группе одной из важных задач для педагогов является речевое развитие будущих школьников. Для успешного решения данной задачи я продолжила использовать в работе с детьми различные формы работы со сказкой (чтение, пересказ, рассказ, анализ, драматизация, викторина, дидактические игры по мотивам русских-народных сказок и др.), что является прекрасным речевым тренажером для развития всех компонентов устной речи:
- в процессе знакомства с содержанием сказок у детей пополняется активный словарь, развивается воображение, память;
- благодаря речевым играм по мотивам сказок совершенствуется звуковая культура и грамматический строй речи,
- с помощью драматизации сказок у детей совершенствуется монологическая и диалогическая формы речи, отрабатывается интонационная выразительность, связная речь и развивается память.
Работу по теме самообразования я осуществляла на основе разработанного плана:
План работы по самообразованию на 2021-2022 уч.год
1 этап - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ | ||
№ п/п | мероприятие | Дата проведения |
1 | Определение форм и методов работы с детьми по речевому развитию с использованием русской-народной сказки. | август |
2 | Подборка сказок в книжный уголок группы, аудиосказок в соответствие с возрастом детей. | август |
3 | Подборка мультипликационных фильмов по мотивам русских-народных сказок в соответствие с возрастом детей. | |
4 | Пополнение картотеки дидактических игр по мотивам русских-народных сказок. | Июнь-август |
5 | Разработка сценариев спектаклей по мотивам русских-народных сказок. | Июнь-август |
8 | Подбор консультаций для родителей о пользе сказок. | сентябрь |
9 | Подборка «Викторин» по сюжетам русских-народных сказок | сентябрь |
10 | Разработка плана с родителями по программе «Социокультурные истоки» | сентябрь |
2 этап - ПРАКТИЧЕСКИЙ | ||
1 | Чтение русских-народных сказок, с последующим анализом. | ежедневно |
2 | Слушание аудиосказкок по мотивам русских-народных сказок | еженедельно |
3 | Просмотр мультипликационных фильмов по мотивам русских-народных сказок с последующим анализом. | еженедельно |
3 | Словесные игры, математические игры по мотивам сказок. | еженедельно |
4 | Дидактические (настольные), ТРИЗ-игры по мотивам русских-народных сказок. | еженедельно |
5 | Работа с родителями в рамках программы «Социокультурные истоки» Семейное чтение Книга №1 «Сказочное слово». | сентябрь |
6 | Создание странички альбома по программе «Истоки» на тему: «Моя любимая сказка» | октябрь |
7 | Оформление выставки детских работ на тему «Любимые сказки». | ноябрь |
8 | Консультации для родителей на тему: «Театр - наш друг и помощник», «Роль сказки в жизни детей | октябрь, февраль |
9 | Рекомендации для родителей по подбору сказок для чтения детям дома (в группе VK) | В течении года |
10 | «Викторины на тему «Русские-народные сказки» | ежемесячно |
11 | Драматизация сказок детьми различными видами театров в течение года | еженедельно |
3 этап - ИТОГОВЫЙ | ||
1 | Драматизация русской-народной сказки для детей в рамках театральной недели в ДОУ | Март-2022 |
2 | Драматизация русской-народной сказки для родителей, как отчетное мероприятие театрального кружка «Талантошки» | Апрель-2022 |
3 | Проведение педагогической диагностики по развитию речи в начале учебного года (сентябрь-апрель). | Апрель-2022 |
4 | Отчет о проделанной работе по плану самообразования | Май-2022 |
Для работы по теме самообразования, изучила следующую методическую литературу:
1. Глинка Г.А. «Развиваю мышление и речь». – СПб: Питер Пресс, 19998г.
2. Лозбякова М.И. – Учимся правильно и четко говорить». – М.: Вентана-Графф, 2003 г.
3. Иванова Э. И: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
4. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой»: для работы с детьми дошкольного возраста - Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000г.
5. Сухин И.Г «Литературные викторины для маленьких читателей» - М.: Рольф, 2001 г.
6. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольника. М. ТЦ Сфера, 2009...1999г.
7. Маханева М. Театрализованные занятия в детском саду. М. ТЦ-Сфера 2003г.
2 этап – основной (практический) – Работа с детьми:
Виды деятельности по развитию речи с использованием русской-народной сказки | Задачи для реализации плана самообразования | Содержание проделанной работы по плану самообразования | Время проведения мероприятий в режимных моментах | Формы работы с детьми; родителями | Методическое обеспечение |
1.Чтение русских-народных сказок с последующим анализом произведения . | - Приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний. - Развивать связную речь, посредством участия в коллективной беседе. - Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать героев, ситуацию. | Чтение русских-народных сказок с обязательной беседой по её содержанию, где дети обучались характеризовать героев, их поступки; формулировать вопросы и ответы; устанавливать причинно-следственные связи с помощью вопросов педагога. | 1. Как часть занятия в НОД по р/р, художественной литературе. 2. В свободное от занятий время в утренние и вечерние часы. 3. Во 2-половине дня. | Групповая, индивидуальная работа | Подборка русских-народных сказок в соответствие с возрастом детей 6-7 лет в групповой библиотечке «Книжкин дом».
|
| Продолжать учить внимательно слушать сказки; участвовать в коллективной беседе - высказывать свои суждения, отвечать и задавать вопросы; Активизировать словарный запас. | Слушание аудиосказок происходит в свободное время или перед сном. Перед сном слушаются короткие, спокойные по характеру сказки, помогающие уснуть. После сна проводиться беседа о сказке перед сном, где дети продолжают учиться отвечать на поставленный вопрос. | Перед сном | групповая | Подборка аудио-русских-народных сказок в соответствии с возрастом детей 6-7 лет. |
3. «Дидактические (настольные) игры и игры технологии ТРИЗ по мотивам русских-народных сказок». | Продолжать учиться играть, умение вести диалог с детьми и взрослым; формировать умение отстаивать свою точку зрения. Совершенствовать умение содержательно и выразительно рассказывать, пересказывать на основе наглядности и без нее. | 1. «Собери и расскажи сказку», «Узнай и собери сказку» (разрезные картинки, пазлы) - Детям необходимо собрать целую картинку из частей; узнать сказку и рассказать отрывок, изображенный на собранной картинке. 2. «Найди дом сказочному герою», «Подбери предмет сказочному герою» (Круги Луллия). 3.«Из какой сказки герой?», «Чей это предмет?» (Морфологическая таблица) – с помощью ТРИЗ-игр дети обучались объединять сказочных героев, их предметы по ассоциациям. 4. «Сказочный паровоз времени» (серия картинок). Дети продолжали учиться последовательно раскладывать картинки с изображением сюжета знакомых сказок, затем рассказывать сказку с опорой на картинки. | Утренние, вечерние часы, как часть занятия по Р/р. В свободное от занятий время. | Индивидуальная, подгрупповая работа; | Копилка дидактических игр |
4. «Просмотр мультипликационных фильмов по мотивам русских-народных сказок с последующим анализом. | Выяснять, что дети бы хотели увидеть своими глазами, какие мультфильмы хотели посмотреть повторно и почему? Совершенствовать речь, как средство общения. Прививать детям интерес, уважение к Российским, советским мультфильмам по мотивам сказок. | Выбор мультипликационных фильмов в соответствии с темой недели, по ситуации, по желанию детей и обязательно по принципу - «сказки - это не только развлечение, но и извлечение положительного урока». Обязательна последующая беседа; рисование, лепка ее героев. | 2-половина дня, вечерние часы | Групповая работа | Подборка советских и российских мультипликационных фильмов по мотивам русских-народных сказок в соответствии с возрастом детей |
5. «Викторины на тему «Сказки» | Продолжать учить детей отгадывать загадки, дослушивая их до конца. Учить быть доброжелательным и корректным собеседником, воспитывать культуру речевого общения и этикета (не перебивать друг друга) | «Сказочные викторины» словесные, электронные проводились для диагностирования знаний детей о сказках | 2-половина дня, вечерние часы | Групповая работа с детьми и родителями. | Подборка загадок «Викторины по сказкам» (уголок «Социокультурные истоки») |
6.Словесные игры, математические игры (задачки) по мотивам сказок. | Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей | Мат/игры –задачки «Сколько сказочных героев?» «Столько же, сколько героев» Словесные игры: «Закончи предложение» «Я назову, а вы продолжите». «Из какой сказки?», «Узнай героя» | Групповая работа | Картотека словесных игр (уголок «Социокультурные истоки») | |
7. Работа с родителями в рамках программы «Социокультурные истоки» | Продолжать вызывать интерес и уважение к русской-народной сказке, как средству воспитания детей и жанру к художественной литературы; Прививать любовь к чтению. | Предложить родителям рабочие книги для чтения русских-народных сказок дома. Рекомендовать проанализировать прочитанные сказки. | Домашнее чтение | Семейное чтение | Семейное чтение Книга №1 на тему: «Сказочное слово». По программе «Социокультурные истоки» |
8. Создание странички альбома по программе «Истоки» на тему: «Моя любимая сказка» | Приучать детей – будущих школьников - проявлять инициативу с целью получения новых умений. Продолжать учить содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях (о своей страничке) | Предложить родителям создать совместно с ребенком страничку к альбому «Любимая сказка». Оформление выставки детских работ на тему «Любимые сказки» в группе. На итоговом занятии «Любимые сказки», дети рассказывают о своей страничке. | дома | Совместная работа детей и родителей | Выставочная зона по программе «Истоки» (раздевалка) |
9. «Театрализованная деятельность с использованием различных видов театра» | Развивать диалогическую и монологическую формы речи. Совершенствовать фонематический слух, отрабатывать интонационную выразительность речи. Прививать интерес к театральной деятельности. | Дети самостоятельно выбирают сказку, вид театра, готовят и показывают сказки. | в вечернее время; по пятницам | Подгрупповая, Групповая и самостоятельная работа детей. | Виды театра: 1.Настольный театр. 2.Пальчиковый театр. 3. Театр фигур - оригами. 4. Кукольный – бибабо. 5.Театр на фланелеграфе. (театральный уголок) |
| Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизации (интонационную выразительность речи, дикцию, эмоциональность, артистичность) | В течение учебного года инсценировали этюды, отрывки из сказок, игры-инсценировки («Волк и Лиса», «Петушок и бобовое зернышко» , «Сказке о Лисе и Петушке-золотом гребешке», «Бычок – смоляной бочок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Дружба зверей»), в том числе хантыйские сказки (Зайчишко», «Лиса и Бычок»). | В марте-апреле в рамках театральной недели показали спектакли «Старая Репка на новый лад» для детей группы «Теремок» и родителей | групповая работа | Маски, костюмы сказочных героев; модули для постройки домов. |
| Заинтересовать родителей посещением театрального кружка для развития речи детей. Нацелить родителей на правильный подбор детской художественной литературы для домашней библиотечки. | Консультации для родителей на тему: «Театр - наш друг и помощник», «Роль сказки в жизни детей | Сентябрь, февраль | Коллективные и индивидуальные беседы; | Родительское собрание; родительский уголок. Обращения к родителям в группе «Пчелки» в группе VK;. |
3 этап – Заключительный – итоговый.
1. Итоговая диагностика.
По результатам педагогической диагностики по речевому развитию детей на начало учебного года выявлено ___ %, на конец года - ___%, таким образом, положительная динамика составила ____%.
Большинство детей:
- научились внимательно слушать (смотреть) сказки, отвечать на вопросы педагога по содержанию текста;
- научились участвовать в коллективной беседе, анализировать сюжет произведения;
- научились характеризовать сказочных героев, используя в речи имена прилагательные и др. части речи;
- научились отчетливо произносить звуки родного языка, звукоподражанию, интонационной выразительности;
- научились излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;
- освоили нормы речевого этикета;
- предпочитают среди литературных произведений сказки;
- проявляют эмоциональную заинтересованность к разным видам театра;
- научились пересказывать сюжет небольших литературных произведений (сказок);
- могут участвовать в драматизации сказок, вести ролевые диалоги.
2. Написание отчета по плану самообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевой тренинг как средство развития речи старших дошкольников
В статье приведены примеры речевых тренингов. Дано обоснование необходимости их внедрения в педагогический процесс....
Самообразование на тему: «Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников»
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»Д. Родари....
Работа с картиной как средство развития речи старших дошкольников при работе по УМК «Дошкольное образование»
Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры, младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК «Перспективная начальная школа» по русскому...
Методическая разработка «Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников»
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»Д. Родари....
Опыт работы "Метод сказкотерапии как средство развития речи старших дошкольников".
Содержит материал по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....
Перспективный план по самообразованию на тему: Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников
В данном материале представлен перспективный план работы по развитию речи посредством художественного слова, а именно русской народной сказки....
Памятки и буклеты для родителей. "Кинезиология и её виды, как средство развития речи старших дошкольников, имеющих нарушения речи".
Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и ад...