Презентация к семинару по развитию речи
презентация по развитию речи
презентация к семинару по организации занятий по развитию речи в ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oo_rechevoe_razvitie_soderzhanie_razdela.pptx | 99.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Основная цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа Задачи речевого развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: учить владению речью как средством общения и культуры; обогащать активный словарь дошкольника; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; развивать речевое творчество; формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте; развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух; знакомить с книжной культурой, детской литературой, учить понимать на слух тексты различных жанров детской литературы .
Направления ОО «Речевое развитие»: Развивающая речевая среда: оформленная зона речи; посредством речи взаимодействие друг с другом, общение. Формирование словаря: активизировать словарь детей; учить употреблять прилагательные, глаголы, предлоги; учить определять местоположение предмета (справа, слева, рядом…);учить употреблять обобщающие слова (мебель, фрукты…); употребление антонимов; многозначные слова. Звуковая культура речи: учить различать на слух все звуки родного языка; отрабатывать интонационную выразительность речи. Грамматический строй речи: согласование слов в предложении. Связная речь: совершенствовать диалогическую и монологическую речь; учить составлять описательные рассказы; учить пересказу, драматизировать . Обучение грамоте: дать представление о предложении, учить их составлять; учить делить слова на слоги, выделять последовательность звуков в словах; составлять слова из слогов (устно).
Средства реализации ОО «Речевое развитие » общение взрослых и детей ; культурная языковая среда; обучение родной речи на занятиях; художественная литература; изобразительное искусство, музыка, театр; занятия по другим разделам программы
Методы реализации ОО «Речевое развитие» /по используемым средствам/ Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии); опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам) Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений ; заучивание наизусть; пересказ ; обобщающая беседа ; рассказывание без опоры на наглядный материал Практические : дидактические игры , игры-драматизации , инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры .
Методы реализации ОО «Речевое развитие» /в зависимости от характера речевой деятельности/ Репродуктивные- основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов - метод наблюдения и его разновидности; - рассматривание картин; - чтение художественной литературы; - пересказ ; - заучивание наизусть; - игры-драматизации по содержанию литературных произведений; - дидактические игры. Продуктивные – основаны на построении собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения - обобщающая беседа; - рассказывание; - пересказ с перестройкой текста; - дидактические игры на развитие связной речи; - творческие задания.
Приемы развития речи Словесные Речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопрос Наглядные Показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению Игровые Игровое сюжетно-событийное развертывание Игровые проблемно-практические ситуации Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание Ролевые обучающие игры Дидактические игры
Формы образовательной деятельности «Речевое развитие» НОД Режимные моменты Самостоятельнаядеятельность Взаимодействие с родителями Беседа после чтения; рассматривание; игровая ситуация; дидактическая игра; интегративная деятельность; чтение; беседа о прочитанном; игра-драматизация; показ настольного театра; разучивание стихотворений; театрализованная игра; режиссерская игра проектная деятельность; интегративная деятельность; решение проблемных ситуаций; разговор с детьми Ситуация общения в процессе режимных моментов; дидактическая игра; чтение (в том числе на прогулке); словесная игра на прогулке; наблюдение на прогулке; труд ; игра на прогулке; ситуативный разговор; беседа; беседа после чтения; экскурсия; разговор с детьми; разучивание стихов, потешек ; сочинение загадок Сюжетно-ролевая игра; подвижная игра с текстом; игровое общение; все виды самостоятельной детской деятельности предполагающие общение со сверстниками; хороводная игра с пением; игра-драматизация; чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка; дидактическая игра Консультации ; мастер-класс ; информационные стенды
Рекомендации к проведению НОД по речевому развитию. Прежде всего, важно определить его задачи, содержание, методы и приемы обучения . Следует также продумать структуру и ход НОД , подготовить соответствующий наглядный и литературный материал. Посмотреть соответствие материала возрастным возможностям умственного и речевого развития детей. Обучение должно иметь развивающий характер . Большое значение имеет интерес детей к НОД, которая поддерживает и развивает путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала Структура НОД должна быть четкой. В ней обычно выделяют три части – вводную, основную и заключительную.
Структура НОД по речевому развитию вводная основная заключительная 1.связь с прошлым 2. цель задачи 3. мотивация решение главных задач Закрепление и обобщение: художественное слово, музыка, хороводные игры
Структура занятий по развитию речи «Обучение пересказу художественного произведения» I часть 1.Вводная часть Подготовка детей к восприятию художественного произведения с использованием следующих приемов: показ картины, сюрпризный момент, художественное слово, использование грамзаписи. 2.Основная часть 1. Первичное чтение. Оно дается без установки на запоминание, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. 2. Повторное чтение с установкой на запоминание: «Послушайте внимательно, будем пересказывать». 3. Беседа по содержанию художественного произведения: - уточнить идейное содержание; - дать характеристику литературных героев; - обратить внимание на языковые средства: образные выражения, зачин, концовка и т.д.; - подготовить к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, интонацией, темпом речи) Этапы 1-3 опускаются, если произведение разбиралось 3-5 дней. 4. Повторное или выборочное чтение с установкой: «Вслушайтесь, как я читаю» (при необходимости). 5. Пересказ детьми (3-5 человек). Первым вызывают ребенка с хорошей памятью, последнего – с выразительной речью. 3.Заключительная часть. Подводится итог I части занятия. Закрепить название произведения, имя автора, отметить детей, которые пересказывали лучше всех. II, III части - решение других задач по развитию речи.
Структура занятия по рассматриванию картины 1.Вводная часть (картина закрыта) Цель : заинтересовать детей и собрать их внимание перед внесением картины. Приемы: художественное слово, сюрпризный момент, аудиозапись, вводная беседа. 2.Основная часть (картину поворачивают к детям и дают 1-2 минуты для самостоятельного рассматривания и обмена впечатлениями) Цель: научить рассматривать картину от главного к второстепенному, развивать словарь. Приемы: Вопросы : 1 группа вопросов направлена на выявление общего смысла картины: О чем? Как можно ее назвать? 2 группа вопросов направлена на описание предметов: Кто (что) изображено? Что делает? Кто он? На что (кого) похож? Во что одет? и т.д.. 3 группа - на установление связей между отдельными частями картины: Почему? Чем похожи? Чьи? 4 группа – вопросы из личного опыта детей Приемы словарной работы. Словесные упражнения. 3.Заключительная часть Цель : обобщить знания детей, подвести итог занятия, дать оценку детским ответам. Приемы: обобщающий рассказ воспитателя; чтение отрывка из художественного произведения, близкого по содержанию картины.
Общие требования к организации работы с картиной При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Структура занятия по рассматриванию предметов (формирование родовых понятий) 1.Вводная часть. Заинтересовать детей, используя сюрпризный момент, загадки. Внести предметы или их изображения. (3-4 видовых понятия, относящихся к одному роду.) Например, пароход, поезд, машина, самолет – транспорт. Кратко их рассмотреть. (Что это? Кто управляет? Для чего нужен?) 2.Основная часть. Здесь идет работа над родовым понятием. Воспитатель вместе с детьми сравнивает эти предметы между собой эти предметы по следующему плану: 1. Что разного у этих предметов (машин): внешний вид, строение, место передвижения, умения человека, который ей управляет. 2. Что общего : назначение – все, что случит для перевозки людей и грузов, называется транспорт (закрепление слова). 3.Заключительная часть. Воспитатель упражняет детей в классификации предметов, закрепляет знания, подводит итог.
Структура занятия по ознакомлению с окружающим Экскурсия 1.Вводная часть (она вынесена за рамки экскурсии) Цель: заинтересовать детей, объяснить, куда пойдут, с какой целью, напомнить правила поведения. Приемы : художественное слово; показ предметов, фото, картин; вводная беседа; сюрпризный момент. 2.Основная часть (проводится на месте экскурсии) Цель: познакомить с предметами и объектами окружающего мира; развивать словарь. Начинается с самостоятельного рассматривания детьми (1-2 мин). Приемы: вопросы (от главного к второстепенному); приемы словарной работы; обследовательские действия; наблюдение за трудом людей; рассказ воспитателя или сотрудника учреждения; игровые приемы; художественное слово; уточнение воспитателя; дидактическая игра, подвижная игра. 3.Заключительная часть. Цель: подвести итог, сделать обобщение, дать оценку знаниям детей. Приемы: обобщающий рассказ воспитателя; отрывок из художественной литературы; пение; дидактическая игра; угощение детей . ( Закончить на эмоциональной ноте!)
Развитие у детей связной речи . Структура итоговой беседы 1.Вводная часть (3-5 минут) Цель : оживить в памяти впечатления детей, используют приемы: вопросы-напоминания; загадки; показ наглядного материала (фото, иллюстрации, картины). Сформулировать тему беседы, мотивировать ее выбор. 2.Основная часть (20-25 минут). Вся беседа разбивается на подтемы , после каждой подтемы идут обобщения воспитателя. Внутри каждой законченной части используются различные приемы обучения: вопросы разных типов (3-4 воспроизводящих, 4-5 поисковых, 1-2 обобщающих и др .); художественное слово; показ наглядного материала; приемы словарной работы; ИКТ. Воспитатель должен продумать, как закончить одну часть и перейти к другой. О важном говорить вначале, о второстепенном – в конце. 3.Заключительная часть (2-3 минуты). Детей подводят к формулировке обобщений, выводов, осознанию своего отношения к теме беседы. Конец беседы должен быть эмоциональным, связанным с практическими действиями. Приемы: дидактическая игра; упражнение; рассказ воспитателя; чтение отрывка из художественного произведения.
Этапы детского художественного творчества На первом этапе – накопление опыта. Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел , идут поиски художественных средств. На третьем этапе появляется новая продукция – рассказ.
Приемы обучения творческому рассказыванию: В старшей группе: - рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам; - придумывание с детьми продолжение авторского текста. В подготовительной группе: - придумывание продолжения и завершение рассказа; - вспомогательные вопросы; - план в виде вопросов; - рассказывание по сюжету, предложенному педагогом; - придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему, придумывание сказки, - описание природы.
Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.) Качественная подготовка наглядных материалов занятия (доступность каждому ребенку, современность, качество и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций) Соблюдение структуры занятия : Вводная часть (создание мотивации и «не забывать» о ней на протяжении всего занятия. Например, если пришел Незнайка, значит всё занятие он «участвует» в деятельности с детьми, в конце занятия можно подвести итоги от лица персонажа) Также в первой части НОД необходимо создать проблемную ситуацию для детей, решение которой они будут находить в течение всего мероприятия. В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства : наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации. После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование В случае, когда у детей что-то не получается педагог может использовать такой прием, как педагогическая поддержка . Например, воспитатель говорит: «Мне очень понравилось, как Сережа, Марина и Лена сделали светофор, а вот у Максима и Олега отклеились детали, но я думаю, что в следующий раз они обязательно постараются и сделают все качественно») На протяжение всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) педагог должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов . Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т.д.). Также необходимо подвести итог всего занятия : дать оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т.д.). Главное - это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия)
Хороших начинаний, коллеги, в работе по развитию речи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к семинару-практикуму "Формирование речи-сложный процесс"
Презентация к семинару-практикуму "Формирование речи-сложный процесс"...
Семинар-практикум "Развитие речи и речевого общения дошкольников"
Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений с родителями дошкольников, способствующих гармоничному развитию личности ребенка. Повышение уровня педагогической культуры родителей....
Мастер класс на семинаре по развитию речи "Развитие речевых способностей на музыкальных занятиях "
Мастер класс на семинаре по развитию речи "Развитие речевых способностей на музыкальных занятиях "...
Отчёт по самообразованию (презентация и доклад для семинара по развитию речи)
laquo;Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей младшего возраста»...
Презентация к семинару-практикуму "Развитие математических способностей дошкольников средствами инновационных технологий"
Современное образование выдвигает достаточно серьёзные требования к использованию новых инновационных технологий в системе образования, в том числе и естественно-математического напр...
Конспект открытого занятия в районном семинаре по развитию речи. «Звуковая культура речи: звуки «З» и «ЗЬ».
Конспект НОД в средней группе по развитию речи . МБДОУ д/с "Миляш".Тема: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «ЗЬ».Цель: Познакомить со звуком «...