Формирование речи дошкольников
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Серия занятий для 2 младшей группы
«Формирование речи дошкольников младшего возраста»
План серии занятий для 2 младшей группы
- В гости к дедушке и бабушке
- В гости к кошке
- В гостях у зайчика
- В гости в сказку «Репка» Открытое занятие по познавательно – речевому развитию детей на тему: «Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seriya_zanyatiy_po_razvitiyu_rechi.docx | 42.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Серия занятий для 2 младшей группы
«Формирование речи дошкольников младшего возраста»
План серии занятий для 2 младшей группы
- В гости к дедушке и бабушке
- В гости к кошке
- В гостях у зайчика
- В гости в сказку «Репка» Открытое занятие по познавательно – речевому развитию детей на тему: «Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка»
Конспект занятия № 1
«В гости к дедушке и бабушке»
Цель: Учить подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы). Развивать звуковую культуру речи, закреплять правильное произношение звуков: ч, ш, с, з. Учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы, обозначающие действия животных. Формировать понимание и употребление обобщающих понятий «Домашние животные». Учить пересказывать сказку «Репка». Развивать связную речь.
Материал: конверт с письмом, игрушки: собака, щенок, кошка, котёнок, муляжи дома и будки, дорожка широкая и узкая, коза, изображение огорода, сада, настольный театр “Репка”.
Словарная работа: конверт, письмо, домашние животные
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Репка»
Ход занятия
Воспитатель: (предлагает детям расположиться на ковре, напротив воспитателя). Покажите все свои пальчики, давайте с вами поиграем. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик дедушка…»
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Ну, а этот пальчик Я,
Вот и вся моя семья!
Стук в дверь. Дети с воспитателем с интересом встречают гостя. А в гости пришел почтальон и принёс письмо от дедушки и бабушки.
Воспитатель: Что это?
Дети: Письмо
Воспитатель: Это конверт, а в конверте письмо. Письмо нам пришло из русской народной сказки «Репка», давайте его прочитаем.
«Дорогие дети! Помогите, пожалуйста, нам репку выкопать с грядки, мы с дедом уже совсем старенькие и без вашей помощи нам не обойтись»
Воспитатель: Поможем дедушке и бабушке? Но как же мы в сказку попадём? (Дети предлагают свои варианты транспорта для того чтобы поехать в сказку) Хорошо. Можно сделать волшебный поезд и быстро перенестись в сказку. Мы все встанем друг за другом руки согнём в локотках и помчимся в гости к дедушке и бабушке.
Когда поезд быстро едет, что он кричит? (Дети: ш-ш-ш)
А когда медленно (Дети: ч-ч-ч)
А если он пускает пар? (Дети: с-с-с)
А тормоз машинист нажал? (Дети: з-з-з)
Игра «Скажи, какой»
Вот мы и в сказке, смотрите перед нами кошка большая, а за ней бежит котёнок, какой? (Дети: маленький)
Возле дома на цепи пёс Барбос большой лежит, а рядом прыгает, резвится, какой щеночек? (Дети: маленький)
Дом высокий впереди, а будка у Жучки? (Дети: низкая)
Дорога широкая, а мы с вами идем по какой тропинке? (Дети: по узкой).
Воспитатель: Возле дома на опушке собрались у нас зверушки (упражнение на отработку дикции)
Са-са-са – у собаки колбаса;
Чка-чка-чка – кошка просит молочка;
Зу-зу-зу – забери скорей козу.
Скажите ребята, какие животные собрались на опушке? (Дети: домашние). Правильно, это домашние животные. О ком я говорю: мягкие лапки, а в лапках царапки?
Дети: Кошка.
Воспитатель: А как кошка кричит? (мяу – мяу) А мурлыкает? (мур - мур) А если кошка сердится, как она шипит? (Ш-ш-ш). Кошка домашнее животное, как ласково можно назвать её? (кисонька) Как вы думаете, что любит делать кошка? (играть, лакать молоко, мурлыкать…) Потрогайте и скажите, какая кошка на ощупь? (мягкая, пушистая).
Это тоже домашнее животное и про неё говорят, что она дереза, узнали про кого я говорю? (ответы детей) Конечно – это коза. Назовите её ласково (ответы детей: козочка). Как кричит козочка? (ме-ме-ме).
А это домашнее животное сторожит дом, кто это? (собака) Как кричит на разбойников собака? (гав-гав). Что собака любит делать? (ответы детей: лаять, грызть кости, рыть ямы, бегать…)
Воспитатель: Скажите дети, как, одним словом назвать животных о которых мы говорили? Конечно это домашние животные, а почему домашние?
Дети: потому что они живут дома.
Воспитатель: Правильно. Ребята, кажется дождь собирается, как стучит дождь по крышам? (дети приседают и пальцами рук стучат по полу). Давайте поможем животным вернуться к дедушке и бабушке. (Приносят и ставят животных на стол около бабушки и дедушки).
Бабушка: Спасибо ребята, всех животных домой привели, какие вы молодцы! Дедушка ждёт вашей помощи, поможете ему вытянуть репку?
Дети: Да! (дети подходят к дедушке, встают друг за другом, руки ставят на пояс впереди стоящему и наклонными движениями вперёд назад имитируют вытягивание репки)
Бабушка: Спасибо ребятки, за помощь. Помогли вытянуть репку. Пойдемте на огород. Я угощу вас фруктами. Молодцы ребята! А вот вам и мое угощение. (Бабушка передает корзину с угощениями).
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Помогли дедушке и бабушке, ну а теперь пора возвращаться в детский сад. (Едут на поезде) Вот мы и в детском саду. Где мы с вами были? (У дедушки и бабушки) А что мы у них делали? (Помогали домашним животным вернуться домой, вытаскивали репку из земли) А чем вас бабушка угостила? (Яблоками)
Все ребята молодцы, настоящие помощники!
Конспект занятия №2
В гости к кошке
Цель: Побуждать детей строить короткие описательные рассказы, составлять загадки; строить предложения разной грамматической структуры; образовывать форму глагола в повелительном наклонении и наименования детёнышей животных. Активизировать словарь наименований предметов посуды. Уточнять и закреплять правильное произношение звука «С».
Материал: Игрушки: кошка с котёнком, утка с утёнком. Детская посуда: самовар, чайник, сахарница с сахаром, чашки с блюдцами, вазочка с печеньем. Скатерть. Сливки в коробке.
Ход занятия
Воспитатель: (приглашает детей сесть на стульчики, обращает внимание детей на стол, вокруг которого стоят стулья, а на стульях сидят игрушки) Это домик, в котором живут кошка с котёнком. У маленького котёнка сегодня день рождение. Они готовятся к приёму гостей. Кошка накрывает на стол, давайте поможем ей. Что сначала надо постелить на стол?
Дети: Скатерть
Воспитатель: Что мы поставим в середину и по краям стола? Для того чтобы пить чай.
Дети: Самовар, чайник, чашки с блюдцами.
Воспитатель: Сахар положим…
Дети: в сахарницу
Воспитатель: А печенье?
Дети: в вазу для печенья
Воспитатель: Из чего будем пить чай? Во что положим сахар? (ответы детей) стук в дверь. А вот и гости пришли. (воспитатель идёт к дверям и заносит утку с утёнком) Ребята, кто это?
Дети: Мама утка и маленький сынок утёнок
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. (разыгрывается диалог, воспитатель говорит от имени игрушек) (можно привлечь педагогов для исполнения ролей игрушек)
Кошка: Здравствуйте гости дорогие!
Утка: Здравствуй кошка. Здравствуй котёнок. Поздравляем тебя с днём рождения. Желаем тебе здоровья. Прими от нас в подарок вот эти сливки.
Котёнок: Спасибо. Проходите к столу.
Кошка: Будем пить чай из самовара.
Воспитатель: У котёнка день рожденье, значит, будет угощенье: чай душистый и печенье. А теперь зверята приглашают вас поиграть в игру «Поручения»
Котёнок: дети встаньте попляшите, нас с утёнком удивите, а теперь вы поскачите, покружитесь и садитесь.
Воспитатель: А теперь, мы будем давать поручения зверятам. (воспитатель вызывает по одному ребёнку для того, чтобы дети давали поручения котёнку и утёнку)
Дети: индивидуально и с помощью воспитателя Утёнок покрякай. Котёнок помяукай. Ляг на спинку, на животик, на бочек, потанцуй, попрыгай и т.д.
Воспитатель: А теперь ребята, зверята будут загадывать вам загадки, а вы по описанию будете отгадывать их.
Утёнок: У нее есть донышко и ручка. Из неё пьют чай. Что это?(дети: чашка)
Котёнок: У него есть две ручки, носик. В нем кипятят воду для чая и он пузат. (Самовар)
Утёнок: Он белый и сладкий его кладут в чай. (Сахар)
Котёнок: У него есть ручка и носик, в нем заваривают чай. (Чайник)
(В процессе отгадывания загадок, воспитатель демонстрирует предметы)
Воспитатель: А теперь дети загадают вам свои загадки. (Воспитатель вызывает желающих, загадать загадку. Помогает детям, с помощью шепота на ушко, чтобы ни кто не слышал. Выслушиваются все желающие)
Воспитатель: А сейчас, зверята, хотят с вами поиграть ещё в одну игру «Чей это голос?» обыгрываются игрушки – голоса животных и их детёнышей – грубый, тонкий, мягкий голосок.
После чего предлагает поиграть детям самостоятельно в эту игру.
Конспект занятия № 3
В гостях у зайчика
Цель: познакомить детей со словообразованием в названиях предметов посуды.
Задачи: развивать активный словарный запас по теме «Посуда»; продолжать учить строить правильно предложения, согласовывая новые слова в них; развивать интонационную сторону речи: громкое четкое произношение звуков, учить строить интонационный рисунок высказывания, передавая смысл и эмоциональные особенности. Закреплять правильную артикуляцию звуков. Воспитывать культуру речевого поведения при общении.
Материал: игрушки: петушок, зайчик; посуда: конфетница, сахарница(сахар), салфетки, чай(пачка), чашка с блюдцем, ложка, одноразовые чашки по количеству детей
Словарная работа: сахарница, конфетница, салфетница
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня нас пригласили в гости. Отгадайте к кому.
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку! (Дети: заяц)
Воспитатель: Чтобы к зайчику прийти, на карусель скорей спеши. (воспитатель и дети встают в круг, берутся за руки) Игра «Карусель»
Карусели, карусели,
Закружились, завертелись,
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, три, четыре,
В гости к зайчику бегите!
(дети усаживаются на стулья, воспитатель убирает ширму, за которой стоит стол, а за столом сидит мягкая игрушка заяц)
Воспитатель: Ребята, когда вы приходите в гости, какие слова говорите? (Дети: здравствуйте) Правильно. Давайте и мы поздороваемся с зайчишкой. (Дети здороваются) воспитатель приглашает детей взять стульчики и сесть поближе.
Игра «Скажи какой?»
Воспитатель: (обращает внимание детей на зайца, дети описывают его) Будем знакомиться с зайчиком, посмотрите внимательно и скажите, почему зайчик в белой шубке?
Дети: потому, что на улице зима.
Воспитатель: Правильно, у зайца две шубки одна белая, которую он носит зимой, а ещё какая шубка у него есть? И в какое время года он её носит?
Дети: Серая и носит он её летом.
Воспитатель: Что ещё вы можете сказать о зайчике? Какой он? Что у него есть?
Дети: Он пушистый, мягкий, маленький. У него есть маленький хвостик и длинные уши.
Воспитатель: А вы заметили, какие у него глаза? (дети: маленькие и косые) Да, поэтому в сказках его и называют «Косой». А ножки у него, какие?
Дети: Быстрые
Воспитатель: Сейчас мы превратимся в маленьких зайчат и покажем, как зайчата прыгают, как зайчата боятся и дрожат.
Зайчик очень рад, что вы пришли к нему в гости.
Воспитатель: Кто – то стучится. Слышите? Кто это к нему ещё пришел? (воспитатель открывает дверь и заносит петушка)
Дети: Петушок золотой гребешок
Воспитатель: Сколько гостей у тебя зайчишка собралось! И чем ты будешь сегодня всех угощать?
Зайчик: (воспитатель тоненьким голоском, незаметно говорит за зайца) Я буду угощать вас чаем! (Снимает скатерть со стола, а на столе стоит посуда: кастрюля, вилка, чашка, ложка, сковорода, блюдце, чайник и др.)
Игра «Исправь ошибку»
Воспитатель: Какой беспорядок! Ребята, подскажите зайчику, какая посуда лишняя и не подходит для чаепития.
Дети: Сковорода, кастрюля
Воспитатель: Почему эта посуда лишняя? Что готовят в этой посуде? (воспитатель по очереди показывает предмет посуды, а дети отвечают, почему она лишняя, что в ней готовят)
Дети: Сковорода для жарки мяса, кастрюля для супа
Воспитатель: А теперь ребята, давайте поможем зайчику накрыть стол для чаепития. Что осталось на столе?
Дети: Сахар в чашке, конфеты в коробке, салфетки на блюдцу, чаи в коробке.
Воспитатель: (подзывает ребёнка к столу) Куда мы положим сахар? (дети: в сахарницу) Куда положим салфетки? (дети: в салфетницу) А куда мы положим конфеты (дети: в конфетницу)
Чай мы положим в чайник и поставим на плиту, пока чай закипает мы расставим чашки на столе, что я забыла? (дети: блюдца) конечно под чашки нужно поставить блюдца.
Вот и чайник закипел. Вы, чай горячий пьёте? (дети: нет) Что вы будете делать, чтобы он остыл? (дети: на чай нужно подуть)
Дыхательная гимнастика
Воспитатель: (дети садятся за стол, воспитатель раздаёт одноразовые чашки и понарошку наливает «горячий» чай) выполнение задания по показу. Сядьте ровно, поднесите чашку к губам, делаем глубокий вдох и медленно его выдыхаем в чашку, свернув губы трубочкой (дети выполняют упражнение).
Вот и остыл наш чай можно пить и угощаться конфетами. А пока вы с зайчиком и петушком пьёте чай, я прочитаю вам стихотворение, про стол для гостей.
Воспитатель: читает стихотворение
СТОЛ
У стола хватает дел.
Вот какой-то гость подсел.
Вот скатёркой накрывают
И посуду расставляют.
Всех гостей он приютил.
За собою усадил.
Хлебосольно угощает.
В чашки чаю подливает.
За столом хватает места.
Никому пока не тесно.
Изо всех обширных сил
Он гостей объединил.
Вот и шутки, и остроты,
Прибаутки, анекдоты.
Раскраснелись в смехе лица.
За столом легко сдружиться.
Потому-то общий стол
Всех в общенье превзошёл.
Коль хотите, заходите,
С нами вместе посидите ...
Зайчик: Какое хорошее стихотворение. Спасибо вам дорогие ребята!
Воспитатель: И тебе спасибо заинька за твоё гостеприимство. Ребята давайте попрощаемся с зайчиком и через карусель вернёмся в группу.
Дети: До свидания заинька!
Игра «Карусель»
Конспект занятия №4
Моё открытое занятие для детей 2 младшей группы
Вы можете его найти на сайте нашего детского сада «Берёзка»
в разделе «Копилка педагогического опыта»
Непосредственная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию во 2 младшей группе
Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка»
В гости в сказку «Репка»
Программное содержание:
Образовательная задача: Образовательная область «Познание». Совершенствовать восприятие детей, активно включая органы чувств. Развивать образное представление. Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движение рук во взаимодействии с предметами.
Развивающая: Образовательная область «Коммуникация». Развивать все компоненты устной речи детей, расширять и активизировать словарный запас детей. Развивать диалогическую форму речи, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Воспитательная: Образовательная область «Чтение художественной литературы». Воспитывать умение слушать сказку и следить за развитием действий.
Образовательная область «Труд». Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
Методы и приемы:
- словесные: вопросы, беседа, объяснение
- наглядные: показ и рассматривание книжки-раскладушки
- игровые: игры на развитие мелкой моторики рук
Материал и оборудование:
Настольный театр, 3 тарелочки, 2 корзиночки, крупа горох и фасоль, веревочка, прищепки, игрушка-кошка, косточки и кружочки из губки, книжка-раскладушка, грибочки, бусы, медальки «репка» на каждого ребёнка.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Репка», рассматривание иллюстраций к сказке; игра «Посуши грибочки», «Накорми собачку», «Разбери зёрнышки», «Собери бусы».
Словарная работа: тянет, потянет, вытянуть.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: предлагает детям поиграть в пальчиковую игру « Этот пальчик дедушка…» (дети стоят возле стульчиков) после пальчиковой гимнастики предлагает сесть на стульчики.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Это книжка – раскладушка со сказкой «Репка».
Воспитатель: Каких героев из этой сказки вы знаете?
Дети: бабка, дедка, внучка, Жучка, кошка, мышка
Воспитатель открывает книжку-раскладушку и ставит ее на стол, перед детьми.
Воспитатель: Сейчас (воспитатель называет ребёнка по имени) начнёт рассказывать сказку.
Ребёнок: Посадил дед репку. Выросла, репка большая пребольшая. Стал дед репку тянуть, тянет, потянет вытянуть, не может. Позвал дед, бабку (воспитатель останавливает ребёнка)
Воспитатель: Посмотрите, что делает бабка? (воспитатель обращает внимание детей на стол, где стоит бабка и ширма для настольного театра, на ширме натянута верёвочка, рядом с бабкой стоит корзинка с грибами, стакан с прищепками и на верёвочке весит грибочек на прищепке, бабка развешивает грибы на верёвочку)
Дети: Бабка развешивает грибочки.
Воспитатель: Правильно. Бабка занята, она грибы сушит на зиму, ни как не может помочь деду. Ребята, а давайте мы поможем бабке и развесим грибочки на верёвочку. (воспитатель вызывает 2-3 детей, каждый ребёнок берёт по одному грибочку и по одной прищепке и по очереди друг за другом развешивают грибы) Помогли мы бабке развесить грибы? (Ответы детей) Очень хорошо, теперь бабка может помочь деду.
Воспитатель: (называет ребёнка, который может продолжить сказку)
Ребенок: Бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала бабка внучку(воспитатель останавливает ребёнка)
Воспитатель: Что случилось у внучки? (воспитатель обращает внимание детей на стол, внучка из настольного театра стоит, а возле неё рассыпанные бусы)
Дети: У неё рассыпались бусы, и она их собирает.
Воспитатель: Правильно. Одной ей не справиться, поэтому мы ей поможем (воспитатель вызывает двоих детей. Дети собирают бусы и садятся на свои места). Скажите, что делали сейчас ребята? (Ответы детей: Помогли собрать внучке бусы) И сейчас внучка может помочь бабке.
Воспитатель: (воспитатель называет ребёнка, который может продолжить сказку)
Ребенок: Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.
Воспитатель: (воспитатель обращает внимание детей на стол, где стоит Жучка из настольного театра) А Жучка не может помочь репку тянуть, ей подкрепиться надо, чтобы силы прибавились. Сейчас мы с вами её накормим. А, что кушают собачки?
Дети: косточки
Воспитатель: В этой корзинке, лежит собачий корм, но Жучка больше любит косточки, их нужно достать и переложить в Жучкину миску. (воспитатель подзывает двоих детей, которые накормят Жучку косточками) Накормили мы Жучку? (Ответы детей) Молодцы. Жучка наелась, и пошла помогать внучке репку тянуть.
Воспитатель: (называет ребёнка, который может продолжить сказку)
Ребенок: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку. (воспитатель останавливает ребёнка)
Воспитатель: Не хочет кошка мохнатая, сердитая, на помощь бежать, сейчас мы её погладим (воспитатель берёт в руки игрушку кошку и даёт нескольким детям её погладить), и кошка станет доброй, она любит когда её гладят, любит кошка ласку, и она поможет Жучке. (дальше сказку рассказывать продолжает воспитатель – Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала кошка мышку)
Воспитатель: А мышка в своей норке крупу разбирает и ей необходима наша помощь, нужно горох и фасоль по разным тарелочкам разложить (воспитатель вызывает 2 детей, они разлаживают крупу и садятся на своё место). Прибежала мышка на помощь ухватилась за кошку и все дружною семьёй они стали тянуть репку, тянут, потянут, вытянули репку.
Воспитатель: Помогли Мы героям сказки?
Дети: Да
Воспитатель: Как мы помогали героям сказки? Что делали?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Правильно. Мы с вами старались помочь героям сказки вытянуть репку, за вашу помощь герои сказки дарят вам медальки с изображением репки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В работе представлены актуальность использования метода наглядного моделирования в работе стдетьми дошкольного возраста. Описаны теоретические аспекты и методические приемы. В качестве наглядного мате...
«Формирование речи дошкольников младшего (среднего, старшего) возраста»
Конспекты занятий по лексической теме "Лето", для детей второй младшей, средней, старшей логопедической группы....
«Грамотная речь педагога – важное условие для формирования речи дошкольников».
Консультация для педагогов ДОУ «Грамотная речь педагога – важное условие для формирования речи дошкольников». Актуальность проблемы.Русский язык - один из самых богатых языков мира. Недаром о нем г...
Мастер-класс: "Грамотная речь педагога-важное условие для формирования речи дошкольников"
Презентация на тему: "Грамотная речь педагога-важное условие для формирования речи дошкольников"...
Игра - практикум для педагогов ДОУ "Грамотная речь педагога-важнейшее условие формирования речи дошкольников"
Мастер класс для педагогов ДОУ, который был разработан и проведен в 2017 году совместно с учителем-логопедом Богдановой Надеждой Викторовной....
Консультация для педагогов " Грамотная речь педагога, важное условие для формирования речи дошкольников"
Консультация для педагогов «Грамотная речь педагога - важное условие для формирования речи дошкольников» Речь-это удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы по...
Семинар –практикум для педагогов «Грамотная речь педагога – важное условие формирования речи дошкольников»
Повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....