Родительское собрание Мелкая моторика
материал по развитию речи

Корчменная Екатерина Валерьевна

Конспект родительского собрания «Развитие мелкой моторики  и ее влияние на  речь ребенка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное   учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

(МДОАУ д/с «Улыбка»)

Родительское собрание

«Развитие мелкой моторики

 и ее влияние на  речь ребенка».

                                                                                         

                                                                                              Подготовил:

                                                                                             воспитатель

                                                                                                    Корчменная Е.В.        

                                                         г. Пыть- Ях, 2018

Форма проведения: собрание-практикум

Аудитория: родители воспитанников

Цель:  обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника

Задачи:

  1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.
  2. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.
  3. Обогатить методическую копилку для родителей.
  4. Способствовать повышению ответственности, осознанию родителями своей роли в развитии детей

Ожидаемые результаты:

Родители должны понять важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей.

Применять методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.

Ход собрания:

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я  рада видеть вас!  И нашу встречу я хотела бы  начать с игры – приветствия.  Посмотрите на того, кто сидит рядом с вами и скажите ему что-нибудь приятное, сделайте какой - нибудь комплимент.

Игра «Комплимент»

Воспитатель: Я думаю, вам приятно было, и слышать в свой адрес хорошие, добрые слова, и говорить их.  А сейчас посмотрите на свои руки. Рассмотрите их очень внимательно, полюбуйтесь ими. Какие они красивые, какие ладные.

Сколько всего эти руки знают и умеют.  Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей. У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки — лицо», «Глаза боятся, а руки делают», «Не бывает скуки, коли заняты руки».

Я не случайно завела разговор о руке. Нашу сегодняшнюю встречу я хочу посвятить именно ей. А точнее ловкости рук. Или, по научному,  развитию мелкой моторики и ее влиянию на развитие речи ребенка.

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики ребенка, тем проще ему будет осваивать речь.

К сожалению, в последние 5-10 лет  уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Можно много рассуждать, искать причину. Но мне кажется, что причина проста. Прогресс. Развитие новых технологий. Конечно, кто-то может со мной поспорить. Как так, ведь прогресс облегчает жизнь человека! Да, это так. Но как говорится, у всего есть две стороны.  И обратной стороной всех новых технологий как раз и  является снижение речевого развития.

Темп жизни убыстряется, мы устаем на работе и все меньше времени уделяем нашим детям. Гораздо проще вместо чтения сказки включить мультики; вместо совместной игры дать планшет. Вместо разговора сунуть в руки телефон. Вместо совместной лепки пельменей, купить готовые полуфабрикаты. Чтобы не «мучиться» обувь на липучках, вместо застежек и шнурков; одежда на молниях, и  кнопках, вместо пуговиц.  Так проще…

Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детских рук, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, а чем сложнее движения этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.

Я хочу вас познакомить с некоторыми играми, которые помогают развивать мелкую моторику.

Презентация.

Воспитатель: Существует огромное количество различных игр.

Это и современные игры, которые можно купить в магазине: шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры, пазлы, конструктор, мозаика. И многое другое. СЛАЙД

И игры, которые можно сделать своими руками: игры с прищепками, с пуговицами.  Например, пальчиковый театр. СЛАЙД.

Самые простые - пальчиковые игры. Вспомните всем известную игру «Ладушки», «Сорока». (Игра).

Древнее искусство бумагокручения «Оригами». Вспомните, как в детстве делали самолетики или кораблики. А ваши дети это умеют? СЛАЙД

Сматывание ниток в клубок. Игры с песком, крупами.

Можно долго перечислять все игры.

Еще для развития мелкой моторики и стимулирования речи ребенка очень эффективно использовать массаж и самомассаж.  Например, вот такие шарики. Они называются «Су Джок».  ( Раздать шарики. Показать, что внутри есть колечки). Хорошо сопровождать самомассаж стихами. Одеваем колечки по очереди на каждый пальчик. Стих «Мальчик-пальчик». СЛАЙД

Художественное творчество также может способствовать развитию мелкой моторики. Лепка, рисование, изготовление аппликаций, работа с ножницами, шитье, вязание, бисероплетение, пластилинография, квиллинг. СЛАЙД

И сегодня я хочу вас познакомить с одной очень интересной техникой. Это изонить.  Изонить - это техника, получения изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Особое переплетение нитей дает эффект объема изображения. Графический рисунок выполняется нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе. СЛАЙД

Изонить, нитяная графика, изображение нитью, изографика, ниточный дизайн, вышивка по картону – вот неполный список названий этой техники, которая развивает мелкую моторику рук; развивает пространственное ориентирование, способствует усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;   способствует развитию речи;  развивает творческие способности;  косвенно готовит руку к письму и развивают усидчивость.

Я предлагаю вам попробовать свои силы в этой технике. Начнем мы с самого простого. Ну а поскольку скоро самый волшебный, самый главный праздник – Новый год, то и поделки наши будут новогодними.

Объяснение, как делать поделку. Изготовление поделки. Показ готовых изделий.

Воспитатель: Уважаемые родители, надеюсь, что наше собрание было для вас полезным. Я приготовила для вас небольшие памятки по развитию мелкой моторики.

Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Готовьте вместе, играйте, читайте, гуляйте, общайтесь. Помните, что это ваши дети.  Самые любимые, самые лучшие. И они самое важное, что у вас есть. Спасибо за внимание.

У нас есть вот такой градусник эмоций. Прошу вас стикером отметить на нем, насколько  полезным для вас было собрание. Еще раз спасибо, что пришли. До свидания!

.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в группе №1 НС(К)НШ-ДС V вида (№89) Тема: "Значение развития мелкой моторики".

Тема: "Значение развития мелкой моторики". Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых. Задачи: фо...

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики»

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях....

Родительское собрание. Тема: "Развитие мелкой моторики рук."

Родительское собрание. Тема: «Развитие мелкой моторики рук». Цель: •    показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;•    обозначить взаимосвязь ме...

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребёнка к школе»

Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.Задачи: 1.Формировать у родителей элементарные пред...

Родительское собрание: «Речевое развитие ребенка, роль мелкой моторики»

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают....

Конспект родительского собрания "Мелкая моторика - мощный инструмент в развитии речи детей"

Родительское собрание проводилось для родителей детей второй группы раннего возраста. Собрание проводилось в форме семинара-практикума, на котором родители нитолько слушали консультативный материал, н...