Консультация для педагогов «Оснащение речевых уголков в группах среднего дошкольного возраста».
консультация по развитию речи (средняя группа)
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Решение этой задачи предусматривает создание в группах ДОУ речевых уголков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад № 23 г. Перми
Консультация для педагогов
«Оснащение речевых уголков в группах
среднего дошкольного возраста».
Подготовила
учитель – логопед
Снитко Татьяна Николаевна
Пермь 2018
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Решение этой задачи предусматривает создание в группах ДОУ речевых уголков.
Речевые уголки должны быть расположены в доступных для детей местах, оформлены ярко, красиво, эстетично и аккуратно. При организации речевых центров педагогами должно учитываться: разнообразие материалов, возрастные и индивидуальные особенности детей, доступность и эстетика оформлениии. Подбор игрового и дидактического материала в речевой уголок осуществлялся воспитателями и родителями совместно.
В речевом уголке подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в определенный период времени.
Речевой уголок представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.
В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, игровой, дидактический и наглядный материал, с помощью которого педагоги создают условия для стимуляции речевой деятельности и речевого общения. При подборе дидактического материала учитываются:
- наполняемость уголка;
- разнообразие материала;
- соответствие возрасту;
- доступность;
- системность;
- эстетика оформления.
Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется еженедельно, в зависимости от изучаемого на занятиях материала, в соответствии с планированием. Одновременно там находится материал для закрепления и вновь изучаемый.
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на:
развитие дыхания и воздушной струи;
развитие артикуляции и правильного звукопроизношения;
развитие фонематического слуха;
расширение и активизацию словаря;
развитие грамматического строя речи;
развитие связной речи;
развитие мелкой моторики рук в процессе различных видов детской деятельности.
Примерное содержание речевого уголка
для детей среднего дошкольного возраста.
1. Картинки по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы вокруг нас», «Деревья», «Кто это», «Грибы», «Лекарственные растения», «Цветы», «Транспорт», «Герои сказок», «Безопасность», «Одежда», «Насекомые», и др.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений для дыхательной гимнастики: дыхательные тренажеры, свистки, свистульки, дудочки, разноцветные перышки, султанчики, бумажные игрушки-самоделки (бабочки, птички), бумажные полоски, игрушки-вертушки, комочки ваты;
материалы для развития слухового восприятия: ширма, музыкальные инструменты, колокольчики; аудиотека с записью "голосов природы" и т.д.
г) Игры для развития мелкой моторики пальцев рук:
- Массажные мячи;
- Игрушки-шнуровки;
- Игрушки - застежки;
- Прищепки разных размеров;
- Предметы для нанизывания;
- "Волшебный мешок";
- Пазлы, мозаики, «сухие бассейны»
- Предметы для самомассажа: грецкие орехи, деревянные шары, карандаши;
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки, загадки, скороговорки.
6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7. Различные виды театров.
- Альбомы по знакомым сказкам (иллюстрации к сказкам, детские рисунки по мотивам сказок, планы, схемы);
8. Различные виды театров: игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций, маски.
9. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) предметами домашнего обихода;
в) основными частями предметов;
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый - грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);
ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол);
ж) для согласования существительных с числительными (1 машина, 2 машины, 5 машин).
10. Зеркало или индивидуальные зеркала.
Примерные наборы картинок, карточек, кубиков.
1. Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.
2. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.
3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).
4. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).
5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).
6. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).
7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.
9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).
10. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).
11. Разрезные контурные картинки (4-6 частей).
12. Набор кубиков с буквами.
13. Набор карточек с изображением предмета и названием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие математических способностей у детей среднего дошкольного возраста"
Данная консультация может быть интересна воспитателям детских садов с целью ознакомления методов и приёмов для развития у детей математических способностей....
Консультация для педагогов "Значение речевых игр в развитии детей дошкольного возраста"
Консультация...
Консультация для педагогов "Особенности речевого развития детей раннего и дошкольного возраста".
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют ре...
Консультация для воспитателей: «Оснащение речевого уголка в детском саду»
Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности....
Консультация для педагогов "Оснащение музыкальных уголков"
Консультация для педагов для помощи в оснащении музыкальных уголков в группах...
Консультация для педагогов "Оснащение музыкальных уголков ДОУ"
Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальыми игрушками, свободно заниматься творческим музиц...