Консультация для педагогов "Развитие математических способностей у детей среднего дошкольного возраста"
консультация (средняя группа) по теме
Данная консультация может быть интересна воспитателям детских садов с целью ознакомления методов и приёмов для развития у детей математических способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Развитие математических способностей детей среднего дошкольного возраста»
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены большие возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях. Математика предлагает уникальные возможности для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества – внимание, память, аккуратность и творческие способности. В дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память, дети легко осваивают родной и иностранные языки, запоминают стихотворения, без труда запоминают порядковый счет, однако осмысленное решение задач, требующее навыков абстрактного мышления, дается им с трудом. Я пытаюсь научить малышей анализировать, сравнивать и обобщать, ведь в школе больших успехов достигают те дети, у которых сформированы желание и привычка думать. “Математик” лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Надо помнить, Изучая литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность, поэтому занятия по развитию простейших математических понятий, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются и совершают открытия. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками. Необходимо отметить благоприятное влияние мелкой моторики на развитие мыслительных способностей. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. При проведении занятий использую стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи–шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечаются простейшие математические отношения. Задачи-шутки – это заинтересованные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. При пальчиковых играх предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например: Мы делили апельсин, много нас, а он (один). К стихотворениям о геометрических фигурах цветах, цветах, временах года рекомендую нарисовать иллюстрации. Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь, развивают чувство рифмы. На занятиях конструировании, аппликации - обводим или вырезаем геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники, круг), дети учатся различать их и называть, одновременно закрепляем навыки счета. В изготовлении поделок из бумаги, глины, пластилина дети учатся видеть и называть геометрические фигуры и тела, учатся составлять сюжетные композиции (снеговик, домик, орнаменты). Знакомимся с такими признаками предметов, как длинный - короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий. На занятиях физкультуры дети практически осознают связь между временем, расстоянием скоростью - прыгаем вперед, в высоту. Предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата, прямоугольника. Например, какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? Лист бумаги? и т. д. С помощью следующей группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. Например, говорю: “Положи сначала зеленый кружок, справа от него - желтый треугольник, слева - желтый квадрат, выше - красный треугольник, ниже красный квадрат и т. д. ”. Затем задаю вопросы: Сколько и каких фигур вы положили? Чем они похожи и чем отличаются? Каких фигур больше, каких меньше? Потом детям из этих фигур предлагается составить геометрический узор или какую-нибудь фигуру. Приведу примеры некоторых игр, которые можно проводить с детьми, обучая детей математике. Например, такие игры как «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ УЗОР», «СЛОЖИ КВАДРАТ», «КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО», «ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ», «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ», «Какой формы?», «Почини коврик». В каждой игре воспитатель ставит конкретную задачу учить детей рассказывать о предмете, развивать связанную речь, освоить счет. Игровая задача иногда заложено в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет» и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов, величины и количества. Используя различные формы в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста"
Воспитание у дошкольников интереса к познанию...
Консультация для родителей "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста"
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин : началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к ком...
Консультация для родителей "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста"
Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму ...
Консультация для родителей: "Развитие математических способностей у детей среднего дошкольного возраста"
Родители должны приобщать ребенка ко многим математическим понятиям, поддерживать и развивать интерес к математике....
"Развитие математических способностей у детей среднего дошкольного возраста"
Математические способности детей...
Консультация для родителей "Развитие математических способностей у детей среднего дошкольного возраста"
В данном материале даются рекомендации родителям о том, как в непосредственной обстановке можно приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению....
Статья "Развитие математических способностей у детей среднего дошкольного возраста"
Интеллектуальное развитие детей....