Конспект организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Зима в лесу»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Итоговое занятие для детей  подготовительной  логопедической группы.

Цель: активизировать словарный запас по теме «Зима».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ООД53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательно учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 6 г.Шебекино Белгородской области»

Конспект

организованной образовательной деятельности

по формированию лексико-грамматических категорий

 и развитию связной речи

«Зима в лесу»

                                                       

                                                          Составитель:

учитель-логопед МАДОУ 

                                                        Гулина  Л.В.

Итоговое занятие для детей  подготовительной  логопедической группы.

Цель: активизировать словарный запас по теме «Зима».

Задачи:

коррекционно - образователъные:

- обогащать словарный запас по теме «Зима» эпитетами, родственными словами;

- учить составлять сложно-подчиненные предложения;

- закреплять умение образовывать относительные и притяжательные прилагательные;

- упражнять в составлении небольших рассказов с использованием алгоритма;

коррекционно-развивающие:

- формировать понимание  причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;

- развивать логическое мышление;

- развивать зрительное внимание;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей любовь к природе, родному краю.

Предварительная работа: 

1. Чтение стихотворений:

    А.С.Пушкин «Мороз и солнце»

    Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою…»

     И.З. Суриков «Зима»

2. Чтение рассказа Г.Скребицкого «Четыре художника. Зима».

3. Заучивание:

    С.Есенин «Белая береза».

    И.Бунин «Первый снег».

    Б.Поляков «Мерзнут лапки у синички…»

4. Наблюдение примет зимы с воспитателем во время прогулки.

Оборудование: картинки с изображением зимнего пейзажа, предметные картинки,  сказочные домики для зверей, снеговики, игрушка Лесовичок, алгоритм Синквейна.

Методы и приемы: обследования и наглядности (рассматривание схем, алгоритма), словесный (проблемные вопросы, беседа, пояснения, художественное слово), практический (работа с алгоритмами), эвристический (развитие находчивости и активности), мотивационный (стимуляция активности детей за счет включения проблемной ситуации).

Ход образовательной деятельности.

  1. Вступительная часть.

           (На столе разложены 2 сюжетные картинки, разрезанные на части).

    Проблема:

- Чтобы узнать о чем мы будем сегодня говорить, вы должны собрать разрезные картинки. Я прошу вас подойти к столу и взять по одному фрагменту.

А теперь посмотрите на обратную сторону фрагмента. Видите, что они разного цвета. Те ребята, у которых картинки с синей обратной стороной подойдите к столу, отмеченному синим  кружком, а те, у кого обратная сторона фрагмента желтая, подойдите к столу с желтым  кружком.

     ( Тихо звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Декаборь» )

  Попробуйте из частей составить целую картинку. Внимательно посмотрите на получившиеся у вас пейзажи.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- Правильно, о том времени года, которое наступило совсем недавно.

- А как вы догадались, что на картинках изображена зима?

- Какие приметы зимы отчетливо видны на этих картинках?

  1. Основная часть.

   1.Загадка.

   - Ребята, наше сегодняшнее путешествие будет волшебным. И начнем мы его  

     со   сказочной загадки:

           Тройка, тройка прилетела.

           Скакуны в той тройке белы.

           А в санях сидит царица –

           Белокожа, светлолица.

           Как махнула рукавом –

           Все покрыла серебром.

     - Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке?

     - Почему зиму называют царицей?

     - На какой тройке прилетела зима?   (На тройке скакунов).

     - Что за скакуны в этой тройке?    (Декабрь, январь, февраль).

  2.Игра «Волшебная цепочка» - развитие логического мышления, зрительного

     внимания.

     - Я недаром начала наш разговор с загадки, в которой используются  образные выражения. Они позволяют украсить нашу речь, точно выразить нашу мысль, кроме того, они часто используются в сказках. А мы сегодня отправляемся в путешествие в зимнюю сказку. А в сказку нельзя попасть на обычном транспорте. Я предлагаю создать необычный поезд, все вагончики которого соединяются между собой с помощью магической связи.

  ( На столе разложены предметные картинки: елка, шишка, белка, рыжий кот, малыш, бабушка, варежки).

    - Первой я ставлю картинку с изображением елки, потому что Новый год – главный праздник зимы, а елка – основной символ этого праздника.

 ( Дети по очереди берут картинки и объясняют свой выбор, используя ключевую фразу.)

  • Я присоединяю к елке шишку, потому что шишки растут на елке.
  • Я присоединяю к шишке белку, потому что белка собирает шишки.
  • Я присоединяю к белке кота, потому что он такой же рыжий.
  • Я присоединяю к коту малыша, потому что малыш любит играть с котом.
  • Я присоединяю к малышу варежки, потому что он их носит зимой.
  • Я присоединяю к варежкам бабушку, потому что она их связала.

- Вот мы и построили волшебный поезд,  вместе со снежинками отправляемся в путешествие.

3.Физминутка «На полянку, на лужок…»

   На полянку, на лужок                            Руки вверху и плавными движениями

   Тихо падает снежок.                             опускаются вниз.

   Улеглись снежинки  

   Белые пушинки.

   Но подул вдруг ветерок,                        Дети поднимают руки вверх и плавными

   Закружился наш снежок.                      движениями раскачивают их из стороны

   Кружатся снежинки,                            в стороны, а затем кружатся.

   Белые пушинки.

4.Обогащение словаря эпитетами,  родственными словами.

   - Мы приехали в зимний лес. Он выглядит сказочно: деревья покрыты снегом, под деревьями вьется лыжня, кусты покрылись сугробами. Давайте попробуем подобрать сказочные слова для описания леса.

 - Как выглядят деревья зимой ? (Они тихие, задумчивые, продрогшие, замерзшие;  укрытые снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки…)

 - Какой снег в лесу? ( Пушистый, сверкающий, искристый, мягкий, колючий, рыхлый, серебристый…).

  - Давайте подберем родственные слова к слову снег.

    Снег – снежинки, снежная, снегопад, снеговик, Снегурочка, снегоход, подснежник, снежок.

5. Пальчиковая гимнастика «Снежок».

    1, 2, 3, 4 -                                                Сжимают и разжимают кулачки.

    Мы с тобой снежок слепили:               Лепят «снежок».

    Круглый, крупный, очень гладкий         Показывают.

    И совсем - совсем не сладкий.               Грозят  указат. пальчиком правой руки.

    Раз – подбросим, два – поймаем,          Выполняют движения по тексту.

    Три  - уроним и сломаем.  

  6. Игра «Найди отличия» -  развитие зрительного внимания.

 (Дети делают пальчиковую гимнастику, а логопед выкладывает снеговика на магнитной доске).

    -Ребята, у нашего большого снеговика есть фотографии своих братцев-снеговиков. Давайте найдем отличия между ними.

  • У маленького снеговика три пуговицы, а у большого две пуговицы.
  • У этого  снеговика на голове красное ведро, а у большого – зеленое и т.д.

7. Игра «Чей дом» - образование притяжательных прилагательных.

   А теперь я предлагаю отправиться в гости к Лесовичку – вот и тропинка к его дому. Смотрите, сколько сказочных домиков, целая лесная улица.

 (Дети подходят компьютеру. Слайд – шоу «Жилища диких животных»).

 - В этом домике слышится тявканье лисы. Чей это дом? Кто еще живет с лисой?

 -А в этом доме живет медведь. Чей это дом? Кто еще живет в нем?

 -А в этом домике живет волк со своим семейством. Чей это дом?

 - Дружно живут зайцы в доме. Чей это дом?

 - А в этом доме живет кабан. Чей это дом?

 - А вот и домик Лесовичка.

8. Игра «Вкусное варенье» - образование относительных прилагательных.

  Лесовичок.

 - Ребята, вы наверное, продрогли пока ко мне добирались. Чтобы вы не заболели, я угощу вас чаем с вареньем. Садитесь за стол. Возьмите баночки, которые лежат на столе перед вами. Ответьте: какое у вас варенье?

  • У меня варенье из малины – малиновое.
  • У меня варенье из слив – сливовое.
  • У меня варенье из груш – грушевое.
  • У меня варенье из крыжовника – крыжовенное.

9. Составление рассказа по плану –схеме.

  - Спасибо тебе, Лесовичок, за чай, за варенье, за гостеприимство.

    Мы хотим отблагодарить тебя и подарить тебе рассказ «Зима в лесу».

  ( Дети составляют рассказ по цепочке, используя план - схему).

  1. Итог занятия.

    - Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес. Я думаю, что оно надолго останется в вашей памяти. Поэтому я хочу, чтобы свое впечатление об этом путешествии вы выразили с помощью стихотворения, составленного по алгоритму Синквейна.

              Лес.

   Заснеженный, тихий.

   Стоит, задумался, отдыхает.

   Зима накрыла деревья белым покрывалом.

   Лес, сугробы, сказка.

             

                                  Зима.

                  Холодная, снежная

                 Засыпала, укрыла, разукрасила.

                 Пришла долгожданная зима.

                 Снег, елка, Новый год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Зима"

Занятие способствует развитию словаря, грамматических категорий и развитию связной речи при изучении лексической темы "Зима"...

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Предлог «НА».

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленност...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе по теме Домашние животные Составление синквейна.

Цель: Развитие связной речи через составление синквейнов. Коррекционно-образовательные задачи: - учить составлять синквейн, опираясь на заданную схему по индивидуальным картинкам;- активизир...