Логопедический проект «Послушный ветерок»
проект по логопедии (старшая группа)

Использование дыхательных упражнений по профилактике фонетических нарушений у детей с ТНР. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №1 «Звёздочка»

комбинированного вида» города Шиханы

Логопедический проект «Послушный  ветерок»

https://fhd.multiurok.ru/b/5/6/b56d3a9a1ab093272bd83c9b2a64c8cef239756f/img7.jpg

Использование дыхательных упражнений

по профилактике фонетических нарушений  у детей с ТНР

https://www.dou75.ru/71/images/18-19/gruppy/gr_2/2019-02-16/2019-02-16-1.JPG

Руководитель проекта:

учитель-логопед

Латанова Н.И

Октябрь 2019 год

Актуальность

        У многих детей  с ТНР носят стойкий характер и с трудом поддаются коррекции.  Нарушения звукопроизношения многообразны; встречается огромное  количество  межзубного, призубного и бокового сигматизма. Не секрет, что правильное  звукопроизношение неразрывно с постановкой правильного дыхания, которое  обеспечивает не только коррекцию звуков,  но и  способствует укреплению организма в целом. Например,  дети этой группы склонны к частым простудным заболеваниям. Поэтому в дошкольном возрасте всем педагогам и специалистам необходимо выработать у детей диафрагмальное дыхание с целью профилактики и коррекции.

         

       Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный,  длительный, экономный выдох. Кроме того дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Паспорт проекта:

Образовательная область – «Речевое развитие».

Тип проекта – игровой.

По числу участников – групповой.

По времени продолжения –1месяц. 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1373/0008b27a-81b338fd/hello_html_m7481eabb.jpg

№ п/п

Мероприятия

1 этап

 Организационный

 

1.

Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания

2.

Составление плана работы над дыханием.

2 этап Внедрение

 

 

Работа с детьми:

1.

Выработка длительного плавного выдоха,

Дифференциация ротового и носового выдоха

2.

Выработка глубокого вдоха

3.

Формирование физиологического дыхания, развитие его силы

4.

Развитие силы голоса и речевого дыхания

5.

Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных  и согласных звуков

6.

Закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений

 

Работа с воспитателями

1.

Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи»

2.

Презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей

3 этап Итоговый

 

1.

Участие детей в осеннем  утреннике.

2.

3.

Подборка упражнений на формирование речевого дыхания

Буклет для родителей «Игровые упражнения для развития речевого дыхания»

Участники   проекта - 
1.Дети.
2.Воспитатели

3.Родители
3. Учитель-логопед.

 Место реализации -  «Детский сад №1 «Звёздочка»

  

Цель: формирование у детей умения управлять органами дыхания, развить нижнедиафрагмальное дыхание.

Задачи:

1.Развитие дифференцированного речевого и ротового выдоха у детей.

2.Развитие сильного, плавного, направленного выдоха без участия речи.

3.Развитие сильного плавного выдоха:

 - на материале гласных звуков,

 - на материале согласных звуков

 - на материале слогов, слов

 - на материале предложений и фраз.

4.Формирование и закрепление нижнедиафрагмального дыхания

Ожидаемый результат: дети  научатся правильному дыханию  при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.

Конечным продуктом проекта будет являться:
- Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе
- Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями

 

Этапы реализации проекта

 План реализации проекта:

Месяц  октябрь

Темы игр

1 неделя

«Осенние листочки»

 

«Голодные животные»

 

«Прогулка в лес»

«Путешествие по осеннему саду»

 2 неделя

«Узнай фрукт»

 

«Узнай овощ»

 

«Зоопарк» «Флюгер»

 3 неделя

«Произнеси так, как я» «Узнай по голосу»

«Звуковые дорожки»

 

«Остуди чай» «Шторм в стакане»

 

«Поможем Кате  поймать мяч»

4 неделя

«Полянка чудес»

 «Колобок и лиса»

 

Инсценировка сказок «Колобок»

 «Теремок»

https://vospitanie.guru/wp-content/uploads/2019/01/d197e2ed439b64708b06.jpg

Вывод: Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.

В перспективе Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с тяжелыми нарушениями  речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/07/informaciya-dlya-roditeley-uprazhneniya-dlya-razvitiya-dyhaniya.png

 Список используемой литературы:  

 1. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005

 2. Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание 1987.

 3.Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006

4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010

5. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»

Автор рассматривает возможность  привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...

Логопедический проект "ДЭНС - терапия как дополнительное средство в системе логопедической практики".

Материалы логопедического проекта  "ДЭНС-терапия как  дополнительное средство в системе  логопедической практики" были представлены  в рамках городской  декады профмастерства ...

Долгосрочный логопедический проект «Здоровые говоруны» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей подготовительной логопедической группы.

Долгосрочный логопедический проект «Здоровые говоруны» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей подготовительной логопедической группы....

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Использование дыхательных упражнений в системе логопедических занятий»

Многие дети, занимающиеся на логопедической группе, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно прои...

Логопедический проект «Роль дидактических – логопедических игр и пособий , как средство автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме».

Данный проект предназначен для того, чтобы  путем специально подобранных и самостоятельно изготовленных  дидактических  игр и упражнений преодолеть у детей нарушения звукопроизношения, ...