«ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
материал по развитию речи

Ирина Сподарева

Доклад

«ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   НА РАЗВИТИЕ  СЛОВАРЯ  ДЕТЕЙ     ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_razvitie_slovarya.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

                  НА РАЗВИТИЕ  СЛОВАРЯ  ДЕТЕЙ

                        ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальнейших проблем. Во-первых, формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Во-вторых, для овладения детьми чтением, письмом и счётом необходим достаточный уровень  овладения лексической системой  языка. В-третьих, словарный запас оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребёнка в целом.

Огромную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, необходимо удовлетворять. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него.

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества, которые специально созданы для детей: потешки,  колыбельные песни - бесценный материал, который позволяет ребёнку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм. Потешки построены на множестве повторов, повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия,  звукоподражания развивают фонематический  слух. А это способствует запоминанию слов, а затем и активному употреблению. Содержание многих потешек богато глаголами. Ценность их в том, что слово можно соединить с действием ребенка. С их помощью осуществляются те эмоционально-тактильные контакты взрослого и ребенка, которых так не хватает современным детям, кроме того они позволяют внести в обучающий процесс элементы двигательной активности, которые связаны с формированием речевой деятельности. Чем больше мелких и сложных движений выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу. Потешки,  рассчитаны на активность самого ребенка. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат много сведений о предметах окружающего мира, обучают детей образовывать однокоренные слова («котя», «котенька», «коток»). Педагоги для лучшей адаптации ребенка в новом коллективе, начинают говорить с самого близкого для него – о нем и о его семье. Здесь и происходит знакомство с колыбельными песнями, в совместной деятельности, на музыкальных занятиях и перед дневным сном. На младших детей колыбельная песня оказывает терапевтическое воздействие. Слушая ее ласковый напев, у малыша появляется чувство психологической защищенности, комфорта. Ребенок впитывает культуру своего народа, красоту родного языка. Старшие дети через колыбельные знакомятся с традициями и обычаями народа.

А сказки? Тексты сказок расширяют словарный запас. Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение. Сказка дает ребенку первые уроки нравственности (формирует представление о добре и зле, о дружбе, взаимопомощи, доброжелательности), вселяет веру в то, что правда восторжествует над ложью, добро над злом.  Чтение русских народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова.

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. В повествовании сказок часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты - «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.

Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.

Ничто так не развивает речь, как театральная деятельность детей, Она влияет на степень усвоения языка, выразительность детской речи. В дошкольных учреждениях необходимо широко использовать: показ кукольных и театральных представлений для детей разных возрастных групп, проводить литературные досуги и вечера встреч со сказкой. Маленькие дети замечательные актеры. Они очень любят в кого-то или во что-то превращаться. Наша задача – увлечь ребенка играть дальше, дать возможность выбрать самому, кем быть, какой костюм выбрать, самостоятельно искать средства выразительности, используя интонацию, мимику, жесты, движения. Богатый материал для художественно-речевой деятельности дает художественная литература. Дети разыгрывают знакомые им потешки, стихи, сказки, используя элементы костюмов и с помощью театров разных видов.

Кукольные, театральные спектакли и игры-драматизации создают радостную атмосферу, снимают напряжение; повышают уверенность в себе, дети освобождаются от комплексов; формируется устная речь, диалогическая, выразительная и связная речь.

Особое значение для развития речи дошкольника имеет загадка.  
Отгадывание и придумывание загадок  оказывает влияние на развитие словаря детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.
Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и ее анализе. Велико значение загадок в развитии памяти, в воспитании поэтического чувства и в подготовке ребенка к восприятию классической литературы.

Небылицы – это здоровая пища для детской души, ненасытная потребность ребенка в смехе, веселье и радости. Ребенок смеется, потому что знает, как правильно говорить. Смешные, неправильные слова в стихах не запутывают ребенка, а служат, по выражению К.И.Чуковского, самоэкзаменом умственных сил. Ребенок учится понимать себя и проверять свои мысли. Путаницы учат творчеству, будят мысль и фантазию. После прослушивания небылицы ребенок анализирует ее с точки зрения достоверности фактов, старается восстановить порядок. Задание требует внимания и сообразительности. Мы знакомим детей с фольклорными и литературными небылицами. Виртуозами перевертышей являются детские поэты К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, О.Григорьев, Б.В.Заходер и другие.

Небылицам необходимо отводить особое место в детском творчестве. Ребенок не только любит слушать небылицы, но и сам сочинять их. Чтобы небылицы детей были смешными и фантастическими, их нужно познакомить со схемой «превращения в небылицах», которые заметил К.И.Чуковский при анализе устного народного творчества:

-изменяются законы природы (море может гореть, на деревьях растут не листочки, а туфли и носочки);
-изменяются повадки животных (мышка может поймать кошку и посадить в клетку);
-неживая природа превращается в живую (сапог может пить из стакана воду);
-малому приписываются качества большого (см. книгу «Речь и общение»).

Значительное место в детском чтении занимают рассказы детских писателей. Реалистические рассказы являются одной из форм познания мира ребенком, расширения его жизненного опыта. Они помогают ребенку вырабатывать то или иное отношение к явлениям окружающей жизни, к поступкам людей. В рассказах дети познают лаконизм (краткость и четкость изложения) и точность языка, пересказывая их, ребенок упражняется в литературной речи, обогащается его словарь образными словами и выражениями.

Знакомя детей с жанром рассказа, педагоги учат их замечать выразительно-изобразительные средства, какими автор характеризует образ. Например, при чтении «Волчишко» Е.И.Чарушина задавался детям вопрос: «Какими словами писатель сказал о том, как плохо было Волчишке в доме человека? («Стал жить – дрожать», «стал тихонько жить»).

Большое значение имеет чтение рассказов с моральным содержанием. Они учат «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность. Рассказы Л.Н.Толстого, В.В.Сухомлинского, В.А.Осеевой, К.Д.Ушинского приобщают ребенка к миру нравственных отношений. Они очень поучительны. Писатели рассказывают детям о них самих и ставят перед необходимостью решать жизненно важные нравственные проблемы. Чтение обязательно сопровождается беседой, где дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. При правильной постановке вопроса у детей возникает желание подражать нравственным поступкам героев.

Значительное место в детском чтении занимает веселая юмористическая книга. Она учит замечать смешное в жизни, понимать шутку, шутить самому, переживать положительные эмоции. Рассказы Н.Н.Носова, В.Ю.Драгунского, Э.Н.Успенского, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского для детей совмещают в себе два ценных качества – юмор и поучительность. В рассказах авторы говорят с ребенком-читателем о сложных вещах забавно, занимательно и понятно.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка должны сложиться и первые представления о писателях. Поэтому, знакомя детей с новым произведением уже известного им автора, необходимо всегда называть его имя, вспоминать о книгах, прочитанных ранее, в доступной форме кратко излагать биографию с использованием портрета, фотографий, выставки книг, иллюстраций. Результатом закрепления и обобщения знаний детей об авторах является проведение литературных викторин, игр («Счастливый случай», «Поле чудес» и др.).

В детском саду дошкольников знакомят с лучшими образцами русской классической поэзии. Дети учатся понимать, чувствовать и воссоздавать стихотворение. Заучивание стихов развивает память ребенка, это несет огромный эмоциональный, нравственный и эстетический заряд. Стихи учат детей вслушиваться в слова и звуки – развивается фонетический слух, это нужно для подготовки к чтению и письму, это образец грамматической и лексической речи.

В.Г.Белинский писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо приучится к гармонии русского языка, сердце преисполнится изящного, пусть поэзия действует на них так же, как музыка».

Художественная литература  имеет огромное значение в воспитании  детей и является одним из могучих средств развития и обогащения их речи. Главным ее результатом считается умение говорить с нормами литературного языка, умение передавать свои мысли и чувства в процессе общения грамматически правильно, точно и выразительно. Перед дошкольным учреждением стоит увлекательная задача – заложить семена любви и уважения к книге, к художественному слову.

Речь ребенка становится непосредственной и живой, если мы выполняем следующее:

1. Воспитываем интерес к языковому богатству через разнообразные жанры литературы.
2. Речь ребенка обогащаем новыми словами и выражениями.
3. Развиваем все стороны детской речи: фонетическую, лексическую и грамматическую.
4. Учим выразительной речи, используя при этом разнообразные средства выразительности (интонацию, мимику, движения, эпитеты, метафоры).
5. Развиваем образность речи, что является составной частью воспитания культуры речи.
6. Используем художественную литературу, которая развивает мышление и воображение, обогащает эмоции детей, дает прекрасные образцы литературного языка.
7. Предлагаем творческие задания на придумывание детьми сравнений, эпитетов, загадок, рассказов и сказок – повышают внимание к слову, к его точности, уместности употребления.

«Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка!» Л. Токмакова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильная организация работы с художественной литературой с детьми дошкольного возраста

Этот материал можно использовать для консультаций и информации для родителей...

Методы ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста. Сочинение сказок, историй. Памятка для воспитателей ДОУ.

Методы работы по сочинению старшими дошкольниками сказок, историй. Тест, который могут провести сами родители....

Развитие восприятия художественной литературы в старшем дошкольном возрасте (из опыта работы воспитателя)

Художественная литература сопровождает человека с первых дней его жизни.   Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаи...

Консультация для родителей «Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте»

Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочи...

Конспект занятия по художественной литературе для старшего дошкольного возраста, тема занятия: «Мир сказок и приключений»

Конспект занятия по художественной литературе для старшего дошкольного возраста, тема занятия: «Мир сказок и приключений»...

Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте.

Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной ...