«Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»
проект по развитию речи (младшая группа)

Ирина Сподарева

Проект в первой младшей группе

 «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx36.76 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в первой младшей группе

 «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»

Актуальность.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках  их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше  ее взаимодействие  с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

                                                                                               В.А.Сухомлинский.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.   

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движения – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

 

 Продолжительность проекта: с 01.10.2018г. – по 31.05.2019г.

Тип проекта: познавательно – игровой, творческий.

  • по количеству создателей – парный.
  • по количеству детей, вовлеченных в проект – групповой.
  • по продолжительности – долгосрочный.
  • по уровню контактов – на уровне образовательного учреждения.

 Цель проекта:

  • Развитие координации движений мелкой моторики рук через традиционное и  нетрадиционное использование различных предметов.

Задачи проекта:

  • Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
  • Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
  • Развитие зрительного и слухового восприятия.
  • Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
  • Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
  • Создание у детей эмоционально- приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
  • Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
  • Развитие чувства уверенности в себе.

Задачи для педагога:

  • подготовить методический материал по данной теме, картотеки игр для развития мелкой моторики рук, картотеки  пальчиковых игр;
  • развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;
  • для родителей показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики; показать игры для развития мелкой моторики рук;
  • развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

  • развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.

Задачи для родителей:

  • учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
  • создавать в семье благоприятные условия для проведения игр для развития мелкой моторики, пальчиковой гимнастики.

 

Участники проекта:

  • Воспитатели.
  • Дети первой младшей группы.
  • Родители и другие члены семьи.

Предполагаемый результат:

  • Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
  • Формирование речевых навыков у детей  младшего возраста.
  • Интеллектуальное развитие детей;
  • Пополнение предметно-развивающей среды;
  • Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

 

Мелкую моторику рук развивают:

  • Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
  • Массаж с растиранием пальчиков и массажерами для рук;
  • Народные игры с ладошками;
  • Игры с природным материалом;
  • Игры с предметами домашнего обихода;
  • Игры с песком и водой;
  • Пальчиковый театр;
  • Дидактические игры;
  • Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация).

 

Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:

  • Продуктивная деятельность
  • Индивидуальная работа
  • Самостоятельная деятельность
  • Прогулка
  • Утренняя гимнастика
  • Самообслуживание
  • Логоритмика
  • Работа с родителями

 

Средства достижения поставленных задач:

  • применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
  • использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д.;
  • информационные листы для родителей;
  • разучивание стихов, потешек;
  • использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.

 

Художественное слово.

Пальчиковые игры  сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук имеет ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх  позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта – стихи привлекают внимание детей, легче и быстрее запоминаются.

 

Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе.

Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу –  предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки.

Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.

Атрибуты, имеющиеся в группе:

  • прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);
  • клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;
  • шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
  • игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
  • сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
  • грецкие орехи и шишки, шарики для массажа;
  • крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;
  • сетки для раковины и разноцветные ленточки;
  • «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);
  •  макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.

 

Этапы проекта:

I. Подготовительный этап. 01.10.2018 – 31.10.2018

  1. Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
  2. Изучение методической литературы по данной теме.
  3. Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.
  4. Составление перспективного плана проведения игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики с детьми.
  5. Разработка рекомендаций по проведению  игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики.

II. Основной этап реализации проекта. 05.11.2018 – 19.05.2019

  1. Обучение родителей проведению игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики с ребенком;
  2. Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

 

3. Тематическое планирование работы с родителями по проекту

Консультация «Ум на кончиках пальцев»;

Приобретение материалов для развития мелкой моторики;

Изготовление «Умного куба» и пособий к нему;

Совместное изготовление с детьми «дорожек»;

Фотовыставка «Гимнастика для пальчиков для девочек и мальчиков» (работа педагогов с детьми);

Консультация «Развитие мелкой моторики в продуктивных видах деятельности»;

Открытое мероприятие «Праздник веселого квадратика» с показом пальчиковой гимнастики;

Консультация «Пальчиковые игры»;

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»

Выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

Консультации  «Речь и пальчики», «Как  проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;

Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;

Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы).

 

Перспективный план по обучению играм для развития мелкой моторики рук.

Мероприятие

Участники

Сроки

1.

Включение пальчиковой гимнастики и речевой в утренние и вечерние отрезки времени,  в прогулки.

воспитатель

дети

ежедневно

2.

Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий.

воспитатель

дети

ежедневно

3.

Включение пальчиковой гимнастики в сценарии утренников

воспитатель

дети

муз.руководитель

в течении

года

4.

Включение пальчиковой гимнастики в комплексы утренней гимнастики.

воспитатель

дети

ежедневно

5.

1.Знакомство с детьми, исследование моторной сферы.

2.Консультация для родителей: «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков».

3.Игра пальчиковая «Осень»

4.Игра пальчиковая «Мячик я в руках катаю…» (массажный мячик).

5.Игра пальчиковая «Я надену сапоги…»

6. Индивидуальные устные консультации «Речь и пальчики».

воспитатель

дети

воспитатель

родители

воспитатель

дети

воспитатель

родители

сентябрь

6.

1. Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»

2.Привлечение родителей к изготовлению ковриков для развития у детей тактильной чувствительности.

3.Игра пальчиковая «Мой веселый круглый мяч…».

4.Игра пальчиковая «Семья».

5.Игра пальчиковая «Капустка».

6.Игра с пластилином «Пластилиновый салат». 

7. Оснащение группы нестандартным оборудованием по играм для развития мелкой моторики рук.

 

воспитатель

родители

воспитатель

дети

октябрь

7.

1.Игры  для развития мелкой моторики с использованием массажного мячика: «Бежит ежик по дорожке…».

 2.«Девочки и мальчики прыгают как мячики…».

3.Игры с платочками: «Пальчики играли в прятки…»,

«Постираю чисто, с толком рубашку, кофту и футболку…».

4.Игры с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения:

«Разноцветные дорожки» (цветные нити, разноцветная мозаика).

«Открути и закрути».

«Ловкие ручки» (катушки из-под ниток, веревочки).

5.Консультация для родителей «Волшебные палочки».

6.Консультация для родителей на тему: «Игры с предметами домашнего обихода».

7.Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук».

8. Игра с мозайкой «Дождик, дождик, лей, лей».

9.Пальчиковые игры (картотека на ноябрь)

воспитатель

дети

воспитатель

родители

ноябрь

8.

1.Разучивание с детьми игр - заводилок.

2. « Снег ложится на дома…»

3.Игра пальчиковая

« Здравствуй, Дедушка Мороз!».

4.Консультация для родителей на тему: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

5.Рекомендации по проведению пальчиковых игр.

6. Игра с водой «Водичка».

воспитатель

дети

воспитатель

родители

декабрь

9.

1 .Оформление стенда для родителей «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков».

2. Пальчиковые игры:

 « Части тела»

 «Я с игрушками играю»

 «Машины»

 «На кроватке мы поспали…»

3.Оформление папки передвижки «Пальчиковые шаги».

4.Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы).

5.Игра с бумагой «Как на горке  - снег, снег…».

воспитатель

родители

воспитатель

дети

воспитатель

родители

январь

10.

1.Игры пальчиковые

«День Защитника Отечества»

«Дикие птицы»

«Домашние животные»

«Помощник».

2. Игра на выкладывание «Подарок маме».

3.Игровой массаж «Поиграем с ручками».

воспитатель

дети

воспитатель

родители

февраль

11.

1.Сбор материала, изготовление оборудования и игр по теме: «Игры с фасолью для развития мелкой моторики у детей».

2.Консультация для родителей: «Чем полезны игры с природным материалом нашим малышам».

3.Игры с фасолью: «Волшебные домики» (цветные тарелки, фасоль).

4.«Накормим Колобка» (баночка с отверстием, фасоль)

5.«Рисование фасолью» (яркие, крупные раскраски, дополненные нарисованными овалами или прямоугольниками, с целью наложения на них фасолинок).

6. Пальчиковые игры:

«Мамин праздник»

«Радуются взрослые и дети»

«Цветочек для мамочки»,

«Птички».

7.Организация выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.

воспитатель

дети

воспитатель

родители

март

12.

1.Игра «Умный кубик» (кубик изготовлен из решеток для раковины). Сбор материала и оборудования  для игр с кубиком.

Подбор ленточек разной длины, ширины по цветам радуги. 

2.Учить детей продевать ленточки в отверстия решетки в разных направлениях.

3.Изготовление платочков  разных по цвету.

4.Учить детей крепить платочки к решеткам с помощью прищепок, «крабиков».

5.«Рисование» разными по цвету шнурками на решетках.

6.Завязывание веревочек, шнурков, ленточек на стенках кубика.

7. Пальчиковые игры:

« Весна»

«Паучок»

«Насекомые»

«Домашние птицы и их детеныши».

8.Оформление папки передвижки «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста с фото отчетом»

воспитатель

родители

воспитатель

дети

воспитатель

родители

воспитатель

дети

воспитатель

родители

апрель

13.

1.Пальчиковые игры:

«Дай нам солнышко тепла»

«Петушок»

«Бабочка - коробочка»

«Веер».

2.Мониторинг развития у детей мелкой моторики.

3.Консультация  « Особенности речевого развития детей трех лет».

воспитатель

дети

воспитатель

родители

май

III. Заключительный этап.  20.05.2019 – 31.05.2019

  1. Выставка рисунков и поделок  - 23 мая.
  2. Подведение итогов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Первая младшая группа «Носики – Курносики ». Тема: «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста».

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не ...

Проект "Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста"

quot;Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста"...

Открытое занятие по теме самообразования:"Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста как основы познавательно-речевого развития"

В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие). Меняются и игрушки ребенка. Теперь вместо погремуш...

Краткосрочный проект в первой младшей группе «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»

Актуальность«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов.Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки сп...

Проект в первой младшей группе «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»

Проект в первой младшей группе«Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста» Актуальность.«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончика...