«Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»
проект по развитию речи (младшая группа)
Проект в первой младшей группе
«Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 36.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в первой младшей группе
«Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»
Актуальность.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
В.А.Сухомлинский.
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движения – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Продолжительность проекта: с 01.10.2018г. – по 31.05.2019г.
Тип проекта: познавательно – игровой, творческий.
- по количеству создателей – парный.
- по количеству детей, вовлеченных в проект – групповой.
- по продолжительности – долгосрочный.
- по уровню контактов – на уровне образовательного учреждения.
Цель проекта:
- Развитие координации движений мелкой моторики рук через традиционное и нетрадиционное использование различных предметов.
Задачи проекта:
- Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
- Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
- Развитие зрительного и слухового восприятия.
- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
- Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
- Создание у детей эмоционально- приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
- Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
- Развитие чувства уверенности в себе.
Задачи для педагога:
- подготовить методический материал по данной теме, картотеки игр для развития мелкой моторики рук, картотеки пальчиковых игр;
- развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;
- для родителей показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики; показать игры для развития мелкой моторики рук;
- развивать речь детей, расширять словарный запас.
Задачи для детей:
- развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.
Задачи для родителей:
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
- создавать в семье благоприятные условия для проведения игр для развития мелкой моторики, пальчиковой гимнастики.
Участники проекта:
- Воспитатели.
- Дети первой младшей группы.
- Родители и другие члены семьи.
Предполагаемый результат:
- Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
- Формирование речевых навыков у детей младшего возраста.
- Интеллектуальное развитие детей;
- Пополнение предметно-развивающей среды;
- Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Мелкую моторику рук развивают:
- Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
- Массаж с растиранием пальчиков и массажерами для рук;
- Народные игры с ладошками;
- Игры с природным материалом;
- Игры с предметами домашнего обихода;
- Игры с песком и водой;
- Пальчиковый театр;
- Дидактические игры;
- Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация).
Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:
- Продуктивная деятельность
- Индивидуальная работа
- Самостоятельная деятельность
- Прогулка
- Утренняя гимнастика
- Самообслуживание
- Логоритмика
- Работа с родителями
Средства достижения поставленных задач:
- применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
- использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д.;
- информационные листы для родителей;
- разучивание стихов, потешек;
- использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.
Художественное слово.
Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук имеет ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта – стихи привлекают внимание детей, легче и быстрее запоминаются.
Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе.
Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу – предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки.
Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.
Атрибуты, имеющиеся в группе:
- прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);
- клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;
- шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
- игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
- сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
- грецкие орехи и шишки, шарики для массажа;
- крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;
- сетки для раковины и разноцветные ленточки;
- «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);
- макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.
Этапы проекта:
I. Подготовительный этап. 01.10.2018 – 31.10.2018
- Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.
- Составление перспективного плана проведения игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики с детьми.
- Разработка рекомендаций по проведению игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики.
II. Основной этап реализации проекта. 05.11.2018 – 19.05.2019
- Обучение родителей проведению игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики с ребенком;
- Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.
3. Тематическое планирование работы с родителями по проекту
Консультация «Ум на кончиках пальцев»;
Приобретение материалов для развития мелкой моторики;
Изготовление «Умного куба» и пособий к нему;
Совместное изготовление с детьми «дорожек»;
Фотовыставка «Гимнастика для пальчиков для девочек и мальчиков» (работа педагогов с детьми);
Консультация «Развитие мелкой моторики в продуктивных видах деятельности»;
Открытое мероприятие «Праздник веселого квадратика» с показом пальчиковой гимнастики;
Консультация «Пальчиковые игры»;
Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»
Выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
Консультации «Речь и пальчики», «Как проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;
Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы).
Перспективный план по обучению играм для развития мелкой моторики рук.
№ | Мероприятие | Участники | Сроки |
1. | Включение пальчиковой гимнастики и речевой в утренние и вечерние отрезки времени, в прогулки. | воспитатель дети | ежедневно |
2. | Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий. | воспитатель дети | ежедневно |
3. | Включение пальчиковой гимнастики в сценарии утренников | воспитатель дети муз.руководитель | в течении года |
4. | Включение пальчиковой гимнастики в комплексы утренней гимнастики. | воспитатель дети | ежедневно |
5. | 1.Знакомство с детьми, исследование моторной сферы. 2.Консультация для родителей: «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков». 3.Игра пальчиковая «Осень» 4.Игра пальчиковая «Мячик я в руках катаю…» (массажный мячик). 5.Игра пальчиковая «Я надену сапоги…» 6. Индивидуальные устные консультации «Речь и пальчики». | воспитатель дети воспитатель родители воспитатель дети воспитатель родители | сентябрь |
6. | 1. Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования» 2.Привлечение родителей к изготовлению ковриков для развития у детей тактильной чувствительности. 3.Игра пальчиковая «Мой веселый круглый мяч…». 4.Игра пальчиковая «Семья». 5.Игра пальчиковая «Капустка». 6.Игра с пластилином «Пластилиновый салат». 7. Оснащение группы нестандартным оборудованием по играм для развития мелкой моторики рук.
| воспитатель родители воспитатель дети | октябрь |
7. | 1.Игры для развития мелкой моторики с использованием массажного мячика: «Бежит ежик по дорожке…». 2.«Девочки и мальчики прыгают как мячики…». 3.Игры с платочками: «Пальчики играли в прятки…», «Постираю чисто, с толком рубашку, кофту и футболку…». 4.Игры с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения: «Разноцветные дорожки» (цветные нити, разноцветная мозаика). «Открути и закрути». «Ловкие ручки» (катушки из-под ниток, веревочки). 5.Консультация для родителей «Волшебные палочки». 6.Консультация для родителей на тему: «Игры с предметами домашнего обихода». 7.Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук». 8. Игра с мозайкой «Дождик, дождик, лей, лей». 9.Пальчиковые игры (картотека на ноябрь) | воспитатель дети воспитатель родители | ноябрь |
8. | 1.Разучивание с детьми игр - заводилок. 2. « Снег ложится на дома…» 3.Игра пальчиковая « Здравствуй, Дедушка Мороз!». 4.Консультация для родителей на тему: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». 5.Рекомендации по проведению пальчиковых игр. 6. Игра с водой «Водичка». | воспитатель дети воспитатель родители | декабрь |
9. | 1 .Оформление стенда для родителей «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков». 2. Пальчиковые игры: « Части тела» «Я с игрушками играю» «Машины» «На кроватке мы поспали…» 3.Оформление папки передвижки «Пальчиковые шаги». 4.Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы). 5.Игра с бумагой «Как на горке - снег, снег…». | воспитатель родители воспитатель дети воспитатель родители | январь |
10. | 1.Игры пальчиковые «День Защитника Отечества» «Дикие птицы» «Домашние животные» «Помощник». 2. Игра на выкладывание «Подарок маме». 3.Игровой массаж «Поиграем с ручками». | воспитатель дети воспитатель родители | февраль |
11. | 1.Сбор материала, изготовление оборудования и игр по теме: «Игры с фасолью для развития мелкой моторики у детей». 2.Консультация для родителей: «Чем полезны игры с природным материалом нашим малышам». 3.Игры с фасолью: «Волшебные домики» (цветные тарелки, фасоль). 4.«Накормим Колобка» (баночка с отверстием, фасоль) 5.«Рисование фасолью» (яркие, крупные раскраски, дополненные нарисованными овалами или прямоугольниками, с целью наложения на них фасолинок). 6. Пальчиковые игры: «Мамин праздник» «Радуются взрослые и дети» «Цветочек для мамочки», «Птички». 7.Организация выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей. | воспитатель дети воспитатель родители | март |
12. | 1.Игра «Умный кубик» (кубик изготовлен из решеток для раковины). Сбор материала и оборудования для игр с кубиком. Подбор ленточек разной длины, ширины по цветам радуги. 2.Учить детей продевать ленточки в отверстия решетки в разных направлениях. 3.Изготовление платочков разных по цвету. 4.Учить детей крепить платочки к решеткам с помощью прищепок, «крабиков». 5.«Рисование» разными по цвету шнурками на решетках. 6.Завязывание веревочек, шнурков, ленточек на стенках кубика. 7. Пальчиковые игры: « Весна» «Паучок» «Насекомые» «Домашние птицы и их детеныши». 8.Оформление папки передвижки «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста с фото отчетом» | воспитатель родители воспитатель дети воспитатель родители воспитатель дети воспитатель родители | апрель |
13. | 1.Пальчиковые игры: «Дай нам солнышко тепла» «Петушок» «Бабочка - коробочка» «Веер». 2.Мониторинг развития у детей мелкой моторики. 3.Консультация « Особенности речевого развития детей трех лет». | воспитатель дети воспитатель родители | май |
III. Заключительный этап. 20.05.2019 – 31.05.2019
- Выставка рисунков и поделок - 23 мая.
- Подведение итогов работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Первая младшая группа «Носики – Курносики ». Тема: «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста».
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не ...
«Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста через игры и упражнения с песком»
(как для слушателей коллег и родителей)...
Проект "Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста"
quot;Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста"...
Открытое занятие по теме самообразования:"Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста как основы познавательно-речевого развития"
В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие). Меняются и игрушки ребенка. Теперь вместо погремуш...
Проект. Вторая младшая группа Тема: «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»
Проект "Игры для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста"...
Краткосрочный проект в первой младшей группе «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»
Актуальность«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов.Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки сп...
Проект в первой младшей группе «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»
Проект в первой младшей группе«Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста» Актуальность.«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончика...