Проект Первая младшая группа «Носики – Курносики ». Тема: «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста».
проект (младшая группа) на тему
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_1_mladshaya_gruppa.docx | 34.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 8 « Зоряночка ».
Утверждаю»
Заведующая МБДОУ №8 «Зоряночка»
_______________ Месикова С.Ю.
«___» __________________ 2016г.
Проект
Первая младшая группа «Носики – Курносики ».
Тема:
«Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста».
Воспитатели:
Клим Татьяна Сергеевна,
Ступак Валентина Викторовна.
г. Ессентуки
2016г.
Актуальность.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.
М.М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка.
Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движения – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Продолжительность проекта: с 19.09.2016г. – по 31.05.2017г.
Тип проекта: познавательно – игровой, творческий.
- по количеству создателей – парный.
- по количеству детей, вовлеченных в проект – групповой.
- по продолжительности – долгосрочный.
- по уровню контактов – на уровне образовательного учреждения.
Цель проекта:
Развитие координации движений мелкой моторики рук через традиционное и нетрадиционное использование различных предметов.
Задачи проекта:
Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
Развитие зрительного и слухового восприятия.
Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
Создание у детей эмоционально- приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Развитие чувства уверенности в себе.
Задачи для педагога:
подготовить методический материал по данной теме, картотеки игр для развития мелкой моторики рук, картотеки пальчиковых игр;
развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;
для родителей показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики; показать игры для развития мелкой моторики рук;
развивать речь детей, расширять словарный запас.
Задачи для детей:
развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.
Задачи для родителей:
учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
создавать в семье благоприятные условия для проведения игр для развития мелкой моторики, пальчиковой гимнастики.
Участники проекта:
Воспитатели.
Дети первой младшей группы.
Родители и другие члены семьи.
Предполагаемый результат:
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Формирование речевых навыков у детей младшего возраста.
Интеллектуальное развитие детей;
Пополнение предметно-развивающей среды;
Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Мелкую моторику рук развивают:
Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
Массаж с растиранием пальчиков и массажерами для рук;
Народные игры с ладошками;
Игры с природным материалом;
Игры с предметами домашнего обихода;
Игры с песком и водой;
Пальчиковый театр;
Дидактические игры;
Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация).
Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:
Продуктивная деятельность
Индивидуальная работа
Самостоятельная деятельность
Прогулка
Утренняя гимнастика
Самообслуживание
Логоритмика
Работа с родителями
Средства достижения поставленных задач:
применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д.;
информационные листы для родителей;
разучивание стихов, потешек;
использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.
Художественное слово.
Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук имеет ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта – стихи привлекают внимание детей, легче и быстрее запоминаются.
Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе.
Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу – предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки.
Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.
Атрибуты, имеющиеся в группе:
• прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);
• клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;
• шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
• игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
• сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
• грецкие орехи и шишки, шарики для массажа;
• крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;
• сетки для раковины и разноцветные ленточки;
• «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);
• макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.
Этапы проекта:
I. Подготовительный этап. 19.09.2016 – 28.10.2016
1.Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
2.Изучение методической литературы по данной теме.
3.Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.
4.Составление перспективного плана проведения игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики с детьми.
5.Разработка рекомендаций по проведению игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики.
II. Основной этап реализации проекта. 1.11.2016 – 19.05.2017
1.Обучение родителей проведению игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики с ребенком;
2.Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.
3. Тематическое планирование работы с родителями по проекту
Консультация «Ум на кончиках пальцев»;
Приобретение материалов для развития мелкой моторики;
Изготовление «Умного куба» и пособий к нему;
Совместное изготовление с детьми «дорожек»;
Фотовыставка «Гимнастика для пальчиков для девочек и мальчиков» (работа педагогов с детьми);
Консультация «Развитие мелкой моторики в продуктивных видах деятельности»;
Открытое мероприятие «Праздник веселого квадратика» с показом пальчиковой гимнастики;
Консультация «Пальчиковые игры»;
Родительское собрание «Развитие мелкой моторики». Презентация;
«В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».
Выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
Консультации «Речь и пальчики», «Как проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;
Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы).
Перспективный план по обучению играм для развития мелкой моторики рук.
№ | Мероприятие | Участники | Сроки |
1. | Включение пальчиковой гимнастики и речевой в утренние и вечерние отрезки времени, в прогулки. | Дети Воспитатель | Ежедневно |
2. | Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий. | Дети воспитатель | Ежедневно |
3. | Включение пальчиковой гимнастики в сценарии утренников | Дети Воспитатель Музыкальный руководитель | В течение года |
4. | Включение пальчиковой гимнастики в комплексы утренней гимнастики. | Дети Воспитатель | Ежедневно |
5. | 1.Знакомство с детьми, исследование моторной сферы. 2.Консультация для родителей: «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков». 3.Игра пальчиковая «Вышла осень погулять…» 4.Игра пальчиковая «Мячик я в руках катаю…» (массажный мячик). 5.Игра пальчиковая «Я надену сапоги…» 6.Знакомство и игры с блоками Дьенеша. 7. Индивидуальные устные консультации «Речь и пальчики». | Воспитатель, Дети Воспитатель, Родители Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Родители | Сентябрь |
6. | 1.Оснащение группы нестандартным оборудованием по играм для развития мелкой моторики рук. 2.Привлечение родителей к изготовлению ковриков для развития у детей тактильной чувствительности. 3.Игра пальчиковая «Мой веселый круглый мяч…» 4.Игра пальчиковая «Семья». 5.Игра пальчиковая «Капуста…» 6.Игры с блоками Дьенеша: «Найди все фигуры, как эта» (по цвету, по размеру, по форме). 7.Игра с пластилином «Пластилиновый салат» | Воспитатель, Родители Воспитатель, Родители Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети | Октябрь |
7. | 1.Игры для развития мелкой моторики с использованием массажного мячика: «Бежит ежик по дорожке…». 2.«Девочки и мальчики прыгают как мячики…». 3.Игры с платочками: «Пальчики играли в прятки…», «Постираю чисто, с толком рубашку, кофту и футболку…». 4.Игры с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения: «Разноцветные дорожки» (цветные нити, разноцветная мозаика). «Открути и закрути». «Ловкие ручки» (катушки из-под ниток, веревочки). 5.Консультация для родителей «Волшебные палочки». 6.Консультация для родителей на тему: «Игры с предметами домашнего обихода». 7.Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук». 8. Игра с мозайкой «Дождик, дождик, лей, лей». | Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Родители Воспитатель, Родители Воспитатель, Родители Воспитатель, Дети | Ноябрь |
8. | 1.Разучивание с детьми игр - заводилок. 2. « Снег ложится на дома…» 3.Игра пальчиковая « Здравствуй, Дедушка Мороз!». 4.Консультация для родителей на тему: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». 5.Рекомендации по проведению пальчиковых игр. 6. Игра с водой «Водичка». | Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Родители Воспитатель, Родители Воспитатель, Дети | Декабрь |
9. | 1 .Оформление стенда для родителей «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков». 2. Игра пальчиковая « У меня есть голова…» «1,2,3,4,5- тело будем изучать…» «По шоссе идут машины…» «На кроватке мы поспали…» 3.Оформление папки передвижки «Пальчиковые шаги». 4.Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы). 5.Игра с бумагой «Как на горке - снег, снег…». | Воспитатель, Родители Воспитатель, Дети Воспитатель, Родители Воспитатель, Родители Воспитатель, Дети | Январь |
10. | 1.Игры пальчиковые «Илья Муромец-Добрый молодец…», «Дятел дерево долбит: тук- тук- тук…», «Вот убрав царапки, кошка моет лапки…», «Котик серенький сидит…», «Погода сегодня холодная, погода сегодня нелетная…». 2. Игра на выкладывание «Подарок маме». 3.Игровой массаж «Поиграем с ручками" 4.Игры с Квадратом Воскобовича: «Косыночка-дорожка». Обучение способам складывания. | Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети | Февраль |
11. | 1.Сбор материала, изготовление оборудования и игр по теме: «Игры с фасолью для развития мелкой моторики у детей». 2.Подборка материала для уголка родителей «Чем полезны игры с природным материалом нашим малышам». 3.Игры с фасолью: «Волшебные домики» (цветные тарелки, фасоль). 4.«Накормим Колобка» (баночка с отверстием, фасоль) 5.«Рисование фасолью» (яркие, крупные раскраски, дополненные нарисованными овалами или прямоугольниками, с целью наложения на них фасолинок). 6.Игра пальчиковая «Мамочка хорошая, мамочка любимая…» «Мама, папа, я - вот моя семья». 7.Организация выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей. | Воспитатель, Родители Воспитатель Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель | Март |
12. | 1.Игра «Умный кубик» (кубик изготовлен из решеток для раковины). Сбор материала и оборудования для игр с кубиком. Подбор ленточек разной длины, ширины по цветам радуги. 2.Учить детей продевать ленточки в отверстия решетки в разных направлениях. 3.Изготовление платочков разных по цвету. 4.Учить детей крепить платочки к решеткам с помощью прищепок, «крабиков». 5.«Рисование» разными по цвету шнурками на решетках. 6.Завязывание веревочек, шнурков, ленточек на стенках кубика. 7.Игра пальчиковая « На карнизе в ряд сосульки…» «К нам весна шагает…» «Вот уж две недели капают капели…» «Только снег растает, птицы прилетают…» 8.Оформление папки передвижки «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста с фото отчетом». | Родители Воспитатель Воспитатель, Дети Воспитатель, Родители Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Родители | Апрель |
13. | 1.Игры пальчиковые «Солнышко пригрело…» «Утро - солнце всходит. Ночь - луна приходит». «Мы пошли гулять на луг, а по лугу ползал жук». «В городах людей немало...» 2.Мониторинг развития у детей мелкой моторики. 3.Родительское собрание «Развитие мелкой моторики». 4.Консультация « Особенности речевого развития детей трех лет». | Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Родители Воспитатель, Родители | Май |
III. Заключительный этап. 20.05.2017 – 31.05.2017
1.Выставка рисунков и поделок - 25 мая.
2.Подведение итогов работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...
Проект "Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста"
quot;Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста"...
Проект. Вторая младшая группа Тема: «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»
Проект "Игры для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста"...
Краткосрочный проект в первой младшей группе «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»
Актуальность«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов.Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки сп...
Проект в первой младшей группе «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»
Проект в первой младшей группе«Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста» Актуальность.«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончика...