Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в Китай"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Методическая разработка
«Путешествие в Китай»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_puteshestvie_v_kitay.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4»
Методическая разработка
«Путешествие в Китай»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
по развитию речи
Разработчик: Градова Мария Сергеевна,
воспитатель I категории
г. Бежецк, Тверской области
2019
Тема: «Путешествие в Китай».
Цель: формировать у детей представление о Китае, развивая речь.
Задачи:
1. Упражнять в образовании различных категорий прилагательных (относительных, притяжательных, сложных, состоящих из двух основ), подборе антонимов, определении места звука в слове;
2. Учить дифференцировать твердые и мягкие согласные.
развивать фонематическое восприятие, внимание, мышление, мелкую моторику.
3. Воспитывать эмпатию, толерантность к людям разных национальностей.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование: картинки с изображениями животных китайского гороскопа (крыса, бык, тигр, кролик, дракон, змея, лошадь, коза или овца, обезьяна, петух, собака, кабан), звуковая дорожка «Дракон», зеленый и синий бумажные змеи, и картинки (наклейки) с твердыми и мягкими согласными;
Методы: практический, словесный, игровой, наглядный.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я принесла вам очень красивые и красочные картинки. Рассмотрите картинки очень внимательно, и подумайте, что может связывать этих животных. (картинки с изображением крысы, быка, тигра, кролика, дракона, змеи, лошади, козы, обезьяны, петуха, собаки, кабана). Дети озвучивают свои версии.
Воспитатель: Все эти существа — знаки зодиака лунного календаря. В нем 12 знаков. Это самый старый календарь в мире. Датой его создания считается 2006 г. до н.э. А где же был придуман такой календарь? Конечно, в Китае! Сегодня мы познакомимся с китайскими открытиями, изобретениями и традициями.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Почему Китай чудесный
Называют Поднебесной?
Люди древние считали,
Что всю Землю занимали,
И ее под небом синим
Лишь китайцы заселили.
А драконы, случай редкий,
У китайцев были предки...
Чем же славится Китай,
Поскорее посчитай.
Что же за изобретенья
Вызывают удивленье?
Гороскоп, чай, вилка,
Порох, календарь и скрипка,
Шелк, бумага, компас, змей...
Отправляемся скорей!
Что за странная страна!?
Поскорей, дружок, туда!
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о каких китайских изобретениях говорится в стихотворении.
Воспитатель: Китайскую цивилизацию считают одной из самых древних. Историки утверждают, что она возникла 6 000 лет назад. Китайцы часто называют свою страну Поднебесной. Дело в том, что
многие тысячелетия китайцы были оторваны от других народов и считали, что между небом и землей, посередине, существует только одно государство — Китай, причем располагается оно прямо под входом в небо. Отсюда и название — Срединное государство, или Поднебесная.
Воспитатель: У китайского народа особое отношение к дракону. Дракон — одно из самых почитаемых и уважаемых мифологических существ в Китае. Название этого существа в переводе означает «остроглазый». Жители Поднебесной считают дракона добрым, мудрым существом, его называют Лун. Китайцы поклоняются этому мифическому животному с давних лет. Императоры, например, считали себя потомками дракона. По поверью, именно эти животные первыми населили Землю, а через какое-то время исчезли. У некоторых видов драконов имеется несколько голов, хвостов, ног, они могут быть разумными и мудрыми, обладать огненным дыханием, пестрой яркой окраской с металлическим блеском. Они могут летать, передвигаться по земле и, даже плавать.
Воспитатель: Китайский дракон — волшебное, фантастическое существо, в его образе есть признаки многих животных. У дракона имеются небольшие рога, похожие на рога благородного оленя, значит, они чьи?
Дети. Оленьи.
Воспитатель: Голова дракона напоминает голову верблюда. Чью голову?
Дети. Верблюжью.
Воспитатель: Глаза дракона похожи на глаза зайца, они...
Дети. Заячьи.
Воспитатель: Шея, как у змеи, значит, какая?
Дети. Змеиная.
Воспитатель: Лапы у дракона, как у тигра, значит, какие?
Дети. Тигриные.
Воспитатель: А когти, как у сокола, значит, какие?
Дети. Соколиные.
Воспитатель: Если у дракона длинный хвост, то он — длиннохвостый, если у него «острый» глаз, то он — остроглазый, острые зубы — острозубый, короткие ноги — коротконогий, большие глаза — большеглазый, длинные крылья — длиннокрылый, толстая кожа — толстокожий, большие лапы — большелапый.
Воспитатель: В праздничные дни по случаю торжественных событий в Китае повсюду можно увидеть шествия с бумажными нарядными драконами, части которых приводятся в движение специальными палками. Поэтому драконы кажутся живыми, движущимися. По-китайски такие шествия называют У Лун Дэнь, т.е. «танцы драконов». Ну а мы поиграем в веселую игру «Поймай дракона за хвост».
Подвижная игра «Поймай дракона за хвост»
Дети становятся друг за другом, кладут правую руку на правое плечо стоящего впереди. Тот, кто стоит первым в шеренге, — голова дракона, последний — его хвост. Шеренга поворачивается таким образом, чтобы «голова дракона» смогла поймать «хвост». Она не должна разрываться. Если «голова» ухватит «хвост», последний в шеренге идет вперед, становится «головой», а «голова» — «хвостом».
Воспитатель: Поиграем с драконом. Он поможет нам в определении места звука в слове: так, если звук стоит в начале слова, то поместим картинку к голове, если звук стоит в конце — к хвосту дракона, а если в середине слова — к туловищу.
Предлагается звуковая дорожка «Дракон» и предметные картинки (с тем звуком, который педагог посчитает нужным отработать). Например, определяем место звука [с]. Детям раздают картинки. Они определяют место звука.
Дыхательная гимнастика «Дракон»
Воспитатель: Представьте, что вы — дракон, который дышит поочередно через каждую ноздрю. Одну ноздрю зажмите пальцем, другой глубоко вдохните и выдохните воздух.
Дети выполняют задания.
Воспитатель: Китай — родина фарфора, материала, из которого изготавливают посуду. В переводе слово «фарфор» означает «императорский». Посуду из него могли позволить себе только правители и члены императорской семьи. Фарфор ценился за белизну, тонкость и легкость. Мастера никому не выдавали тайну его изготовления. Китайский фарфор был настолько ценен, что модницы даже из черепков разбитой посуды делали себе бусы! Сравним изделия из глины и фарфора. Кстати, изделия из глины какие?
Дети. Глиняные.
Воспитатель: Глиняные изделия темные, а фарфоровые — светлые, глиняные тяжелые, а фарфоровые — легкие, стенки фарфоровых изделий тонкие, а глиняных — толстые, фарфор прозрачный, а глина — непрозрачная, температура обжига фарфора высокая, а глины — низкая.
Воспитатель: Около 3000 лет назад китайцы изобрели воздушных змеев. В то время они служили военным целям: их использовали для устрашения врагов в бою. Согласно некоторым историческим записям, воздушные змеи были таких огромных размеров, что на них разведчики могли подняться в воздух и обозревать расположение вражеской армии.
Динамическая пауза «Воздушный змей» (легкая музыка)
Давайте представим, что мы с вами легкие воздушные змеи, которые парят в воздухе. Сначала ветерок легко поддувает, вдруг он стал сильнее, а вскоре стал очень-очень сильным, и, вскоре ветерок начал стихать и не стало ветерка.
Игра «Синие и зеленые воздушные змеи»
Воспитатель: В наше время воздушных змеев раскрашивают в разные цвета, ярко украшают. Давайте поиграем с воздушными змеями. У нас — синий и зеленый. Синим цветом мы раскрасим картинки с изображением предметов, в названии которых есть твердый согласный звук, а зеленым — с изображением предметов, в названии которых есть мягкий звук. Воспитатель произносит слова с теми согласными звуками, которые знакомы детям. Воспитанники выполняют задания.
Рефлексия. Мы с вами сегодня совершили удивительное и трудное путешествие в Китай. Скажите, вам понравилось наше путешествие? Расскажите, пожалуйста, что вы узнали о Китае.
Список используемых источников:
- Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения/В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018
- Пятибратова Н.В. Логопедические занятия с элементами методики Монтессори для детей (4 – 6 лет). – М.: ТЦ Сфера, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"
МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....
План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)
Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...