Психологическая готовность будущих первоклассников.
консультация по теме
Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе. Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.
В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:
1 Личностная готовность. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания (чему – то научится, что то познать).
К личностной готовности к обучению относят позитивное эмоциональное отношение ребенка к школе и эмоциональную зрелость дошкольника (сдержанность, уменьшение количества импульсивных действий, неуравновешенного поведения). Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем – внутреннюю позицию школьника. Ребенок с несформированной позицией школьника проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не подымает руки, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.
2 Волевая готовность к обучению в школе. К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформированы основы волевых действий — внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. Ребенок способен
поставить цель,
разработать план действий,
принять решение,
приложить усилия для преодоления трудностей,
оценить результат.
О волевой готовности ребенка свидетельствует:
высокий уровень письма,
правильное использование учебных принадлежностей,
поддержании порядка на столе, парте или в портфеле.
Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя.
3Интеллектуальная готовность – следующий компонент психологической готовности ребенка к школе. Уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний, объем «умственного инструментария», и его словарный запас. Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, задача педагогов поощрять эти качества.
В целом, интеллектуальная готовность ребенка к обучению школе предполагает наличие таких качеств как:
-дифференциальное восприятие (отличие фигуры и фона),
-концентрации внимания,
-аналитическое мышление (осознание связи между явлениями, возможность воспроизвести образец).
А также рациональный подход к действительности (ослабление фантазии),
логическое запоминание,
интерес к знаниям,
овладение на слух разговорной речью,
способность к пониманию и использованию символов,
развитие мелкой моторики
и зрительно – двигательной координации.
При поступлении в школу важен уровень разговорной речи ребенка.
Дети должны правильно выговаривать все буквы и звуки,
владеть тембром, высотой и силой голоса.
Ребенок должен грамотно вести диалог, использовать простые и сложные предложения, придерживаться этикета в общении,
получать удовольствие от чтения,
уметь свободно пересказать прочитанное,
декламировать небольшие стишки,
иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях.
Интеллектуальная неготовность ребенка непосредственно приводит к не успешности в обучении, он не понимает педагога и не может выполнить его требований, как результат плохие оценки, отставание в школьной программе. Это может повлечь за собой нежелание ребенка ходить в школу или неприязнь к отдельным предметам.
4Социально-психологическая готовность ребенка тоже играет огромную роль в подготовке к школе. Она предполагает формирование и приятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю.
Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе. Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую
детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому ,что его ждет в школе и желательно доступным для него языком, вовлекать, и открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет не только сформирование позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения.
Совокупность этих компонентов способствует успешной учебной деятельности ребенка, его быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Восприятие количества как одного из показателей математической готовности будущих первоклассников. Готовность дошкольников к успешному освоению математики в начальной школе».
Вопрос готовности детей к школе существовал всегда, но несколько десятилетий назад он был сформирован как проблема в связи со снижением сроков начала системного обучения. Готовность ребёнка к успешном...
Педагогическая диагностика стартовой готовности будущих первоклассников
Педагогическая диагностика стартовой готовности будущих первоклассников, проводимая совместно со школой...
Речевая готовность будущего первоклассника
Консультация для родителей...
«Речевая готовность будущих первоклассников»
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом....
Речевая готовность будущего первоклассника
Речевая готовность...
Речевая готовность будущего первоклассника.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из...
Консультация для родителей будущих первоклассников «Как психологически подготовить будущего первоклассника к школе»
Цель: повысить психологическую культуру родителей будущих первоклассников по проблеме адаптации ребенка к школьному обучению, формировать навыки позитивного общения с детьми для сохранения психологиче...