Психологическая готовность будущих первоклассников.
консультация по теме
Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе. Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.
В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:
1 Личностная готовность. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания (чему – то научится, что то познать).
К личностной готовности к обучению относят позитивное эмоциональное отношение ребенка к школе и эмоциональную зрелость дошкольника (сдержанность, уменьшение количества импульсивных действий, неуравновешенного поведения). Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем – внутреннюю позицию школьника. Ребенок с несформированной позицией школьника проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не подымает руки, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.
2 Волевая готовность к обучению в школе. К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформированы основы волевых действий — внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. Ребенок способен
поставить цель,
разработать план действий,
принять решение,
приложить усилия для преодоления трудностей,
оценить результат.
О волевой готовности ребенка свидетельствует:
высокий уровень письма,
правильное использование учебных принадлежностей,
поддержании порядка на столе, парте или в портфеле.
Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя.
3Интеллектуальная готовность – следующий компонент психологической готовности ребенка к школе. Уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний, объем «умственного инструментария», и его словарный запас. Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, задача педагогов поощрять эти качества.
В целом, интеллектуальная готовность ребенка к обучению школе предполагает наличие таких качеств как:
-дифференциальное восприятие (отличие фигуры и фона),
-концентрации внимания,
-аналитическое мышление (осознание связи между явлениями, возможность воспроизвести образец).
А также рациональный подход к действительности (ослабление фантазии),
логическое запоминание,
интерес к знаниям,
овладение на слух разговорной речью,
способность к пониманию и использованию символов,
развитие мелкой моторики
и зрительно – двигательной координации.
При поступлении в школу важен уровень разговорной речи ребенка.
Дети должны правильно выговаривать все буквы и звуки,
владеть тембром, высотой и силой голоса.
Ребенок должен грамотно вести диалог, использовать простые и сложные предложения, придерживаться этикета в общении,
получать удовольствие от чтения,
уметь свободно пересказать прочитанное,
декламировать небольшие стишки,
иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях.
Интеллектуальная неготовность ребенка непосредственно приводит к не успешности в обучении, он не понимает педагога и не может выполнить его требований, как результат плохие оценки, отставание в школьной программе. Это может повлечь за собой нежелание ребенка ходить в школу или неприязнь к отдельным предметам.
4Социально-психологическая готовность ребенка тоже играет огромную роль в подготовке к школе. Она предполагает формирование и приятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю.
Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе. Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую
детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому ,что его ждет в школе и желательно доступным для него языком, вовлекать, и открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет не только сформирование позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения.
Совокупность этих компонентов способствует успешной учебной деятельности ребенка, его быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/10/13/img-20171006-wa0009.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/07/picture-732563-1452167076.jpg)
Доклад на тему: «Восприятие количества как одного из показателей математической готовности будущих первоклассников. Готовность дошкольников к успешному освоению математики в начальной школе».
Вопрос готовности детей к школе существовал всегда, но несколько десятилетий назад он был сформирован как проблема в связи со снижением сроков начала системного обучения. Готовность ребёнка к успешном...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/20/picture-1104393-1547966695.jpg)
Педагогическая диагностика стартовой готовности будущих первоклассников
Педагогическая диагностика стартовой готовности будущих первоклассников, проводимая совместно со школой...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/04/picture-1180344-1630762850.jpg)
«Речевая готовность будущих первоклассников»
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/15/picture-867697-1592217991.jpg)
Речевая готовность будущего первоклассника.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/27/picture-1019030-1674839218.jpg)
Консультация для родителей будущих первоклассников «Как психологически подготовить будущего первоклассника к школе»
Цель: повысить психологическую культуру родителей будущих первоклассников по проблеме адаптации ребенка к школьному обучению, формировать навыки позитивного общения с детьми для сохранения психологиче...