«Речевая готовность будущих первоклассников»
консультация по логопедии (подготовительная группа)
В данной статье идет речь о готовности будущего первоклассника к обучению к школе. Какие компоненты речи должны быть сформированы? И приводится тест, дающий полную характеристику речевого развития будущего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_budushchih_pervoklassnikovk_shkole.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речевая готовность будущих первоклассников»
Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.
Чем лучше у него будет развита устная речь до поступления в школу, тем быстрее обучающийся овладеет чтением и письмом. Для этого у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
(слайд 2)
Правильное произношение всех звуков;
умение различать звуки речи на слух;
владение навыками звукового анализа и синтеза;
словарный запас;
сформированность грамматического строя речи;
связная речь;
речевая коммуникация;
мелкая моторика рук и
психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)
(слайд 3)
1. Звукопроизношение. К моменту поступления в школу ребёнок должен правильно произносить все звуки речи и не путать их между собой в речевом потоке.
Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма.
(слайд 4)
2. Фонематический слух, звуковой анализ и синтез.
Четкое различие на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой.
К навыкам звукового анализа и синтеза относятся:
умение выделять звук на фоне слова;
слышать и выделять первый и последний звук в слове;
определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
называть слова с заданным звуком;
уметь составлять слова из звуков;
дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
(слайд 5)
3. Слоговая структура слова
Семилетний ребенок должен уметь безошибочно произносить слова сложной слоговой струтуры типа: велосипедист, регулировщик, библиотекарь, водопроводчик, экскурсовод и использовать их в речи:
Регулировщик регулирует движение.
Водопроводчик чинит водопровод.
Экскурсовод провел интересную экскурсию.
(слайд 6)
4. Словарный запас.
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен:
- активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения, числительные, предлоги, союзы)
- подбирать обобщающие понятия
- антонимы
- синонимы
- Многозначные слова
- понимать переносное значение слов
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста.
(слайд 7)
5. Грамматический строй речи.
Будущий первоклассник должен уметь понимать различные грамматические конструкции
- У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:
- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
- употреблять различные предлоги; (за деревом, из-за дерева, из-под стола)
- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т. п.).
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).
В связи с недоразвитием этого компонента речи можно наблюдать аграмматизмы:
- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);
- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).
(слайд 8)
6. Связная речь.
К 7 годам ребенок должен уметь:
Пересказывать небольшие по объему рассказы и сказки;
Составлять описательные рассказы;
Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин;
Отвечать на вопросы по тексту.
Нарушение связной речи выражается в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.
(слайд 9)
7. Речевая коммуникация
Ребенок должен быть достаточно активен в общении;
Уметь слушать и понимать речь;
Строить общение с учетом ситуации;
Легко входить в контакт с детьми и взрослыми;
Ясно и последовательно выражать свои мысли;
Пользоваться формами речевого этикета.
(слайд 10)
8. Мелкая моторика рук
Развитию мелкой моторики способствуют: пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, использование шариков су-джок, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликация, лепка, плетение, вырезывание ножницами и т.д.
Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.
Слайд 11
9. Психические процессы
Все психические процессы должны быть тесно взаимосвязаны и соответствовать возрасту. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.
(слайд 12)
Для определения речевой готовности к школе использую комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста, который разработан Ф.Г. Даскаловой . В методику входит 12 тестов:
1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову
Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое — какое хочешь».
1 —стул;
2 — мяч;
3 — Иван;
4 — зайчик;
5 — пою;
6 — красный.
2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных
1 — Ребенок толкает....
2 — Девочка качает ....
3 — Зайчик хрупает ....
4 — Мама стирает....
5 — Девочка поливает ....
3-й тест. Подбор и активное употребление глаголов
1 — Что делает зайчик?
2 — Что делает ребенок?
3 — Что делает петух?
4 — Что делает мама?
5 — Что делает папа?
. Слайд 13
4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных
1 — Какое яблоко (по величине, цвету и пр.)?
2 — Какая собака?
3 — Какой слон?
4 — Какие цветы?
5 — Какая зима?
.
5-и тест. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слова
1 — Как говорится о маленьком стуле? А если их много?
2 — Как говорится о маленькой собаке? А если их много?
3 — Как говорится о маленьком яблоке? А если их много?
.
6-й тест. Составление предложения по одному слову
1 — мальчик;
2 — кукла;
3 — мишка.
Слайд 14
7-й тест. Составление предложения по трем определенным словам
1 — кукла, девочка, платье;
2 — тетя, плита, кошка;
3 — дядя, грузовик, дрова;
8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении (раскрытие логического вербального мышления)
1 — Он вышел, когда....
2 — Он не пошел на прогулку, потому что ..
.. 3 — Он не вышел во двор, когда...
. 4 — Он не взял игрушку, которая ....
9-й тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения (обнаружение чутья к грамматической правильности)
Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осте рожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?
1 — Он ушла на реку.
2 — Там увидел маленькую рыбку.
3 — Потом бросил один, камни.
4 — Из реки выпрыгнула зеленый лягушка».
Слайд 15
10-й тест. Словесное объяснение определенного действия и его последовательности
Задача: 1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик?
2. Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?
11-й тест. Практическое осознание основных языковых элементов
1 — Скажи одно слово!
2 — Скажи один звук!
3 — Скажи одно предложение!
12-й тест. Произвольное и сознательное построение устного высказывания
Задача: «Хочешь, сыграем в игру "Запрещенные слова"? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова
1 — Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь.)
2 — Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает.)
3 — Какая лиса? (Запрещенные слова: лиса, хитрая.)».
Уровень речевого развития
Высокий – 43-47 б
Соответстует возрасту – 39-42 б
Средний - до 38 б.
(слайд 16)
Последствия низкой речевой готовности:
_ У ребенка возникают трудности с формированием чтения и письма (дислексия, дисграфия), ведущие к неуспеваемости по русскому языку, чтению и другим предметам.
- Появляются сложности в общении со сверстниками, формируются отрицательные черты характера.
- Снижается мотивация к учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность будущих первоклассников.
Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе. Важны...
Доклад на тему: «Восприятие количества как одного из показателей математической готовности будущих первоклассников. Готовность дошкольников к успешному освоению математики в начальной школе».
Вопрос готовности детей к школе существовал всегда, но несколько десятилетий назад он был сформирован как проблема в связи со снижением сроков начала системного обучения. Готовность ребёнка к успешном...
Речевая готовность будущего первоклассника
Консультация для родителей...
«Речевая готовность будущих первоклассников»
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом....
Речевая готовность будущего первоклассника
Речевая готовность...
Речевая готовность будущего первоклассника.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из...
Консультация для родителей. Речевая готовность будущего первоклассника.
Одной из важнейших задач при подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе как для дошкольных учреждений, так и для семьи является формирование грамматически правильной, лексически богатой, фонети...