«Речевая готовность будущих первоклассников»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Логач Рита Абдрашитовна

В данной статье идет речь о готовности будущего первоклассника к обучению к школе. Какие компоненты речи должны быть сформированы? И приводится тест, дающий полную характеристику речевого развития будущего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_budushchih_pervoklassnikovk_shkole.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевая готовность будущих первоклассников»

Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.

Чем лучше у него будет развита устная речь до поступления в школу, тем быстрее обучающийся овладеет чтением и письмом. Для этого у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

 (слайд 2)

Правильное произношение всех звуков;

умение различать звуки речи на слух;

владение навыками звукового анализа и синтеза;

словарный запас;

сформированность грамматического строя речи;

 связная речь;

 речевая коммуникация;

мелкая моторика рук и

психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)

 (слайд 3)

1. Звукопроизношение. К моменту  поступления в школу  ребёнок должен правильно  произносить все  звуки речи и не путать их между собой в речевом потоке.

 Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма.

 (слайд 4)

2. Фонематический слух, звуковой анализ и синтез.

Четкое различие на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой.

К навыкам звукового анализа и синтеза относятся:

умение выделять звук на фоне слова;

 слышать и выделять первый и последний звук в слове;

 определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

 определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;

называть слова с заданным звуком;

уметь составлять слова из звуков;

дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

(слайд 5)

3. Слоговая структура слова

Семилетний ребенок должен уметь безошибочно произносить слова сложной слоговой струтуры типа: велосипедист, регулировщик, библиотекарь, водопроводчик, экскурсовод и использовать их в речи:

Регулировщик регулирует движение.

Водопроводчик чинит водопровод.

Экскурсовод провел интересную экскурсию.

 (слайд 6)

4. Словарный запас.

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен:

- активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения, числительные, предлоги, союзы)

 - подбирать обобщающие понятия

-  антонимы

-  синонимы

- Многозначные слова

 - понимать переносное значение слов

 Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста.   

 (слайд 7)

5. Грамматический строй речи.

Будущий первоклассник должен уметь понимать различные грамматические конструкции

 - У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:

- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

- употреблять различные предлоги; (за деревом, из-за дерева, из-под стола)

- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т. п.).

- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);

- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

В связи с недоразвитием этого компонента речи можно наблюдать аграмматизмы:

- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

 (слайд 8)

6. Связная речь. 

К 7 годам ребенок должен уметь:

Пересказывать небольшие по объему рассказы и сказки;

Составлять описательные рассказы;

Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин;

Отвечать на вопросы по тексту. 

 Нарушение связной речи выражается в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

(слайд 9)

7. Речевая коммуникация

Ребенок должен быть достаточно активен в общении;

Уметь слушать и понимать речь;

Строить общение с учетом ситуации;

Легко входить в контакт с детьми и взрослыми;

Ясно и последовательно выражать свои мысли;

Пользоваться формами речевого этикета.

(слайд 10)

8. Мелкая моторика рук

Развитию мелкой моторики способствуют: пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, использование шариков су-джок, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликация, лепка, плетение, вырезывание ножницами и т.д.

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.

Слайд 11

9. Психические процессы

Все психические процессы должны быть тесно взаимосвязаны и соответствовать возрасту. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.

(слайд 12)

Для определения речевой готовности к школе использую комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста, который разработан  Ф.Г. Даскаловой . В методику входит 12 тестов:

1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову

Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое — какое хочешь».

1 —стул;

2 — мяч;

3 — Иван;

4 — зайчик;

 5 — пою;

6 — красный.

2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных

 1 — Ребенок толкает....

 2 — Девочка качает ....

 3 — Зайчик хрупает ....

4 — Мама стирает....

 5 — Девочка поливает ....

3-й тест. Подбор и активное употребление глаголов

1 — Что делает зайчик?

2 — Что делает ребенок?

 3 — Что делает петух?

 4 — Что делает мама?

5 — Что делает папа?

. Слайд 13

 4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных

1 — Какое яблоко (по величине, цвету и пр.)?

 2 — Какая собака?

3 — Какой слон?

4 — Какие цветы?

5 — Какая зима?

.

5-и тест. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слова

1 — Как говорится о маленьком стуле? А если их много?

2 — Как говорится о маленькой собаке? А если их много?

3 — Как говорится о маленьком яблоке? А если их много?

.

 6-й тест. Составление предложения по одному слову

 1 — мальчик;

 2 — кукла;

 3 — мишка.

Слайд 14

7-й тест. Составление предложения по трем определенным словам

 1 — кукла, девочка, платье;

2 — тетя, плита, кошка;

 3 — дядя, грузовик, дрова;

8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении (раскрытие логического вербального мышления)

1 — Он вышел, когда....

 2 — Он не пошел на прогулку, потому что ..

.. 3 — Он не вышел во двор, когда...

. 4 — Он не взял игрушку, которая ....

9-й тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения (обнаружение чутья к грамматической правильности)

Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осте рожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?

1 — Он ушла на реку.

2 — Там увидел маленькую рыбку.

3 — Потом бросил один, камни.

 4 — Из реки выпрыгнула зеленый лягушка».

Слайд 15

10-й тест. Словесное объяснение определенного действия и его последовательности

Задача: 1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик?

2. Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?

11-й тест. Практическое осознание основных языковых элементов

1 — Скажи одно слово!

2 — Скажи один звук!

3 — Скажи одно предложение!

12-й тест. Произвольное и сознательное построение устного высказывания

Задача: «Хочешь, сыграем в игру "Запрещенные слова"? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова

1 — Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь.)

 2 — Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает.)

 3 — Какая лиса? (Запрещенные слова: лиса, хитрая.)».

Уровень речевого развития

Высокий – 43-47 б

Соответстует возрасту – 39-42 б

Средний  - до 38 б.

(слайд 16)

Последствия низкой речевой готовности:

_ У ребенка возникают трудности с формированием  чтения и письма (дислексия, дисграфия), ведущие к неуспеваемости по русскому языку, чтению и другим предметам.

 - Появляются сложности в общении со сверстниками, формируются отрицательные черты характера.

 - Снижается мотивация к учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность будущих первоклассников.

Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе. Важны...

Доклад на тему: «Восприятие количества как одного из показателей математической готовности будущих первоклассников. Готовность дошкольников к успешному освоению математики в начальной школе».

Вопрос готовности детей к школе существовал всегда, но несколько десятилетий назад он был сформирован как проблема в связи со снижением сроков начала системного обучения. Готовность ребёнка к успешном...

«Речевая готовность будущих первоклассников»

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом....

Речевая готовность будущего первоклассника.

Формирование граммати­чески правильной, лексичес­ки богатой и фонетически чет­кой речи, дающей возмож­ность речевого общения и подготавливающей к обуче­нию в школе, — одна из...

Консультация для родителей. Речевая готовность будущего первоклассника.

Одной из важнейших задач при подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе как для дошкольных учреждений, так и для семьи является формирование грамматически правильной, лексически богатой, фонети...