Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе «Весна пришла!»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Цель: закрепить знания детей о времени года «Весна»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе «Весна пришла!»

Цель:  закрепить знания детей о времени года «Весна» 

Задачи:

Образовательные: формировать умение слышать и понимать заданные вопросы по мнемотаблице , отвечать на них; обогащать словарь детей.

Развивающие: развивать речевую активность; развивать внимание, память, мышление; развитие мелкой моторики рук, физической активности и артикуляционного аппарата.

Воспитательные:  прививать любовь к поэзии; воспитывать бережное отношение к природе;  воспитывать эмоциональную отзывчивость.  

                                                                                                                                               Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие» , «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие».

Центры активности детской деятельности: центр речевого развития; центр художественного творчества; центр сенсорного развития.

Форма проведения: вопросы - ответы

Предварительная работа: беседы о весне, заучивание стихотворений о весне,  рассматривание иллюстраций, разучивание пальчиковой игры «Маленькие птички», под. Игры «Солнышко и дождик»

Активизация словаря: сосульки, проталины, солнышко греет, светит.

Методические приемы: игра; вопросы-ответы; практическая деятельность детей.

Оборудование и материал: Иллюстрации «Весна пришла» из серии «Времена года», мягкая игрушка Лунтик, ватные палочки, жёлтая гуашь, бумага с изображением солнышка без лучиков, мнемотаблица, бумажные салфетки, компьютер, музыкальное сопровождение (П.и. «Солнышко и дождик», кораблики, корзинка).

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети заходят в группу и встречают гостей.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Приветствие:

Утром встали малыши

В детский сад они пришли

Соберемся все в кружок.

За руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

(Дети садятся на стулья).

Основная часть:

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, посмотрите! Кто пришёл к нам в гости ? Кто это? (Лунтик). А у него что-то есть.

Воспитатель достает конверт.

Воспитатель: Вскрывает конверт, а там загадки. Ребята, Лунтик  хочет, чтобы мы помогли ему отгадать загадки. Поможем ему  (Да, давайте.)

Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадки, послушайте и скажите, о каком времени года они.

Тает снежок,                                                                                                                            Ожил лужок,                                                                                                                           День прибывает.                                                                                                                                  Когда это бывает? (Весной.)

                                                                                                                                                                    В теплый день из-подо льда

Мчится талая вода.

И шумит всех птиц звончей

Этот озорной... (ручей)

Дни погожие не редки,

Греются на солнце ветки.

И, как маленькие точки,

На ветвях набухли... (почки)

Воспитатель: Так какое сейчас время года? (Весна)                                                                                                    

Воспитатель: Молодцы ребята. Правильно весна!    

Воспитатель: Ребята, Лунтик свалился с Луны, и много чего не знает. 

Воспитатель: Скажите, какая она весна? Давайте придумаем красивые слова о весне.(добрая зеленая, веселая, громкая, красивая)

Воспитатель: Весной вся природа просыпается. Расскажите Лунтику, что же бывает весной?

                                                                     

Беседа о весне.

Дети: Солнышко светит ярко, тает снег, распускаются листочки, появляется первая зеленая травка, птички весело щебечут.

Воспитатель: Все верно. Молодцы, это бывает весной. (звучит музыка)

Работа с мнемотаблицей

Воспитатель: А расскажите мне по –очереди, какое же бывает солнышко (Яркое, теплое, желтое, круглое).

Воспитатель: А небо какое весной? (Синее, голубое, по небу плывут облака).

Воспитатель:Снег и сосульки, что делают? (Всё тает)

Воспитатель: А ручей какой весной (Звонкий, холодный, быстрый).

Воспитатель: В ручейках и лужах, что можно пускать? (Кораблики)

Воспитатель: А, чтобы кораблики поплыли, что нужно? (Ветер или подуть на них)

Артикуляционная гимнастика «Ветерок»

Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произнести длительный выдох.

Воспитатель: Молодцы! Какой хороший у нас ветерок получился. А теперь продолжим…

Воспитатель: Что капает с тучек? (Дождик)

Воспитатель: А трава какая весной? (Зеленая, нежная, первая).

Воспитатель: На деревьях, появляются? (Почки, а потом листочки)

Воспитатель: Просыпаются? (Насекомые)

Воспитатель: Кто прилетает с тёплых краёв? (Птицы)

Воспитатель: Молодцы! 

Воспитатель: Давайте разомнём наши пальчики. Встаньте со своих стульев.

Пальчиковая игра «Маленькие птички»

Маленькие птички
Прилетела к нам, к нам, к нам. (машут руками)
Маленькой птичке
Зернышек я дам, дам, дам. (протягивают ладошки вперёд)

Маленькая птичка
Зернышки клюет, клюет. (пальчиками одной руки стучать по ладошки другой)
Маленькая птичка
Песенки поет, поет.
Чик – чирик, чик – чирик, чик – чирик.

Воспитатель: Молодцы ребята! Весна к нам пришла. Светит солнце и пригревает.Тает снег, появляются лужи, бегут ручьи. Идёт тёплый весенний дождик. А давайте с вами и Лунтиком поиграем.

Центр физического развития

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Воспитатель: Как хорошо мы с вами поиграли. Лунтику очень понравилось.  А сейчас послушаем стихотворение, которое подготовили нам ребята. (Аджиев Т., Ходак М., Мирошниченко М.)

Центр речевого развития

Стихи о весне

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Ребята,  давайте Лунтику сделаем подарки. Нарисуем ему солнышко и соберём картинки про весну, чтобы он смотрел и вспоминал нас. (Давайте)

Центр Худ.творчества (рисование ватными палочками)

«Лучики для солнышка»

Чтобы росли деревья, цветы, чтобы у всех было радостное, веселое, весеннее настроение нужно солнышко.

А каким солнышко бывает? (Ярким, лучистым, жёлтым.) А какую геометрическую фигуру напоминает нам солнышко? (Круг?)                                                                       У вас на столе листочки. На них изображено солнышко. А чего не хватает у солнышка? (Лучиков) Вам нужно нарисовать лучики. Каким  цветом будем рисовать? (Жёлтым)

(Дети рисуют ватными палочками.)

Центр «Сенсорики»

Собрать пазлы

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Всё у вас красиво получилось. А Лунтик очень спешил и ушёл. Но вы не расстраивайтесь, ему очень понравилось у нас в гостях. А  мы свои подарки ему письмом отправим. Хорошо? (Да) А сейчас давайте гостям покажем. Молодцы!

Сюрпризный момент (Кораблики бумажные, сладости)                                              Воспитатель: Ребята посмотрите, Лунтик оставил вам гостинцы. 

Рефлексия

Воспитатель:

- О каком времени года мы сегодня говорили? (Весна)

- Что происходит с природой весной? (Просыпается, светит солнце ярче, снег тает, появляется травка, цветы, почки на деревьях и т.д.)

На этом наше занятие подошло к концу.

Вы сегодня молодцы! Скажем нашим гостям до свидание.

Самоанализ образовательной деятельности по речевому развитию.

«Весна пришла!» для детей разновозрастной 2 младшей группы (2-4 лет).

Образовательная область: «Речевое развитие»

1.Тема: «Весна пришла!»

Цель:  закрепить знания детей о времени года «Весна» 

Задачи:

Образовательные: формировать умение слышать и понимать заданные вопросы по мнемотаблице , отвечать на них; обогащать словарь детей.

Развивающие: развивать речевую активность; развивать внимание, память, мышление; развитие мелкой моторики рук, физической активности и артикуляционного аппарата.

Воспитательные:  прививать любовь к поэзии; воспитывать бережное отношение к природе;  воспитывать эмоциональную отзывчивость.  

                                                                                                                                               В процессе данной образовательной деятельности решались задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:

- По речевому развитию: умение отвечать на заданные вопросы; обогащать словарь детей, побуждать их правильно называть признаки весны; развивать связную речь; развивать артикуляционный аппарат.

- По познавательному развитию: закреплять знание о признаках весны; развивать внимание, память, мышление; развитие сенсорики.

- По художественно-эстетическому развитию: умение рисовать нетрадиционным методом (ватными палочками); развивать у детей интерес к художественному творчеству и творческой деятельности.

- По социально-коммуникативному развитию: Развивать навыки свободного общения с взрослым.

-По физическому развитию: способствовать закреплению умений детей повторять действия воспитателя; развивать мелкую моторику рук  и координацию движений.

2.Организация и структура образовательной деятельности

       Образовательная деятельность проводилась с подгруппой детей на протяжении 15 минут. Все санитарно-гигиенические требования были соблюдены: помещение проветрено, освещенность соответствовала нормам.

      По своей структуре образовательная деятельность построена таким образом, чтобы способствовать и поддерживать познавательный интерес.         Организационная часть включала психологический настрой, благодаря которой была создана доброжелательная атмосфера.

     На организационном этапе образовательной деятельности было приветствие и сюрпризный момент с игрушкой- Лунтиком.

     В основной части образовательной деятельности применялись разные методы: словесные, наглядные, вопросы-ответы, игровые ситуации. Наглядный метод применялся во время рассматривания иллюстраций и мнемотаблицы. Приемы были основаны на игровых ситуациях, побуждающих детей к речевой деятельности. Дети обогатили словарь, лучше узнали признаки весны, научились нетрадиционной технике рисования. Материал для образовательной деятельности был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их возрастным особенностям и был рационален для решения  поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны. В процессе образовательной деятельности удалось создать эмоциональный настрой детей на работу, атмосферу доброжелательности. Создание нужного эмоционального настроя, мотивация, смена видов деятельности, подвижная игра не позволили допустить физической и эмоциональной перегрузки детей.

     Заключительная часть включала в себя рефлексию и подведение итогов. Детям понравилось, они узнали новые слова- сосульки, проталины, солнышко греет, светит.

3.Методы и приемы обучения.

Основной метод- игровой, также использовались и другие методы- наглядный, словесный, практическая деятельность детей, вопросы-ответы. Приемы здоровьесберегающих технологий- смена видов деятельности, подвижная ира. Выбранные и использованные методы и приемы  соответствовали ее задачам и материалу, были направлены на речевое развитие детей и явились эффективными в достижении поставленной цели.

4.Результативность по образовательной деятельности

     Задания, поставленные детям, были посильны и задания выполнены. В ходе занятия я чувствовала, что дети слушают меня, понимают, что я говорю, удерживают словесную инструкцию, работают с интересом. Считаю, что занятие получилось интересным, логичным, последовательным.

Вывод: поставленные задачи реализованы, цель достигнута.

На деревьях –                                                                                                                                      Ты взгляни, -                                                                                                                                Там, где были почки,                                                                                                               Как зелёные огни,                                                                                                                Вспыхнули листочки.

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по развитию речи в младшей группе : Весна пришла.

Тема: «Весна»Возрастная группа: средняяПрограммное содержание:- добиться усвоения воспитанниками замечать изменения в природе, умениеузнавать и называть время года, выделять признаки весны;- обеспечит...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Весна пришла к нам молодая"

Конспект занятия по развитию речи.     Тема: "Весна пришла к нам молодая". (средняя группа) Цель:                 -Актив...

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Весна пришла»

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Весна пришла» Цель: Обобщить знания детей о сезонных изменениях весной в природе, о жизни диких животных и птиц.Программные задачи:Образовательные....

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Весна пришла».

Расширить представления детей о ранней весне....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе ВЕСНА ПРИШЛА.

Закрепить знания детей о весне и весенних явлениях.Прививать любовь к родной природе, умение видеть красоту.Активизировать речь детей, пополнять активный словарь новыми словами.Совершенствовать умение...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе " Весна пришла - весне дорогу"

Тематическое занятие, направленное за актуализацию знаний о весне и ее приметах....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Весна пришла"

Формирование у детей умения составления рассказа от первого лица, выделение отдельных объектов картинки, наблюдательности, активизации и расширения словаря....