Учебно-методическое пособие "Использование ИКТ и приёмов мнемотехники при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста."
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Федюшина Диана Владимировна

       Применение модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Учим стихи "Снова снег спустился", "Белый снег пушистый", "Строительство"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №55

Комбинированного вида Центрального района

Учебно-методическое пособие

Использование ИКТ  и приемов мнемотехники, при разучивание стихотворений

в дошкольном возрасте.

Учитель-логопед

Федюшина Диана Владимировна

Санкт-Петербург 2018г

Учебно-методическое пособие предназначено для педагогов, родителей и детей  как один из способов  запоминания стихов, а  так же для развития речевых и неречевых психических функций,  как память внимание, восприятие,  мышления.

Мнемотехника - средства когнитивно-эмоционального,  целостного развития  ребенка.

Применяя  известные способы и приемы обработки, кодирования информации, можно в скором времени научиться  быстро и  с гораздо меньшим трудом её запоминать.

В настоящее время разнообразие приемов запоминания используется в различных методиках. В современных педагогических разработках представлены разные модели использования мнемотехнических приемов.

        На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Речь ребенка состоит из  простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Недостаточный словарный запас. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Сложность в заучивание стихотворений, перестановка слов, «выкидывание»  предлогов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Поэтому педагогическое взаимодействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

В своей работе я использую для развития речевых и неречевых функций детей, авторскую методику Кварцевой Е.Г. мнемотехника – как когнитивное развитие дошкольников.

       Применение модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

 Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

Мнемотехника - система внутреннего письма, основанная на прямой записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

- кодирование в образы

- запоминание (соединение  образов)

- запоминание последовательности,

- закрепление в памяти.

Заучивание стихотворений проходит в пять этапов.

1 этап – беседа по теме стихотворения.

 Выразительное чтение стихотворения. Логопед сообщает, что это стихотворение будут учить наизусть. Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

2 этап- Построчное чтение стихотворение с опорой на мнемотаблицу, схематическое изображение. Разбор каждого слова, строчки. Рассматривают разбирают выстраивают ассоциации, объясняют, что изображено (осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из слова в символ -ребенок может придумать свои символы, ассоциации). Взрослый  выясняет, какие слова, картинки , непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

3 этап – Взрослый читает отдельно  по 2 строчки стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу, схематическое изображение

4 этап – Повторение четверостишия с опорой схематическое изображение,

5 этап - После перекодирования осуществляется повтор стихотворения вместе с детьми с опорой на картинки.(схематическое изображение), т.е. происходит отработка метода запоминания с опорой на символы (образы)

Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Необходимо придерживаться следующих требований:

  • Все слова  (особенно- союз, междометие, местоимение, предлог) в строчке обязательно схематически изобразить.
  • соблюдать  построчное изображение
  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

В более старшем возрасте ребенку предлагается самому подбирать, рисовать- схематически изображать,  стихотворение находить ассоциации, придумывать свои.

     Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы предлагаются готовые схемы, то на следующем этапе- коллективно выдвигается и обсуждаются различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создает, придумываем вместе и самостоятельно.

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Подводя итог вышесказанного, следует отметить, использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей, по моему мнению, является наиболее актуальным поскольку:

– наглядное моделирование облегчает детям старшего дошкольного возраста овладеть связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;

– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;

– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения, самостоятельно в школе зарисовывать стихи и быстро учить.

Считаю, чем раньше будем учить детей, использовать методы мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Заключение Достаточный уровень развития  речевых и неречевых психических функций является  одним из важных фактором готовности к школьному обучению. Особую актуальность имеет решение данного вопроса применительно к детям с речевой патологией.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Снова снег с небес спустился На поля и на кусты. И мороз построил снова На реке свои мосты. Быстро санки с горки мчатся, Снеговик в саду стоит. И пушистой чистой ватой За забором снег лежит. 1 этап : Прочитать стихотворение. Задать по стихотворению вопросы.

Слайд 2

Снова Снег С Небес спустился С На поля и на кусты И 2 этап : Еще раз прочитать стихотворение с опорой на картинки (каждое слово объяснить и зарисовать схематически, обязательно соблюдать количество слов в строчке)

Слайд 3

И Мороз Построил снова И На реке свои мосты

Слайд 4

Быстро С горки санки мчаться С Снеговик В Саду стоит

Слайд 5

И пушистой белой ватой И За забором снег лежит

Слайд 6

С И 3 этап : Повторить без опоры на текст, только по картинкам по 2 строчке

Слайд 7

И

Слайд 8

С

Слайд 9

И

Слайд 10

С И 4 этап : Повторить без опоры на текст, только по картинкам по 4 строчке И

Слайд 11

С И

Слайд 12

5 этап : Повторить всё стихотворение по картинкам.

Слайд 13

МОЛОДЦЫ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело. Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно ...

Слайд 2

Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо И Падает ложится

Слайд 3

И под утро снегом И Поле забелело Точно Пеленою Всё его Одело

Слайд 4

Темный лес что шапкой ЧТО? Принакрылся чудной И заснул под нею И Крепко непробудно

Слайд 5

И И

Слайд 6

И ВСЁ

Слайд 7

ЧТО? И


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Строительство

Слайд 2

Мы будем строить новый дом И всех друзей поселим в нем Кирпич берём рукой одной, Раствор берём рукой второй И на кирпич раствор кладём Большим широким мастерком. Растет за этажом этаж Красивым будет домик наш!

Слайд 3

Мы будем строить новый дом МЫ

Слайд 4

И всех друзей поселим в нём И

Слайд 5

Кирпич берём рукой одной 1

Слайд 6

Раствор берём рукой второй 2

Слайд 7

И на кирпич раствор кладём И

Слайд 8

Большим широким мастерком

Слайд 9

Растет за этажом этаж

Слайд 10

Красивым будет домик наш

Слайд 11

МЫ

Слайд 12

1

Слайд 13

И

Слайд 15

МЫ 1

Слайд 16

И

Слайд 17

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. Журнал "Теория и практика образования в современном мире", Санкт-Петербург,2014

 Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание н...

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. (Копилка)

Использованы материалы из открытых источников сети интернет.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16737346","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"396","width":"480"}}]]Од...

Консультация для родителей "Разучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста с помощью мнемотехники"

В консультации описывается как можно разработать и составить мнемотаблицу для заучивания стихов дома, вместе с ребенком....

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Классический способ заучивания ...

Методические разработки для педсовета "Эффективные способы разучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста".

Презентация "Эффективные способы разучивания с детьми стихотворений" подготовлена для педагогического совета по теме "Развитие речи у дошкольников с Общим недоразвитием речи".В пре...

Консультация для родителей ”Использование приёмов мнемотехники при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста”.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.      ...

«Использование мнемотехники в разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Использование мнемотехники в разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста...