Учебно-методическое пособие "Использование ИКТ и приёмов мнемотехники при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста."
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Применение модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Учим стихи "Снова снег спустился", "Белый снег пушистый", "Строительство"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №55
Комбинированного вида Центрального района
Учебно-методическое пособие
Использование ИКТ и приемов мнемотехники, при разучивание стихотворений
в дошкольном возрасте.
Учитель-логопед
Федюшина Диана Владимировна
Санкт-Петербург 2018г
Учебно-методическое пособие предназначено для педагогов, родителей и детей как один из способов запоминания стихов, а так же для развития речевых и неречевых психических функций, как память внимание, восприятие, мышления.
Мнемотехника - средства когнитивно-эмоционального, целостного развития ребенка.
Применяя известные способы и приемы обработки, кодирования информации, можно в скором времени научиться быстро и с гораздо меньшим трудом её запоминать.
В настоящее время разнообразие приемов запоминания используется в различных методиках. В современных педагогических разработках представлены разные модели использования мнемотехнических приемов.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Речь ребенка состоит из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Недостаточный словарный запас. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Сложность в заучивание стихотворений, перестановка слов, «выкидывание» предлогов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Поэтому педагогическое взаимодействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
В своей работе я использую для развития речевых и неречевых функций детей, авторскую методику Кварцевой Е.Г. мнемотехника – как когнитивное развитие дошкольников.
Применение модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение.
Мнемотехника - система внутреннего письма, основанная на прямой записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
- кодирование в образы
- запоминание (соединение образов)
- запоминание последовательности,
- закрепление в памяти.
Заучивание стихотворений проходит в пять этапов.
1 этап – беседа по теме стихотворения.
Выразительное чтение стихотворения. Логопед сообщает, что это стихотворение будут учить наизусть. Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
2 этап- Построчное чтение стихотворение с опорой на мнемотаблицу, схематическое изображение. Разбор каждого слова, строчки. Рассматривают разбирают выстраивают ассоциации, объясняют, что изображено (осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из слова в символ -ребенок может придумать свои символы, ассоциации). Взрослый выясняет, какие слова, картинки , непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
3 этап – Взрослый читает отдельно по 2 строчки стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу, схематическое изображение
4 этап – Повторение четверостишия с опорой схематическое изображение,
5 этап - После перекодирования осуществляется повтор стихотворения вместе с детьми с опорой на картинки.(схематическое изображение), т.е. происходит отработка метода запоминания с опорой на символы (образы)
Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Необходимо придерживаться следующих требований:
- Все слова (особенно- союз, междометие, местоимение, предлог) в строчке обязательно схематически изобразить.
- соблюдать построчное изображение
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
В более старшем возрасте ребенку предлагается самому подбирать, рисовать- схематически изображать, стихотворение находить ассоциации, придумывать свои.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы предлагаются готовые схемы, то на следующем этапе- коллективно выдвигается и обсуждаются различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создает, придумываем вместе и самостоятельно.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Подводя итог вышесказанного, следует отметить, использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей, по моему мнению, является наиболее актуальным поскольку:
– наглядное моделирование облегчает детям старшего дошкольного возраста овладеть связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения, самостоятельно в школе зарисовывать стихи и быстро учить.
Считаю, чем раньше будем учить детей, использовать методы мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Заключение Достаточный уровень развития речевых и неречевых психических функций является одним из важных фактором готовности к школьному обучению. Особую актуальность имеет решение данного вопроса применительно к детям с речевой патологией.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Снова Снег С Небес спустился С На поля и на кусты И 2 этап : Еще раз прочитать стихотворение с опорой на картинки (каждое слово объяснить и зарисовать схематически, обязательно соблюдать количество слов в строчке)
И Мороз Построил снова И На реке свои мосты
Быстро С горки санки мчаться С Снеговик В Саду стоит
И пушистой белой ватой И За забором снег лежит
С И 3 этап : Повторить без опоры на текст, только по картинкам по 2 строчке
И
С
И
С И 4 этап : Повторить без опоры на текст, только по картинкам по 4 строчке И
С И
5 этап : Повторить всё стихотворение по картинкам.
МОЛОДЦЫ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо И Падает ложится
И под утро снегом И Поле забелело Точно Пеленою Всё его Одело
Темный лес что шапкой ЧТО? Принакрылся чудной И заснул под нею И Крепко непробудно
И И
И ВСЁ
ЧТО? И
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы будем строить новый дом И всех друзей поселим в нем Кирпич берём рукой одной, Раствор берём рукой второй И на кирпич раствор кладём Большим широким мастерком. Растет за этажом этаж Красивым будет домик наш!
Мы будем строить новый дом МЫ
И всех друзей поселим в нём И
Кирпич берём рукой одной 1
Раствор берём рукой второй 2
И на кирпич раствор кладём И
Большим широким мастерком
Растет за этажом этаж
Красивым будет домик наш
МЫ
1
И
МЫ 1
И
МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. Журнал "Теория и практика образования в современном мире", Санкт-Петербург,2014
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание н...
Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. (Копилка)
Использованы материалы из открытых источников сети интернет.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16737346","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"396","width":"480"}}]]Од...
Консультация для родителей "Разучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста с помощью мнемотехники"
В консультации описывается как можно разработать и составить мнемотаблицу для заучивания стихов дома, вместе с ребенком....
Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.
Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Классический способ заучивания ...
Методические разработки для педсовета "Эффективные способы разучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста".
Презентация "Эффективные способы разучивания с детьми стихотворений" подготовлена для педагогического совета по теме "Развитие речи у дошкольников с Общим недоразвитием речи".В пре...
Консультация для родителей ”Использование приёмов мнемотехники при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста”.
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. ...
«Использование мнемотехники в разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Использование мнемотехники в разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста...