Конспект занятия по развитию речи "Осенний урожай", для детей 5-6 лет
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель:
Обучающие: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени.
Обобщать, расширять и закреплять предметный словарь по темам: овощи, фрукты и ягоды.
Активизировать глагольный словарь, словарь признаков.
Учить согласовывать числительные с существительными.
Учить образовывать относительные прилагательные, дифференцировать овощи, фрукты, ягоды.
Развивающие: Развивать связную речь, умение участвовать в диалоге.
Коррекционные: развитие зрительной и слуховой памяти, произвольного устойчивого внимания, мышления
Воспитательные: любовь и уважение к природе , дружеские отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dary_oseni.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи "Осенний урожай", для детей 5-6 лет
Цель:
Обучающие: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени.
Обобщать, расширять и закреплять предметный словарь по темам: овощи, фрукты и ягоды.
Активизировать глагольный словарь, словарь признаков.
Учить согласовывать числительные с существительными.
Учить образовывать относительные прилагательные, дифференцировать овощи, фрукты, ягоды.
Развивающие: Развивать связную речь, умение участвовать в диалоге.
Коррекционные: развитие зрительной и слуховой памяти, произвольного устойчивого внимания, мышления
Воспитательные: любовь и уважение к природе , дружеские отношения.
Материал: Игрушка ежик, резиновые массажные шарики, ягоды-муляжи,
Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, экран, диск Е. С Железновы "Песенки для массажа"
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Доброе утро! –
Птицы запели.
- Добрые люди
Вставайте с пастели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам.
Вы поскорее ко мне подойдите
И друзей с собой видите
- Вас в круг, ребята, собираю!
Пообщаться приглашаю!
(Дети собираются около педагога)
2. Вступительное слово педагога. Сюрпризный момент.
- Дети, кто это шевелится у меня под колпачком? (Ежик)
Ежик: Я готовлюсь к зиме, собираю осенний дары. Вот заблудился, помогите мне.
- Ребята, а где живет ежик? (в лесу)
- Нам надо проводить ежика в лес и собрать для него осенний урожай.
- Скажите, какое сейчас время года? (Осень)
- Какой урожай собирают осенью? (Фрукты, овощи, ягоды)
- Сегодня мы с вами будем говорить о дарах осени и должны будем заглянуть во фруктовый сад, на огород – где растут.
- Вы готовы? Тогда в путь
3.Пальчиковая гимнастика «Ежик» (катание резинового шарика в ладонях)
Слайд №2 (по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись "Песенки для массажа" Е. С Железновы №17)
- Катится колючий ежик,
Нет ни головы не ножек
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да
Уходи колючий еж,
В темный лес, где ты живешь.
4. Артикуляционная гимнастика.
- Посмотрите, куда мы с вами попали? (На огород).
-Ребята что нам нужно для того чтобы вскопать огород?
Упражнение для языка.
«Лопата».
-Ребята а давайте вспомним какой овощ мы лопатой выкапываем?
«Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
- Вспомнили мы с вами что лопатой выкапывают, посмотрите, а здесь кабачок лежит!
«Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок». Широко открыть рот, закрыть широким языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.
-И пойдем мы с вами дальше по огороду по ровненькой дорожке.
«Ровная дорожка (или грядка) в огороде». Широко открыть рот, язык опустить за нижние зубы.
- Ребята, а что еще растет на огороде? Давайте посмотрим на слайды
- Как назвать одним словом морковь, капусту, перец, лук? (Это овощи)
- Ежик, мы для тебя соберем овощи в корзину.
5. Речевое упражнение «Убираем овощи»
- Как убирают овощи? Подберите слова-действия.
- Картофель (выкапывают)
- Лук (срезают)
- Редис (выдергивают)
- Помидор (срывают)
- Морковь (выдергивают, а большую выкапывают)
- Баклажан (срывают)
- Перец (срывают)
- Свекла (выдергивают, а большую выкапывают)
- Капусту (срезают)
6. Упражнение «Повтори слова»
- Я положу ежику в корзину овощи (муляжи): помидор, огурец, перец, морковь, редис.
- Запомнил ежик, что у тебя в корзинке лежит?
Ежик: Нет
- Ребята, давайте вместе с вами повторим, что у ежика в корзине, какие овощи?
7. Физминутка.
-Ребята, а прежде чем мы с вами отправимся дальше помогать ежику, надо немножко размяться.
Двигательное упражнение «С ежиком в лес» (в парах)
(по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись "Песенки для массажа" Е. С Железновы №29)
Ежик: Я вам покажу дорожку в лес, а вы выполняйте движения вместе со мной
- Ходит ежик, без дорожек по лесу, по лесу (постукивание пальцами по спине)
И колючками своими колется, колется. (легкое пощипывание)
А я ежику-ежу ту тропинку покажу, (провести указательным пальцем по бокам)
Где катают мышки маленькие шишки (немного пощекотать)
- А теперь нам надо отправиться, за фруктами.
8. Упражнение «Назови фрукты»
- Рядом с огородом, сад. Посмотрите, сколько здесь деревьев
- Посмотрите и скажите, что растет в саду
9. Упражнение «Сосчитай фрукты»
- Надо собрать фрукты для ежика в корзину.
Ежик: Здесь всех фруктов по одному, а мне надо каждого по пять, чтобы всем лесным жителям хватило.
- На картинке одна груша, 2 груши, 3 груши,4 груши, 5 груш.
- Одно яблоко, ……..
- Один персик, …….
- Одина слива,…..
-Один абрикос, ……….
-Вот и собрали мы с вами урожай фруктов ежику. Ребята наши с вами глазки устали наверное и нам надо немножко размяться.
10. Гимнастика для глаз.
Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
11. Упражнение «Назови садовые ягоды»
- Ребята, в саду растут не только фрукты. Посмотрите на слад назовите и скажите одним словом, что это?
- Ежик: Таких ягод я никогда не видел, не пробовал.
- Давайте ежику расскажем об этих ягодах, эти ягоды растут в саду-значит они какие ребята?(садовые)
12. Упражнение «Какая ягода»(слова-признаки)
- Мы сейчас подберем слова- признаки, ответив на вопрос какой, какая, какие по схеме?
- Клубника, какая? (красная, сладкая)
- Малина, какая? (малиновая, желтая, сладкая)
- Смородина, какая (белая, черная, красная, сладкая)
-Крыжовник какой (красный белый сладкий сочный, круглый.)
13.Упражнение «Опиши ягоду»
- - Клубника круглая, маленькая, красная с черными пятнами, сладкая
- Малина (форма, размер, цвет, вкус)
Ежик: Но ведь эту ягоду собирают летом
- Ежик, это особая ягода за сезон можно собирать по 2-3урожая. Первый урожай собирают в начале лета, а второй сбор урожая у них осенью.
- Смородина (форма, размер, цвет, вкус)
- Крыжовник (форма, размер, цвет, вкус)
Ежик: Спасибо, у меня полная корзина овощей, фруктов и садовых ягод. Я вижу тропинку в мой лес. Приглашаю вас в лес, покажу вам осенние дары в лесу.
-Ежик мы бы с удовольствием отправились с тобой в лес, но у нас много дел в Детском саду.
Ежик: Ну ладно. Ребята в лесу тоже много ягоды, только вот я не знаю, как она называется, подскажите мне пожалуйста.
14 Упражнение «Назови лесную ягоду»
-Давайте скажем ежику какие лесные ягоды мы знаем.(земляника, ежевика, черника, рябина)
Теперь ты Ежик знаешь, как называются лесные ягоды.
Ежик: Спасибо большое! У меня полная корзина осеннего урожая, а чтобы я запомнил где и какой урожай мы собрали, помогите мне разложить овощи, фрукты и ягоды в отдельные корзины.
-Ну что ребята поможем ежику?
Игра « Разложим урожай по корзинам»
15. Подведение итогов
- Назови, какие дары осени мы сегодня собирали для ежика
Огурец, помидор, баклажан – это …
Яблоко, груша, апельсин – это …
Клубника, малина, смородина – это …
Рябина, калина, ежевика – это …
Ежик: Большое спасибо! Мне пора прощаться с вами, возвращаться домой, готовить свой домик к зиме. Теперь я знаю не только лесные ягоды и грибы, но и фрукты, овощи и садовые ягоды. Я всем лесным жителям расскажу про это. До свидание.
- Ребята, нам тоже пора возвращаться домой. Мне очень интересно было с вами сегодня путешествовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия....
Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве....
Непослушный Петушок: конспект занятия по развитию речи и изо детей раннего возраста
Занятие для детей раннего возраста, в ходе которого дети знакомятся с Петушком, чем он питается, закрепляют произношение крика петушка, закрепляют знание синего цвета и знакомятся со...
Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы. Тема: «Что за прелесть эти сказки».
Программное содержание:Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.Учить связно, послед...
Конспект занятий по развитию математических представлений у детей 4 - 5 лет с недостатками в развитии
Конструктучителя-дефектологаЖуравлевой Марии Валентиновны Возрастная группа: СредняяТема: «Слушай, думай, сравнивай»Образовательная область:.Виды деятельности: познавательная, игровая...
Конспект занятия «Коммуникация» Развитие речи и общения детей. Обучение рассказыванию детей по картине «Зимние забавы»
Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.Программное содержание:1. Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине.2. Закреплять умение п...
Конспект занятия по развитию речи "Урожай в саду".
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе....