Культура речевого общения детей дошкольного возраста
материал по развитию речи
Предварительный просмотр:
Культура речевого общения детей дошкольного возраста.
1-й слайд.
Общение – актуальная проблема, исследованием которой занимались А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов и другие. «Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности»,- В. В. Давыдов.
Одним из компонентов общения выступает культура речи. Исследования учённых установили, что воспитание культуры речевого общения предупреждает негуманное проявление эмоций, а также определяет:
-формирование знаний норм и правил;
-умение взаимодействовать с окружающим;
-желание вступать в контакт.
2-й слайд.
Проблеме формирования у дошкольников основных навыков и умений употребления формул речевого этикета стали уделять внимание сравнительно недавно. Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, «содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми решение следующих задач:
-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
-развитие всех компонентов устной речи детей; практическое овладение воспитанниками нормами речи».
Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи. Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом. Этикет (французское слово – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Культура речи – сложное понятие. Под культурой речи понимают владение нормами языка, то есть правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций оценивают правильную и неправильную речь.
Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли вкуса и интереса к языку.
3-й слайд.
Сегодняшний старший дошкольник умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры речевого общения.
В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры. Поэтому перед педагогами ставится цель и решаются задачи.
Основная цель- формирование знаний, умений и навыков культуры речевого общения у детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.
Задачи:
Ввести в активный словарь этические стереотипы;
Формировать умение выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения;
Способность эффективно осуществлять деятельность, т. е. умение говорить и слушать других;
Проводить работу по освоению собственно речевых норм (слайд №3).
4-й слайд.
Формирование культуры речевого общения – важнейшая часть воспитания детей дошкольного возраста, потому что именно в это время ребенок формируется как личность, обладающая определенными нравственными качествами. Освоение ребёнком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения.
В основе обучения положены следующие принципы:
- учёт возрастных особенностей дошкольников;
- комплексный подход ;
- использование различных форм, методов и приёмов работы;
- игровой;
- безоценочного позитивного принятия ребёнка;
- сочетание различных форм организации деятельности.
5-й слайд.
Формирование навыков культуры общения имеет закономерности, связанные с возрастными особенностями. Выделяются основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы (беседы, разъяснение); а также наиболее характерные приёмы обучения. Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний. Для этого нужно чаще разговаривать с детьми об их поступках и отношениях между ними.
6-7-й слайд.
Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляем их через дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, в повседневной жизни. В совместной деятельности проводим игры-импровизации, игры-упражнения и прочее. Данная работа в совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, позволяет каждому ребёнку дощкольного возраста без перегрузки, с учётом возрастных, индивидуальных особенностей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила культуры речевого общения.
8-й слайд.
Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Основанное на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм общения.
9-й слайд.
Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей немаловажна. Формируется словарь – идет обогащение словаря новыми словами. Затем вводят слова в речь детей, т. е. идет активизация словаря. Дети учатся использовать в своей речи существительные, затем слова действия, прилагательные, ласковые слова (с утешительным ласковым суффиксом) и т. д.
Развивается связная и монологическая речь. После прочтения сказки детям предлагается: закончить какое-то предложение, повторить некоторые предложения, затем пересказать. Также идет развитие и диалогической речи. Дети учатся передавать с помощью речи характер героев. Если герой чем-то недоволен – говорит сердито. Если боится – говорит со страхом.
Развивается сила голоса и дикция.
Дети учатся произносить слова так, чтобы окружающим все было хорошо слышно и все понятно.
В ДОУ проведён семинар практикум с педагогами на тему «Культура речевого общения через театрализованную деятельность», с целью – формирование культуры речевого общения у детей дошкольного возраста.
Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребёнка, мы используем кукольный, настольный театр, театр на фланелеграфе. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
10-11 слайд.
Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться и в процессе игры воспитатель может показать, как необходимо себя вести в той или иной ситуации.
С целью закрепления навыков и умений дети играют в дидактические игры в доступной и образной форме напоминают детям о правилах этикета. Наиболее целесообразным временем для игр являются часы после дневного сна.
13-й слайд.
Во время прогулок, совместной, самостоятельной деятельности дети охотно общаются и закрепляют полученные навыки общения.
Педагоги внимательно следят за тем, как каждый из их подопечных воспринимает воспитательное воздействия и влияние. Определяют уровень нравственной воспитанности каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребёнка присущие ему особенности поступков, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры общения и этикета.
14-йслайд.
Современные родители испытывают определенные трудности в общении с детьми, а отсюда и серьезные недостатки в формировании речевого этикета.
Чтобы лучше узнать ребёнка, необходимы знания о его семье. В начале года проводим анкетирование родителей, с помощью которого выясняем знания родителей об этикете, а в дальнейшем, проанализировав анкеты, даем необходимые консультации, делаем папки-передвижки, рассказываем о том, какими навыками этикета могут овладеть их дети.
Беседуя с родителями, воспитатель дает образец культуры ведения диалога. Уважительное, доброжелательное отношение к обслуживающему персоналу, в процессе которого ребёнок может слышать образцы речевого этикета, тоже является необходимой составляющей воспитания дошкольника.
Можно отметить, что работа, проводимая в ДОУ, наиболее результативна, если находит продолжение в семье.
Практическая часть
Добрые слова. Мы можем делиться своей добротой не только с помощью улыбок и ручек, но и словами. Мы же люди, а люди умеют разговаривать! Покажите свои язычки. Давайте ими поработаем (языковая гимнастика). А теперь наши язычки будут делать доброе и нужное дело: мы начнём говорить друг другу хорошие, приятные слова.
Игра «Антонимы». Идёт подготовка к тренингу: обогащение словарного запаса детей добрыми словами.
Злой- добрый, плаксивый- весёлый, жадный- щедрый, грубый -нежный, ненавижу-люблю, глупый -умный, страшный -красивый, грязный- чистый, вонять-пахнуть, реветь- смеяться, толстый- стройный, враг-друг, жёсткий- мягкий…
Тренинг со свечой. Передача свечи (обязательно с безопасным подсвечником) по кругу из рук в руки и проговаривание добрых слов рядом стоящему человеку. Например: Сашенька, ты очень весёлый; Танечка, ты хорошая подруга…
Вывод: не жалейте для людей добрых слов и улыбок, говорите им, какие они хорошие, и тогда все и вправду подобреют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль: Развитие коммуникативно-речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации работы парами и малыми подгруппами
Предлагаю вашему вниманию подробный и уже готовый, опробированный план тематического контроля Тема: Развитие коммуникативно-речевого общения дошкольников в процессе организации работы парами и малыми...
Игры для развития речевого общения детей дошкольного возраста
Развитие речевого общения играет большое значение в системе общего развития ребенка дошкольного возраста. Получая навыки речевого общения, ребенок получает возможность эффективно общаться, как со...
«Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста»
На современном этапе развития логопедии и специальной психологии приоритетным остается вопрос о социализации детей с общим недоразвитием речи, об их интеграции в обществе взрослых и сверстников....
"Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста"
На современном этапе развития логопедии и специальной психологии приоритетным остается вопрос о социализации детей с общим недоразвитием речи, об их интеграции в обществе взрослых и сверстников. Проце...
Методические рекомендации педагогам для работы по формирова¬нию культуры речевого общения детей старшего возраста
1. При работе по формированию культуры речевого общения учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.2. Предусматривайте сочетание различных форм организации де...
Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста
Предлагаемые упражнения, игры развивают у детей такие индивидуально-личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и принятие других такими, какие они есть, умение ...
"Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста с ОНР"
На современном этапе развития логопедии и специальной психологии приоритетным остается вопрос о социализации детей с общим недоразвитием речи, об их интеграции в общество взрослых ...