«МОЯ СЕМЬЯ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №11 «ТОПОЛЁК» С. ДЕФАНОВКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН
КОНСПЕКТ
занятия непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе
тема:
«МОЯ СЕМЬЯ»
Подготовила воспитатель:
Воробьева Е.В.
с.Дефановка
2018г.
«Моя семья»
Образовательные области:
социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие.
Тип:
закрепление полученных знаний.
Формы организации совместной деятельности:
групповая, подгрупповая.
Задачи:
обучающие:
* формировать элементарные представления о родословной;
* закреплять имеющиеся у детей представления о родственных
отношениях;
* совершенствовать умение рассказывать о членах семьи, употребляя
в речи имена и отчества родных;
* закреплять умение понимать и объяснять смысл русских пословиц
о семье;
развивающие:
* развивать связную речь, познавательный интерес, логическое
мышление;
воспитательные:
* воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным и
родственникам.
здоровьесберегающие технологии:
* подвижная игра, физкультминутка, пальчиковая игра.
Техническое оснащение:
магнитофон.
Предварительная работа:
* составление рассказов о семье, чтение стихов и рассказов по теме;
* рисование по теме Моя семья»;
* совместная работа с родителями по составлению родословного
древа;
* рассматривание семейных фотографий;
* разучивание песен, стихов, пословиц по теме «Моя семья».
Материал:
портреты мам, пап, бабушек и дедушек, силуэт (или макет) дерева,
листочки с семейными фотографиями, декорации для сценки.
Ход образовательной деятельности.
1. Вступительная часть.
Воспитатель. Обратите внимание на доску. Тема нашего занятия спрятана в ребусе. Отгадайте, какое слово спрятано. (Дети отгадывают слово «семья».) Наш разговор пойдёт о семье. Ребята, мы с вами много говорили о семье, рассматривали иллюстрации, репродукции картин, выучили много стихов. Давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? (Ответы детей.) А я кем буду? (Ведущей.) А все, кто в зале? (Участники, зрители.) Участники передачи, занимайте пожалуйста свои места.
- Приготовились? Начали!
2. Основная часть.
Воспитатель. Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии собрались ребята, воспитанники детского сада. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о своей семье, о своих дорогих и близких людях. В начале нашей передачи я предлагаю ответить на вопрос: «Что такое семья?» (Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге , относятся друг к другу уважительно). Скажите, кто для вас самый родной человек на свете? (Ответы детей.) Я предлагаю сказать в микрофон красивые слова о своей маме. (Милая, любимая, красивая, ласковая, добрая, ненаглядная, внимательная, привлекательная, чудесная и т.д.)
- Телезрители ждут ваших рассказов о мамах.
Дети рассказывают о своих мамах, показывают портреты, читают стихотворения маме.
- Ребята, давайте покажем нашим телезрителям этюд «Утреннее фото».
Дети читают стихотворение А. Костецкого, сопровождая жестами и движениями.
Встань, как только солнце встанет,
И тихонечко к окошку,
Руку луч к тебе протянет.
Ты подставь скорей ладошку,
Пусть тебя увидит мама,
И умытым и обутым,
Всё прибрав, иди к ней прямо.
И скажи ей: «С добрым утром!»
И потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям, птицам.
И весёлым, интересным
День твой должен получиться.
- Ребята, о ком ещё из членов своей семьи вы могли бы рассказать? (Дети рассказывают о папе, показывают портрет, читают стихотворения о папе.)
- Ребята, к нам на передачу пришло письмо от девочки Леры. Она пишет, что ей уже шесть лет и она скоро пойдёт в школу. А для вас она прислала игру.
Игра «Четвёртый лишний».
Назовите лишнее слово в каждой группе и обоснуйте свой ответ.
1. Папа, мама, бабушка, соседка. Кто лишний?
2. Мама, папа, сестра, мальчик.
3. Маша, Лена, Юля, Дима.
4. Папа, сын, дедушка, прохожий.
- А сейчас, ребята, мы ждём ваших рассказов о бабушках и дедушках. (Рассказы детей, чтение стихов о бабушках и дедушках).
- Ребята, любите ли вы отдыхать со своей семьёй? Я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Бубенцы».
Русская народная игра «Бубенцы».
Играющие встают в круг. На середину выходят двое – один с бубенцом или колокольчиком, а другому завязывают глаза.
Все остальные поют: Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Дили-дили-дили-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов «жмурка» должен по звуку бубенца догадаться и поймать увёртывающегося от него участника с бубенцом. Когда участник с бубенцом пойман, он становится «жмуркой», а предыдущий «жмурка» превращается в обычного игрока.
- Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ слагал пословицы и поговорки о семье.
* Вся семья вместе – и душа на месте.
* Золото и серебро не стареет, отец и мать цены не имеют.
* Русский человек без родни не живёт.
* Нет такого дружка, как родная матушка.
* Семья ладом полна.
* Где любовь да совет, там и горя нет.
* Птица рада весне, а ребёнок – матери.
* Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
* Братская любовь крепче каменных стен.
- Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, сестёр и братьев. Это наши родные, родственники и родня.
Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня»
Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папа будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щётка,
Молоток настоящий – братишке,
Мяч – сестрёнке, конфета – Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серёжа мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.
- Как вы считаете, все ли герои этого стихотворения члены одной семьи? Все ли они родные? (Ответы детей.)
- Для телезрителей давайте ребята покажем пальчиковую игру «Семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Это вся моя семья!
Дети по очереди загибают пальцы правой руки. Потом игра повторяется с пальцами левой руки.
- Вот какая дружная, сплочённая семья у всех получилась, потому что все пальчики собрались вместе в кулачок. Какой должна быть семья? Подберите слова-определения к слову семья. (Дружная, крепкая, трудолюбивая, за- ботливая, ласковая, счастливая и т. д.)
- Вы каждый день приходите в детский сад, в свою группу. Вы находитесь здесь почти весь день. Мы друг друга любим, уважаем, помогаем друг другу. Этим мы похожи на дружную семью. Посмотрите, у нас выросло красивое дерево. Это дерево – наша группа. Его веточки – ваши семьи. Возьмите листочки с фотографиями членов ваших семей и развесьте на любой веточке дерева.
3. Итог.
- Сегодня мы вспомнили очень много из того, что знаем о семье. Много нам ещё предстоит узнать. Также вы, возможно, продолжите составлять своё родовое дерево. На нём вырастут новые ветви: ваши тёти, дяди, двоюродные братья и сёстры.
- Знание истории своей семьи, своей родословной, уважение к родным – это старинная русская традиция. Мы с вами тоже будем поддерживать традиции.
- Время нашей передачи подошло к концу. Я благодарю всех ребят за участие в телепередаче «Моя семья».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...
Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....