Конспект занятия в средней группе: " Знакомство с символом гласного звука [а]. Грибы".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект занятия в средней группе: "Знакомство с символом гласного звука [а]. Грибы".
Цель: Познакомить с символом гласного звука [а].
Задачи: 1. Учить определять звук [а] изолированно, в прямых и обратных слогах.
2.Развитие артикуляционного аппарата.
3.Развитие слухового и двигательного внимания
4. Развитие дыхания
5. Развитие темпа и координации речи и движений. Развитие мелкой моторики рук.
6. Развитие лексико-грамматических категории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_4_srednyaya_gruppa.docx | 620.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия № 4 Средняя группа
Знакомство с символом гласного звука [а]. Грибы.
Цель: Познакомить с символом гласного звука [а].
Задачи: 1. Учить определять звук [а] изолированно, в прямых и обратных слогах.
2.Развитие артикуляционного аппарата.
3.Развитие слухового и двигательного внимания
4. Развитие дыхания
5. Развитие темпа и координации речи и движений. Развитие мелкой моторики рук.
6. Развитие лексико-грамматических категории
Оборудование: Символы звуков, картинки грибов, зеркала, кукла, картинки со звуком А.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Дети, я приглашаю вас прогуляться по осеннему лесу. Посмотрите, какие осенние деревья, листочков уже становиться на них мало, они желтеют, краснеют и опадают.
- Какое сейчас время года? (Осень)
- Что происходит осенью? (Дует холодный ветер, желтеют листья, опадают, идет дождь)
-А вот с какой целью мы пришли в лес, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
- Я под шапкою цветной
На ноге стою одной
У меня свои повадки
Я всегда играю в прядки. (Гриб)
- Зачем же мы отправились в лес? (За грибами).
2. Введение в тему занятия.
Мы идем сегодня в лес. Дети идут по кругу
В том лесу полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошел – Встряхивают кистями
Это очень хорошо. Хлопают в ладоши
Будем мы грибы искать Приставляют ладонь ко лбу
И в корзинку собирать. Приседают, собирают грибы
Вот сидят маслята Показывают рукой вправо
На пеньке – опята. Показывают рукой влево
Ну, а ты, мухомор, Грозят пальчиком.
Украшай осенний бор.
Добрый лес, старый лес. Дети идут по кругу
Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас
И зовём с собою вас!
-Кто из вас был в лесу и собирал грибы? - Расскажите, как они растут? - Какие грибы вы знаете? Ответы детей. (Выставляю съедобные и несъедобные грибы).
- Какой гриб здесь лишний? (Мухомор).
- Почему? (Потому что мухомор ядовитый гриб и его есть нельзя!)
3. Основная часть:
Сказка о веселом язычке
-Я расскажу вам, ребята, сказку про путешествия Веселого язычка, и мы вместе с Язычком будем делать все упражнения по ходу его прогулки.
Жил-был Веселый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать.
Язык широким положи
И спокойно полежи.
Позагорал Язычок и опять спрятался в домик. Снова выглянул из домика, посмотрел направо, налево. Понравилось ему смотреть по сторонам, и закачал он, как маятник у старинных часов, вправо, влево (упр. «Маятник», повторить 8-10 раз). Покачался, покачался и в домик спрятался.
Через минутку непоседа выглянул снова и увидел, как девочка на качелях качается: вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее (упр. «Качели» повторить 10-12 сек.).
Посмотрел язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками. Язычок пошел гулять, по ступенькам шагать. Прыгнул он сначала на первую ступеньку (широким языком обнимается верхняя губа, т.е. исходное положение артикуляционного упр. «Вкусное варенье»), а затем на вторую (широким языком обнимаются верхние зубы), а затем на третью (кончик языка у верхних альвеол). А на третьей ступеньке он вспомнил, как дятел пел свою песенку, и стал подпевать ему:
Я по дереву стучу д-д-д,
Червячка добыть хочу д-д-д,
Хоть и скрылся под корой д-д-д,
Все равно он будет мой д-д-д.
Устал язычок петь, спрятался в домик. Но он был не долго, снова выглянул из домика, чтобы посмотреть, что там на улице. Он увидел в окошке девочку, которая собиралась чистить зубы. Решил Язычок почистить вои зубы (упр. «Почистим зубы», воспитатель медленно читает стихотворение).
Чисти зубы, чисти зубы,
И верхние… И нижние
Не снаружи, а внутри,
Не болели чтоб они.
В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но не надолго. Огляделся вокруг и увидел, как взводится новый многоэтажный дом. Интересно стало Язычку, что делают внутри дома. Он с любопытством заглянул в окно. Там красили потолки (упр. «Маляр», воспитатель медленно читает стихотворение).
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
Хорошо потрудился Язычок, устал, спрятался в домик и решил поспать. Спит Язычок и снится ему сон – Чебурашка с крокодилом Геной. Поют они свою песенку. Весело стало Язычку, проснулся он и запел: ла-ла-ла (рот широко раскрыт, кончик языка бьет по бугоркам верхних зубов). Можно пропеть и другие песни: лы-лы-лы, ло-ло-ло.
Вдруг услышал язычок машину, она буксует, - «Дж» - слышит Язычок. Стал он повторять: дж-дж-дж – сначала тихо, а потом громко: джж-джж-джж… Из машины вышел мальчик, он что-то говорил, Язычок слушал и играл, выполнял движения под его стихи:
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка,
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
Язык лопаткой положу,
И под счет его держу.
Один, два, три, четыре, пять,
Язык надо расслаблять.
Хорошая прогулка была у язычка, но он устал и спрятался в домик.
4. Знакомство с понятием «звук».
- На прошлом занятии мы учились с вами слушать звуки, которые издают разные предметы. Мы слушали, как дудочка дудит, как барабан стучит, бумага шуршит, вода булькает. Мы тоже с вами произносим разные звуки. С помощью звуков мы разговариваем. Если мы хотим сказать слово «самолет» мы должны сначала засвистеть: ССС, СССамолет (дети повторяют), а если хотим сказать слово «шапка», мы должны сначала зашипеть: ШШШ, ШШШапка, если «рыба» - зарычать: РРР, РРРыба.
Знакомство со звуком А.
- К нам на занятие сегодня пришла кукла, зовут ее Аня. Она хочет познакомить вас со своим любимым звуком. Послушайте, пожалуйста, еще раз ее имя: Ааааня. Ее имя начинается на звук А. этот ее любимый звук. Какой звук любит Аня?
- Посмотрите, какие картинки принесла нам Аня. На них нарисованы предметы, которые тоже начинаются на звук А.
Айболит, апельсин, акула, аист, антенна, выделяя звук А голосом.
- Вы слышите в этих словах звук А?
- Правильно, в этих словах звук А стоит первым, в начале слова.
Уточнение артикуляции звука А:
- горлышко «гудит» (проверяем, прикладывая ладонь);
- воздух легко выходит изо рта, ему ничего не мешает;
- рот широко открыт, «большие ворота»;
- его можно тянуть, петь, громко крикнуть (проверяем: тянем, поем, громко кричим).
Динамическая пауза.
Игра «Положим малыша спать» Дети качают на руках воображаемого малыша и тянут: АаАаАаАаАаАаАаА… .
Блиц-массаж.
Отдохнем немножко – разотрем ладошки.
Чтобы лучше слушать, растираем уши.
Разотрем теперь и лоб, чтобы лучше думать мог.
5. Закрепление новой темы.
Однажды Буратино стоял перед зеркалом и повторял своё имя. Вдруг он заметил, что губы у него сначала сжимаются в маленький кружок —БУУУУ, затем превращаются в большой круг —РАААА, растягиваются в полоску —ТИИИИ и, наконец, становятся похожими на овал —НОООО. Попробуй и ты посмотреть на себя в зеркало и увидишь, как меняется форма губ, когда ты произносишь разные звуки:
Получилось? Легко запомнить? Тогда догадайся — какие пары звуков скрываются за следующими знаками?
Правильно! АУ —так кричат в лесу.
Молодец! УА —так плачет малыш.
Верно! НА —так кричит ослик.
Игра «Внимательные ушки»
-Ребята, закройте глаза, когда услышите звук А хлопайте в ладоши.
«Подуй на листочек?»
-Ребята, подуйте на листочки.
-А, про что мы говорили в начале занятия? А помогает грибам вырасти дождик.
Массаж спины «Дождь»
Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения. Педагог.
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам. Хлопки ладонями по спине.
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек. Поколачивание кулачками.
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят. Постукивание пальчиками.
Только мой братишка в луже Поглаживание спины ладошками.
Ловит рыбу нам на ужин.
Дети поворачиваются на 180° и делают массаж еще раз.
Приходит август с урожаем
Ко всем, но только не к лентяям.
Кто проспит, тот вернется
С пустыми руками.
А кто рано проснется,
Тот — с боровиками.
6. Итог.
- Кто пришел к нам сегодня на занятие?
- Какой звук любит Аня?
- Какое слово ты запомнил на звук А?
- С каким звуком мы познакомились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в средней группе "Знакомство младших дошкольников с искусством (портретом)"
Знакомство младших дошкольников с искусством (с портретом)...
Конспект занятия для средней группы «Знакомство с новым видом народно – декоративного искусства – дымковской игрушкой».
В гости к детям приходит бабушка Маша и знакомит детей с дымковскими игрушками....
Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте «Гласный звук У, Буква У.»
Тема. Гласный звук У, буква У, у. Место звука в словах утка, арбуз, кенгуру.Определение количества слогов в словах.Дидактическая игра «Телеграф».1. Анализ звука У.Звук У тоже произносится ...
Конспект занятия в средней группе в технике пластилиновая мозайка "Корзина с грибами"
Задачи: -вызвать интерес к экспериментированию с пластическими материалами -самостоятельный поиск адекватных изобразительно-выразительных средств -учить планировать свою работу, дели...
Конспект логопедического занятия в средней группе Тема: Закрепление символа гласного звука [э]. Фрукты
Конспект логопедического занятия в средней группе Тема: Закрепление символа гласного звука [э]. ФруктыЦель: Закрепить образ буквы Э. Задачи:- Развитие артикуляционного аппарата.- Развитие слухово...
Конспект занятия в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа» с детьми средней группы
Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение пр...
Конспект занятия в средней группе «Русская береза — символ Родины моей»
Способствовать формированию у детей нравственно-патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения знаний о берёзе....