Конспект занятия в средней группе: " Знакомство с символом гласного звука [а]. Грибы".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Мартынова Татьяна Михайловна

Конспект занятия в средней группе: "Знакомство с символом гласного звука [а]. Грибы".

 

Цель: Познакомить с символом гласного звука [а].

Задачи: 1. Учить определять звук [а] изолированно, в прямых и обратных слогах.

2.Развитие артикуляционного аппарата.

3.Развитие слухового и двигательного внимания

4. Развитие дыхания

5. Развитие темпа и координации речи и движений. Развитие мелкой моторики рук.

6. Развитие лексико-грамматических категории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_4_srednyaya_gruppa.docx620.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия № 4 Средняя группа

Знакомство с символом гласного звука [а]. Грибы.

Цель: Познакомить с символом гласного звука [а].

Задачи: 1. Учить определять звук [а] изолированно, в прямых и обратных слогах.

2.Развитие артикуляционного аппарата.

3.Развитие слухового и двигательного внимания

4. Развитие дыхания

5. Развитие темпа и координации речи и движений. Развитие мелкой моторики рук.

6. Развитие лексико-грамматических категории

Оборудование: Символы звуков, картинки грибов, зеркала, кукла, картинки со звуком А.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Дети, я приглашаю вас прогуляться по осеннему лесу. Посмотрите, какие осенние деревья, листочков уже становиться на них мало, они желтеют, краснеют и опадают.

- Какое сейчас время года? (Осень)

- Что происходит осенью? (Дует холодный ветер, желтеют листья, опадают, идет дождь)

-А вот с какой целью мы пришли в лес, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

- Я под шапкою цветной

На ноге стою одной

У меня свои повадки

Я всегда играю в прядки. (Гриб)

- Зачем же мы отправились в лес? (За грибами).

2. Введение в тему занятия.

Мы идем сегодня в лес.                           Дети идут по кругу
В том лесу полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошел –                   
Встряхивают кистями
Это очень хорошо.                                   
Хлопают в ладоши
Будем мы грибы искать                          Приставляют ладонь ко лбу
И в корзинку собирать.                         Приседают, собирают грибы
Вот сидят маслята                                  Показывают рукой вправо
На пеньке – опята.                                 
Показывают рукой влево
Ну, а ты, мухомор,                                 
Грозят пальчиком.
Украшай осенний бор.
Добрый лес, старый лес.                     
Дети идут по кругу
Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас
И зовём с собою вас!

-Кто из вас был в лесу и собирал грибы? - Расскажите, как они растут? - Какие грибы вы знаете? Ответы детей. (Выставляю съедобные и несъедобные грибы).

- Какой гриб здесь лишний? (Мухомор).

- Почему? (Потому что мухомор ядовитый гриб и его есть нельзя!)

3. Основная часть:

Сказка о веселом язычке

-Я расскажу вам, ребята, сказку про путешествия Веселого язычка, и мы вместе с Язычком будем делать все упражнения по ходу его прогулки.

Жил-был Веселый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать.

Язык широким положи

И спокойно полежи.

Позагорал Язычок и опять спрятался в домик. Снова выглянул из домика, посмотрел направо, налево. Понравилось ему смотреть по сторонам, и закачал он, как маятник у старинных часов, вправо, влево (упр. «Маятник», повторить 8-10 раз). Покачался, покачался и в домик спрятался.

Через минутку непоседа выглянул снова и увидел, как девочка на качелях качается: вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее (упр. «Качели» повторить 10-12 сек.).

Посмотрел язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками. Язычок пошел гулять, по ступенькам шагать. Прыгнул он сначала на первую ступеньку (широким языком обнимается верхняя губа, т.е. исходное положение артикуляционного упр. «Вкусное варенье»), а затем на вторую (широким языком обнимаются верхние зубы), а затем на третью (кончик языка у верхних альвеол). А на третьей ступеньке он вспомнил, как дятел пел свою песенку, и стал подпевать ему:

Я по дереву стучу д-д-д,

Червячка добыть хочу д-д-д,

Хоть и скрылся под корой д-д-д,

Все равно он будет мой д-д-д.

Устал язычок петь, спрятался в домик. Но он был не долго, снова выглянул из домика, чтобы посмотреть, что там на улице. Он увидел в окошке девочку, которая собиралась чистить зубы. Решил Язычок почистить вои зубы (упр. «Почистим зубы», воспитатель медленно читает стихотворение).

Чисти зубы, чисти зубы,

И верхние… И нижние

Не снаружи, а внутри,

Не болели чтоб они.

В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но не надолго. Огляделся вокруг и увидел, как взводится новый многоэтажный дом. Интересно стало Язычку, что делают внутри дома. Он с любопытством заглянул в окно. Там красили потолки (упр. «Маляр», воспитатель медленно читает стихотворение).

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

Хорошо потрудился Язычок, устал, спрятался в домик и решил поспать. Спит Язычок и снится ему сон – Чебурашка с крокодилом Геной. Поют они свою песенку. Весело стало Язычку, проснулся он и запел: ла-ла-ла (рот широко раскрыт, кончик языка бьет по бугоркам верхних зубов). Можно пропеть и другие песни: лы-лы-лы, ло-ло-ло.

Вдруг услышал язычок машину, она буксует, - «Дж» - слышит Язычок. Стал он повторять: дж-дж-дж – сначала тихо, а потом громко: джж-джж-джж… Из машины вышел мальчик, он что-то говорил, Язычок слушал и играл, выполнял движения под его стихи:

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка,

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

Язык лопаткой положу,

И под счет его держу.

Один, два, три, четыре, пять,

Язык надо расслаблять.

Хорошая прогулка была у язычка, но он устал и спрятался в домик.

4. Знакомство с понятием «звук».

- На прошлом занятии мы учились с вами слушать звуки, которые издают разные предметы. Мы слушали, как дудочка дудит, как барабан стучит, бумага шуршит, вода булькает. Мы тоже с вами произносим разные звуки. С помощью звуков мы разговариваем. Если мы хотим сказать слово «самолет» мы должны сначала засвистеть: ССС, СССамолет (дети повторяют), а если хотим сказать слово «шапка», мы должны сначала зашипеть: ШШШ, ШШШапка, если «рыба» - зарычать: РРР, РРРыба.

Знакомство со звуком А.

- К нам на занятие сегодня пришла кукла, зовут ее Аня. Она хочет познакомить вас со своим любимым звуком. Послушайте, пожалуйста, еще раз ее имя: Ааааня. Ее имя начинается на звук А. этот ее любимый звук. Какой звук любит Аня?

- Посмотрите, какие картинки принесла нам Аня. На них нарисованы предметы, которые тоже начинаются на звук А.

Айболит, апельсин, акула, аист, антенна, выделяя звук А голосом.

- Вы слышите в этих словах звук А?

- Правильно, в этих словах звук А стоит первым, в начале слова.

Уточнение артикуляции звука А:

- горлышко «гудит» (проверяем, прикладывая ладонь);

- воздух легко выходит изо рта, ему ничего не мешает;

- рот широко открыт, «большие ворота»;

- его можно тянуть, петь, громко крикнуть (проверяем: тянем, поем, громко кричим).

Динамическая пауза.

Игра «Положим малыша спать» Дети качают на руках воображаемого малыша и тянут: АаАаАаАаАаАаАаА… .

 Блиц-массаж.

Отдохнем немножко – разотрем ладошки. 
Чтобы лучше слушать, растираем уши. 
Разотрем теперь и лоб, чтобы лучше думать мог.

5. Закрепление новой темы.

Однажды Буратино стоял перед зеркалом и повторял своё имя. Вдруг он заметил, что губы у него сначала сжимаются в маленький кружок —БУУУУ, затем превращаются в большой круг —РАААА, растягиваются в полоску —ТИИИИ и, наконец, становятся похожими на овал —НОООО. Попробуй и ты посмотреть на себя в зеркало и увидишь, как меняется форма губ, когда ты произносишь разные звуки:

Получилось? Легко запомнить? Тогда догадайся — какие пары звуков скрываются за следующими знаками?

Правильно! АУ —так кричат в лесу.

Молодец! УА —так плачет малыш.

Верно! НА —так кричит ослик.

Игра «Внимательные ушки»

-Ребята, закройте глаза, когда услышите звук А хлопайте в ладоши.

«Подуй на листочек?» 

-Ребята, подуйте на листочки.

-А, про что мы говорили в начале занятия? А помогает грибам вырасти дождик.

Массаж спины «Дождь»

Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения. Педагог.

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам.                            Хлопки ладонями по спине.

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник у лягушек.                     Поколачивание кулачками.

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят.                          Постукивание пальчиками.

Только мой братишка в луже                  Поглаживание спины ладошками.

Ловит рыбу нам на ужин.

Дети поворачиваются на 180° и делают массаж еще раз.

Приходит август с урожаем

Ко всем, но только не к лентяям.

Кто проспит, тот вернется

С пустыми руками.

А кто рано проснется,

Тот — с боровиками.

 6. Итог.

- Кто пришел к нам сегодня на занятие?

- Какой звук любит Аня?

- Какое слово ты запомнил на звук А?

- С каким звуком мы познакомились?

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06a0/0008921f-0d690bd0/hello_html_51a751c7.jpg

http://izlov.ru/tw_files2/urls_1/18/d-17073/17073_html_m6db05685.jpg http://izlov.ru/tw_files2/urls_1/18/d-17073/17073_html_4cf5e7b0.jpg

http://izlov.ru/tw_files2/urls_1/18/d-17073/17073_html_m6a82c677.jpg http://izlov.ru/tw_files2/urls_1/18/d-17073/17073_html_73a37642.jpg

http://izlov.ru/tw_files2/urls_1/18/d-17073/17073_html_m61942376.jpghttp://izlov.ru/tw_files2/urls_1/18/d-17073/17073_html_m1d3d0782.jpg

http://izlov.ru/tw_files2/urls_1/18/d-17073/17073_html_4cf5e7b0.jpghttp://izlov.ru/tw_files2/urls_1/18/d-17073/17073_html_m6a82c677.jpg

http://izlov.ru/tw_files2/urls_1/18/d-17073/17073_html_m6a82c677.jpghttp://izlov.ru/tw_files2/urls_1/18/d-17073/17073_html_4cf5e7b0.jpg

Иллюстрация 1 из 14 для Знаешь ли ты грибы-грибочки? - Елена Михайленко | Лабиринт - книги. Источник: ЛабиринтИллюстрация 2 из 14 для Знаешь ли ты грибы-грибочки? - Елена Михайленко | Лабиринт - книги. Источник: РосинкаИллюстрация 4 из 14 для Знаешь ли ты грибы-грибочки? - Елена Михайленко | Лабиринт - книги. Источник: Росинка

Иллюстрация 5 из 14 для Знаешь ли ты грибы-грибочки? - Елена Михайленко | Лабиринт - книги. Источник: Росинка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте «Гласный звук У, Буква У.»

Тема. Гласный звук У, буква У, у. Место звука в словах утка, арбуз, кенгуру.Определение количества слогов в словах.Дидактическая игра «Телеграф».1. Анализ звука У.Звук У тоже произносится ...

Конспект занятия в средней группе в технике пластилиновая мозайка "Корзина с грибами"

Задачи:  -вызвать интерес к экспериментированию с пластическими материалами  -самостоятельный поиск адекватных изобразительно-выразительных средств  -учить планировать свою работу, дели...

Конспект логопедического занятия в средней группе Тема: Закрепление символа гласного звука [э]. Фрукты

Конспект логопедического занятия в средней группе Тема: Закрепление символа гласного звука [э]. ФруктыЦель: Закрепить образ буквы Э. Задачи:- Развитие артикуляционного аппарата.- Развитие слухово...

Конспект занятия в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа» с детьми средней группы

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение пр...

Конспект занятия в средней группе «Русская береза — символ Родины моей»

Способствовать формированию у детей нравственно-патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения знаний о берёзе....