Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию "Природа родного края"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Обобщение знаний о природе Ракитянского края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_po_sotsialno-kommunikativnomu_razvitiyu_priroda_rodnogo_kraya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОД «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»
Цель: создать условия для обобщения знаний о природе Ракитянского края
Задачи:
Образовательная:
–Формировать начальные представления о своей малой Родине, о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где он родился, где он живет.
- Формировать умение правильно строить предложения.
-Закрепить знания детей о растительном мире родного края, о культуре поведения в природе.
– показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы.
Развивающая:
- развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память;
- Эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к своей стране, чувство любви гордости за свою страну и родной край.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Материал:
Демонстрационный: иллюстрации деревьев, разрезные картинки: растения нашего края, изображения лекарственных трав, знаки правила поведения в природе, значки «настроения», волшебная шкатулка, аудиозапись.
Раздаточный: квадрат из бумаги.
Методы и приемы:
Наглядный, словесный, игровой, рефлексия, поощрение, активизация словаря, беседа.
Предварительная работа:
- чтение худ. литературы о природе Ракитянского края;
- разучивание стихов;
- беседы;
- наблюдение в природе;
- экскурсии в природу;
- рассматривание картин и иллюстраций о природе.
Технические средства: Музыкальный центр.
Ход ОД
(Звучит аудиозапись песня «Край родной навек любимый», дети заходят в группу.)
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцам и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
– А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям. (Дети улыбаются.)
Воспитатель: Мы живем в огромной прекрасной стране. - Как она называется? (Россия) - Правильно, Россия.
А какая она наша Россия? (Очень большая, любимая, богатая, сильная...) - Россия - наша Родина.
Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое «Родина»? (Родина — место, где мы родились; страна, в которой мы живём).
А как называют людей, живущих в нашей стране? (Россияне).
Ребята, что такое малая Родина? (ответы детей)
Воспитатель. У каждого из нас есть на земле место, где он родился и впервые увидел зарю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнышко. Это место называется малой Родиной. Для многих из нас – это наш посёлок. Ребята, кто знает, как называется поселок, в котором мы живем? (Пролетарский)
Расскажите мне, что вам нравится в нашем поселке? Наш поселок большой, в нём много улиц.
-Как называется улица, на которой ты живёшь?
-На какой улице находится наш детский сад?
-Что находится рядом с детским садом?
-Как люди должны относиться к своему родному поселку?
Мы с вами - одна большая дружная семья, живущая в одном поселке. Про нас говорят - мы земляки. Мы любим свой поселок, свою землю.
Воспитатель. Наш поселок большой, со всех сторон его окружают леса, луга, поля.
Воспитатель. Ребята, у меня есть волшебная шкатулка. Это Лесовичек приготовил нам сюрприз.- Ребята, а кто из вас знает, кто такой лесовичек? Что он делает в лесу?
Дети: Это человек, который охраняет и бережет лес. Следит за порядком в лесу, ухаживает и помогает животным и птицам, попавшим в беду, подкармливает их в зимние стужи и морозы. Чтобы открыть шкатулку, надо отгадать загадку:
Яркое солнце и голубое небо,
Горы, океаны, равнины, леса.
Вода и песок и все вокруг живое.
Как все это называем мы друзья? (Природа)
Давайте посмотрим, что там внутри. Педагог открывает шкатулку.
В ней лежат шишки с приколотыми к ним загадками. Постараемся их отгадать и узнаем какие деревья растут в нашем лесу. Ребята, а что такое лес? (Лес – это часть природы)
По ходу отгадок выставляются картинки.
Украшает их народ
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков — иголки.
Назови деревья! (Елки)
Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками. (сосна)
Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой. (осинки)
Белый низ, зеленый верх —
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши. (березки)
Ветви в воду опустила
И о чем-то загрустила.
Посмотрите, как красиво
Над рекой склонилась. (ива)
Клейкие раскрылись почки —
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? — Это. (тополь)
Кто знает и назовет дерево, которое считается символом в России (Береза). . Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов. В старину восхвалили березку в песнях и хороводах. И у нас в Ракитянском крае берёза очень распространена.
Давайте представим, что мы с вами – березы.
Физ. минутка.
Руки подняли и покачали – это березки в лесу.
Руки согнули, кисти стряхнули – ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.
Давайте мы с вами поводим хоровод «Во поле березка стояла».
– Почему берёзу называют «Доктор»? (из берёзовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.)
Ребята, а кто мне расскажет о строении дерева?
Ребята, мы оказались на полянке, какие растения здесь живут
Чтобы узнать надо их собрать.
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).
На зелёном шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные... (Ландыши).
Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый... (Василёк).
Как назвать одним словом эти растения? (цветы)
Ребята, а кто мне расскажет о строении цветка?
Воспитатель: А знаете ли вы, как называются растения которые помогают людям?
Дети: Лечебные, лекарственные.
Воспитатель: Назовите, какие вы знаете?
Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.
Из крапивных листочков
Вкусные салаты.
Только к ним прибавить надо
Лук, чеснок, томаты.
А в салате из крапивы
Много витамина «С»
Те, кого мы угощаем
Изменяются в лице.
Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.
Ромашки
Разметались белые ромашки
По лугам, среди высоких трав,
Словно кто – то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав,
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в полевой букет,
Но ромашки – хитрые девчонки
Только улыбаются в ответ.
Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.
Мать мачеха – это лекарственное растение. Сначала у мать -мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.
Выглянул цветочек
В полутьме лесной
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижный лёд,-
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт.
Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.
Есть множество цветов
Красивых. Осторожных
Но мне приятней всех
Обычный подорожник
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути!
Игра «Что означает этот знак?» Правила поведения в природе:
- не шуметь
- не ломать ветки деревьев
- не разорять птичьи гнезда и муравейники.
(Появляется лесовичок).
Лесовичок:
-Кто это в моем лесу разговаривает?
(Лесовичок здоровается с воспитанниками).
-Да, я погляжу никак ребятушки ко мне в гости. Слышал, слышал, все — то вы знаете, все-то вы умеете.
В моем лесу случилась беда, пришли в лес ребята и сорвали все подснежники, остались только стебли и листья. Давайте сядем за столы и сделаем подснежники, чтобы получилась полянка.
(Дети делают подснежники.)
Воспитатель: Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).
Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке. На которой много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом. (Дети садятся за столы).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.
Ребёнок:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ребёнок:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Звучит песня Ю. Антонова "Не рвите цветы"
Дети говорят хором "НАШ ДЕВИЗ - ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ НАШЕГО КРАЯ".
Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались и о чем мы говорили? (ответы воспитанников).
- Прикрепите значки-настроения вашего на доске.
«солнышко» - на душе светло, радостно
«тучка» - на душе пасмурно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Праздник армии родной" (конспект занятия по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе)
"Праздник армии родной" (конспект занятия по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе)...
"Мой город родной" (конспект занятия по социально-коммуникативному развитию) в средней группе
quot;Мой город родной" (конспект занятия по социально-коммуникативному развитию) в средней группе...
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию (региональный компонент) для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по родному селу»
Развивать интерес к родному селу Кунашак.Уточнять и развивать знание о селе и его достопримечательностях.Закрепить название улицы на которых живут дети....
План – конспект ООД ОО «Социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие» Интегрированная образовательная деятельность Конструктивно – модельная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Мой родной поселок»
План – конспект ООДОО «Социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие»Интегрированная образовательная деятельностьКонструктивно – модельная дея...
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Мой родной город»
Конспект образовательной деятельности, посвящен городу Подольск....
Конспект занятия По социально-коммуникативному развитию В старшей группе «Хлеба родного края».
Конспект занятияПо социально-коммуникативному развитиюВ старшей группе«Хлеба родного края»....
Конспект открытого показа по социально-коммуникативному развитию «Мой родной дом»
Конспект досуга "Родной дом"...