" Эффективное использование педагогических технологий на занятиях по развитию речи"
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)

Вагнер Ирина Евгеньевна

Данная презентация  предназначена для того  чтобы расширять знания педагогов по использованию современных речевых технологий,  способствует  внедрению речевых технологий в образовательный процесс ДОУ, а также пополнение развивающей предметно – пространственной  среды комплектами игр и игровых пособий по данному направлению
и  включение педагогов ДОУ в инновационный процесс дошкольного учреждения в различных видах образовательной деятельности
.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. Эффективное использование педагогических технологий на занятиях по развитию речи Подготовила: Вагнер И. Е.

Слайд 2

Цель : Повышать педагогическую компетентность педагогов через знакомство с современными речевыми технологиями

Слайд 3

Задачи: - расширять знания педагогов по использованию современных речевых технологий - способствовать внедрению речевых технологий в образовательный процесс ДОУ - пополнение развивающей предметно – пространственной среды комплектами игр и игровых пособий по данному направлению - включение педагогов ДОУ в инновационный процесс дошкольного учреждения в различных видах образовательной деятельности .

Слайд 4

Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы.

Слайд 5

К числу современных образовательных технологий можно отнести: - технология «Азбука общения» - т ехнология активизирующего обучения речи как средство общения - мнемотехника - здоровьесберегающие технологии; - технологии проектной деятельности - технология исследовательской деятельности - информационно-коммуникационные технологии; - личностно-ориентированные технологии; - сказкотерапия . - игровая технология - технология «ТРИЗ»

Слайд 6

Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.

Слайд 7

При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования: воспитание культуры общения и речи; технология должна носить здоровьесберегающий характер; основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком; реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей; организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных ориентация технологии на развитие коммуникативных умений детей

Слайд 8

Технология « Азбука общения » Центральной идеей технологии является установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами.

Слайд 9

Задачи: - обуч ать ен ие пониманию себя и умению быть в мире с собой; - воспитан ие интереса к окружающим людям, формирование потребности в общении; - формирован ие умений и навыков взаимодействия в различных ситуациях с использованием разнообразных средств человеческого общения; - разви тие навыков анализа собственного речевого поведения и поведения других людей; - развит ие самоконтроля в общении и др.

Слайд 10

Формы образовательной деятельности: -развивающие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные); - этюды, импровизации; - наблюдения, прогулки, экскурсии; - моделирование и анализ ситуаций общения; - сочинение историй и др .

Слайд 11

Технология активизирующего обучения речи как средство общения» Автор: О.А. Белобрыкина Цель: формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения . Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой .

Слайд 12

Использование лингвистических игр, представленных в этой технологии, позволяет развивать различные виды речевой активности, каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.

Слайд 13

Лингвистические игры «Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.). «Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.). «Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.). «Чем похожи и чем отличаются?» (кит - кот; кот-крот; кот-ток и т.д.). «Назови предмет по действию» (ручка - писалка , пчела - жужжалка , занавеска - затемнялка и т.д.). « Антидействие » (карандаш - ластик, грязь - вода, дождь - зонт, голод - пища и т.д.). «Кто кем будет?» (мальчик - мужчиной, жёлудь - дубом, семечка - подсолнухом и т.д.). «Кто кем был» (лошадь - жеребёнком, стол - деревом и т.д.). «Назови все части» (велосипед - рама, руль, цепь, педаль, багажник, звонок и т.д.). «Кто где работает?» (повар - кухня, певец - сцена и т.д ). «Чем был, чем стал» (глина - горшок, ткань - платье и т.д.). «Так было раньше, а теперь?» (серп - комбайн, лучина - электричество, телега - автомобиль и т.д.). «Что умеет делать?» (ножницы - резать, свитер - греть и т.д.).

Слайд 14

Мнемотехника» Авторы: В.К.Воробъева , Т.А.Ткаченко Мнемотехника представляет собой систему методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций Данная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников , Широко применяется при обучении детей пересказу произведений художественной литературы при заучивании стихов и др

Слайд 15

«Мнемотехника» Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, построению самостоятельных связных высказываний, обогащении словарного запаса.

Слайд 16

Задачи: -способствовать развитию связной речи -расширять и обогащать словарный запас детей -формировать умения преобразовывать абстрактные символы в образы -совершенствовать способность детей согласовывать существительные, прилагательные , числе, в роде, падеже - способствовать формирования развитию у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии

Слайд 17

Структура мнемотехники МНЕМОКВАДРАТЫ МНЕМОТЕХНИКА МНЕМОДОРОЖКИ МНЕМОТАБЛИЦЫ

Слайд 18

Мнемотаблицы могут быть составлены к русским народным сказкам

Слайд 19

Загадка

Слайд 20

Стихам и считалкам.

Слайд 21

Технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, наука о том, как решать проблемы. ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет естественным образом осуществить личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС дошкольного образования.

Слайд 22

Цель: Привитие ребёнку радости творческих открытий. Задачи: - формирова ние логического мышления и воспитание творческой личности - разв итие системного мышления - обуч ения методам креативного мышления, нахождение нового результата - разви ти е творческого воображения

Слайд 23

Основные этапы методики ТРИЗ 1. Поиск сути: перед детьми ставится проблема (вопрос, который надо решить.) И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной. 2. «Тайна двойного». На этом этапе мы выявляем противоречие: хорошо-плохо Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь 3. Разрешение этих противоречий (при помощи игр и сказок). Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке.

Слайд 25

« Тризовские » технологии Мозговой штурм или коллективное решение проблем .

Слайд 26

Метод фокальных объектов (пересечение свойств в одном предмете)

Слайд 27

Морфологический анализ Создание новых объектов, с необычными свойствами

Слайд 28

Системный оператор

Слайд 29

Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников

Слайд 30

Цель: - дать ребёнку реализовать свои интеллектуальные возможности. Задачи: - пополнить словарный запас для составления краткого пересказа; - развить речь и мышление посредством игрового приема.

Слайд 31

Синквейн – это: - инструмент для синтеза и обобщения информации, - средство творческого самовыражения ребёнка - способ обогащения словарного запаса, - подготовка к краткому пересказу, - и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом. Синквейн – эффективный приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

Слайд 32

Первая строка – тема синквейна (одно слово,существительное или местоимение ); Вторая строка – два прилагательных, которые описывают свойства темы ; Третья строка – три глагола, рассказывающие о действиях темы; Четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме; Пятая строка – одно слово (любая часть речи, выражающее суть темы;

Слайд 33

Технология «Сказкотерапия» При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.

Слайд 34

Цель: -воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста

Слайд 35

Задачи: - формировать представление о внутреннем мире человека, развивать умение чувствовать и понимать другого. - формирование навыков конструктивного выражения эмоций - развивать интерес к своей личности, раскрывать своё «Я»,повышать свою самооценку - развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. - снижение уровня тревожности и агрессивности - развития умения преодолевать страхи.

Слайд 36

Работа со сказкой строится следующим образом : 1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению. 2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка; 3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль

Слайд 37

Здоровьесберегающие технологии - Артикуляционн ую гимнастика, - пальчиков ую гимнастика, - массаж и самомассаж , - гимнастика для глаз, - Су - Джок - терапия, - дыхательная гимнастика,

Слайд 38

Цель: становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи .

Слайд 39

Задачи: - Культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единому целому; - расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям); - закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психо - соматических состояний ребенка, которые будут воспроизводиться в режиме саморазвития; - воспитывать у ребенка способности к самосозиданию , к овладению психологической самокоррекцией .

Слайд 40

Формы организованной деятельности здоровьесберегающей технологии : - Физкультурные занятия; - Самостоятельная деятельность детей; - Подвижные и спортивные игры; - Утренняя гимнастика; - Упражнения на дыхание, - Пальчиковая и артикуляционная гимнастика; - Двигательно-активные физкультминутки; -Физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами; - Оздоровительные процедуры в водной среде; - Физкультурные досуги с детьми и родителями ;

Слайд 41

Технология проектной деятельности Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность, с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах..

Слайд 42

Цель: становление у детей научно-познавательного, практически-деятельного, творческого, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности . Задачи : - обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; - развитие познавательных способностей; - развитие творческого воображения; - развитие творческого мышления; - развитие коммуникативных навыков.

Слайд 43

Виды проектов : - Творческие После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника. -Исследовательские Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок . - Игровые Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи. - Информационные Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Слайд 44

План проекта: 1. Целеполагание . 2. Разработка плана деятельности (подбор методической литературы, пособий, д /и, детской литературы, материально-технической базы организация развивающей среды и т.д.) 3. Практическая часть: - интеграция образовательных областей; - ООД; - режимные моменты; - сроки реализации проекта; - работа с родителями. 4. Презентация проекта. 5. Предложения о дальнейшей работе.

Слайд 45

Игровая технология Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики .

Слайд 46

Задачи: 1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка. 2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Слайд 47

Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Слайд 48

Виды игровых технологий - Ролевые - Развивающие - Дидактические - Игры с правилами - Подвижные игры

Слайд 49

Информационно – коммуникационные технологии – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.

Слайд 50

Цель ИКТ : повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

Слайд 51

Задачи: - идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ. - сформировать основы информационной культуры его личности. - повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей .

Слайд 52

Технология исследовательской деятельности. Цель: формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Слайд 53

Задачи: - формирова ние предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; - разви тие умения определять возможные методы решения проблем с помощью взрослого; - формирова ние умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; - разви тие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Слайд 54

Методы и приемы исследовательской деятельности : - эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); - опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; - использование художественного слова; - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; - трудовые поручения, действия .

Слайд 55

Личностно – ориентированные технологии воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве .

Слайд 56

Цель: раскрытие индивидуальности ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям

Слайд 57

Задачи: - Обеспеч ение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов. - Осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам .

Слайд 58

Формы организованной - образовательной деятельности - Игры, занятия, спортивные досуги. - Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность. - Упражнения, игры, гимнастика, массаж. - Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.

Слайд 59

Вывод: Использование педагогических технологий на занятиях по развитию речи способствуют внедрению речевых технологий, пополнение развивающей предметно - пространственной среды и включение педагогов в инновационный процесс в различных видах образовательной деятельности, повышению качества образовательной деятельности по речевому развитию

Слайд 60

Рефлексия: - Что особенно запомнилось? - Что планируете взять на заметку в своей работе ? - Ваши вопросы, пожелания и рекомендации по теме семинара

Слайд 61

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию музыки на занятиях по развитию речи дошкольников

Музыка – самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распостраняется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении....

Методические рекомендации по использованию музыки на занятиях по развитию речи дошкольников

Музыка – самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распостраняется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении....

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию пословиц и поговорок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию пословиц и поговорок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи ...

План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")

Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

"Эффективное использование здоровьесберегающих технологий,как средство развития речи детей"

laquo;Речь – это прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».  ...

План самообразования на 5 лет «Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников» 2024 - 2029

План самообразования на 5 лет «Эффективность использования устного  народного творчества для развития речи дошкольников» 2024 - 2029...