" Эффективное использование педагогических технологий на занятиях по развитию речи"
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)
Данная презентация предназначена для того чтобы расширять знания педагогов по использованию современных речевых технологий, способствует внедрению речевых технологий в образовательный процесс ДОУ, а также пополнение развивающей предметно – пространственной среды комплектами игр и игровых пособий по данному направлению
и включение педагогов ДОУ в инновационный процесс дошкольного учреждения в различных видах образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : Повышать педагогическую компетентность педагогов через знакомство с современными речевыми технологиями
Задачи: - расширять знания педагогов по использованию современных речевых технологий - способствовать внедрению речевых технологий в образовательный процесс ДОУ - пополнение развивающей предметно – пространственной среды комплектами игр и игровых пособий по данному направлению - включение педагогов ДОУ в инновационный процесс дошкольного учреждения в различных видах образовательной деятельности .
Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы.
К числу современных образовательных технологий можно отнести: - технология «Азбука общения» - т ехнология активизирующего обучения речи как средство общения - мнемотехника - здоровьесберегающие технологии; - технологии проектной деятельности - технология исследовательской деятельности - информационно-коммуникационные технологии; - личностно-ориентированные технологии; - сказкотерапия . - игровая технология - технология «ТРИЗ»
Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.
При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования: воспитание культуры общения и речи; технология должна носить здоровьесберегающий характер; основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком; реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей; организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных ориентация технологии на развитие коммуникативных умений детей
Технология « Азбука общения » Центральной идеей технологии является установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами.
Задачи: - обуч ать ен ие пониманию себя и умению быть в мире с собой; - воспитан ие интереса к окружающим людям, формирование потребности в общении; - формирован ие умений и навыков взаимодействия в различных ситуациях с использованием разнообразных средств человеческого общения; - разви тие навыков анализа собственного речевого поведения и поведения других людей; - развит ие самоконтроля в общении и др.
Формы образовательной деятельности: -развивающие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные); - этюды, импровизации; - наблюдения, прогулки, экскурсии; - моделирование и анализ ситуаций общения; - сочинение историй и др .
Технология активизирующего обучения речи как средство общения» Автор: О.А. Белобрыкина Цель: формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения . Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой .
Использование лингвистических игр, представленных в этой технологии, позволяет развивать различные виды речевой активности, каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.
Лингвистические игры «Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.). «Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.). «Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.). «Чем похожи и чем отличаются?» (кит - кот; кот-крот; кот-ток и т.д.). «Назови предмет по действию» (ручка - писалка , пчела - жужжалка , занавеска - затемнялка и т.д.). « Антидействие » (карандаш - ластик, грязь - вода, дождь - зонт, голод - пища и т.д.). «Кто кем будет?» (мальчик - мужчиной, жёлудь - дубом, семечка - подсолнухом и т.д.). «Кто кем был» (лошадь - жеребёнком, стол - деревом и т.д.). «Назови все части» (велосипед - рама, руль, цепь, педаль, багажник, звонок и т.д.). «Кто где работает?» (повар - кухня, певец - сцена и т.д ). «Чем был, чем стал» (глина - горшок, ткань - платье и т.д.). «Так было раньше, а теперь?» (серп - комбайн, лучина - электричество, телега - автомобиль и т.д.). «Что умеет делать?» (ножницы - резать, свитер - греть и т.д.).
Мнемотехника» Авторы: В.К.Воробъева , Т.А.Ткаченко Мнемотехника представляет собой систему методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций Данная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников , Широко применяется при обучении детей пересказу произведений художественной литературы при заучивании стихов и др
«Мнемотехника» Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, построению самостоятельных связных высказываний, обогащении словарного запаса.
Задачи: -способствовать развитию связной речи -расширять и обогащать словарный запас детей -формировать умения преобразовывать абстрактные символы в образы -совершенствовать способность детей согласовывать существительные, прилагательные , числе, в роде, падеже - способствовать формирования развитию у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии
Структура мнемотехники МНЕМОКВАДРАТЫ МНЕМОТЕХНИКА МНЕМОДОРОЖКИ МНЕМОТАБЛИЦЫ
Мнемотаблицы могут быть составлены к русским народным сказкам
Загадка
Стихам и считалкам.
Технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, наука о том, как решать проблемы. ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет естественным образом осуществить личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС дошкольного образования.
Цель: Привитие ребёнку радости творческих открытий. Задачи: - формирова ние логического мышления и воспитание творческой личности - разв итие системного мышления - обуч ения методам креативного мышления, нахождение нового результата - разви ти е творческого воображения
Основные этапы методики ТРИЗ 1. Поиск сути: перед детьми ставится проблема (вопрос, который надо решить.) И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной. 2. «Тайна двойного». На этом этапе мы выявляем противоречие: хорошо-плохо Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь 3. Разрешение этих противоречий (при помощи игр и сказок). Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке.
« Тризовские » технологии Мозговой штурм или коллективное решение проблем .
Метод фокальных объектов (пересечение свойств в одном предмете)
Морфологический анализ Создание новых объектов, с необычными свойствами
Системный оператор
Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников
Цель: - дать ребёнку реализовать свои интеллектуальные возможности. Задачи: - пополнить словарный запас для составления краткого пересказа; - развить речь и мышление посредством игрового приема.
Синквейн – это: - инструмент для синтеза и обобщения информации, - средство творческого самовыражения ребёнка - способ обогащения словарного запаса, - подготовка к краткому пересказу, - и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом. Синквейн – эффективный приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.
Первая строка – тема синквейна (одно слово,существительное или местоимение ); Вторая строка – два прилагательных, которые описывают свойства темы ; Третья строка – три глагола, рассказывающие о действиях темы; Четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме; Пятая строка – одно слово (любая часть речи, выражающее суть темы;
Технология «Сказкотерапия» При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.
Цель: -воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста
Задачи: - формировать представление о внутреннем мире человека, развивать умение чувствовать и понимать другого. - формирование навыков конструктивного выражения эмоций - развивать интерес к своей личности, раскрывать своё «Я»,повышать свою самооценку - развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. - снижение уровня тревожности и агрессивности - развития умения преодолевать страхи.
Работа со сказкой строится следующим образом : 1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению. 2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка; 3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль
Здоровьесберегающие технологии - Артикуляционн ую гимнастика, - пальчиков ую гимнастика, - массаж и самомассаж , - гимнастика для глаз, - Су - Джок - терапия, - дыхательная гимнастика,
Цель: становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи .
Задачи: - Культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единому целому; - расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям); - закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психо - соматических состояний ребенка, которые будут воспроизводиться в режиме саморазвития; - воспитывать у ребенка способности к самосозиданию , к овладению психологической самокоррекцией .
Формы организованной деятельности здоровьесберегающей технологии : - Физкультурные занятия; - Самостоятельная деятельность детей; - Подвижные и спортивные игры; - Утренняя гимнастика; - Упражнения на дыхание, - Пальчиковая и артикуляционная гимнастика; - Двигательно-активные физкультминутки; -Физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами; - Оздоровительные процедуры в водной среде; - Физкультурные досуги с детьми и родителями ;
Технология проектной деятельности Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность, с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах..
Цель: становление у детей научно-познавательного, практически-деятельного, творческого, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности . Задачи : - обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; - развитие познавательных способностей; - развитие творческого воображения; - развитие творческого мышления; - развитие коммуникативных навыков.
Виды проектов : - Творческие После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника. -Исследовательские Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок . - Игровые Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи. - Информационные Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
План проекта: 1. Целеполагание . 2. Разработка плана деятельности (подбор методической литературы, пособий, д /и, детской литературы, материально-технической базы организация развивающей среды и т.д.) 3. Практическая часть: - интеграция образовательных областей; - ООД; - режимные моменты; - сроки реализации проекта; - работа с родителями. 4. Презентация проекта. 5. Предложения о дальнейшей работе.
Игровая технология Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики .
Задачи: 1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка. 2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Виды игровых технологий - Ролевые - Развивающие - Дидактические - Игры с правилами - Подвижные игры
Информационно – коммуникационные технологии – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.
Цель ИКТ : повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи: - идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ. - сформировать основы информационной культуры его личности. - повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей .
Технология исследовательской деятельности. Цель: формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.
Задачи: - формирова ние предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; - разви тие умения определять возможные методы решения проблем с помощью взрослого; - формирова ние умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; - разви тие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Методы и приемы исследовательской деятельности : - эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); - опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; - использование художественного слова; - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; - трудовые поручения, действия .
Личностно – ориентированные технологии воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве .
Цель: раскрытие индивидуальности ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям
Задачи: - Обеспеч ение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов. - Осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам .
Формы организованной - образовательной деятельности - Игры, занятия, спортивные досуги. - Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность. - Упражнения, игры, гимнастика, массаж. - Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.
Вывод: Использование педагогических технологий на занятиях по развитию речи способствуют внедрению речевых технологий, пополнение развивающей предметно - пространственной среды и включение педагогов в инновационный процесс в различных видах образовательной деятельности, повышению качества образовательной деятельности по речевому развитию
Рефлексия: - Что особенно запомнилось? - Что планируете взять на заметку в своей работе ? - Ваши вопросы, пожелания и рекомендации по теме семинара
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по использованию музыки на занятиях по развитию речи дошкольников
Музыка – самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распостраняется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении....
Методические рекомендации по использованию музыки на занятиях по развитию речи дошкольников
Музыка – самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распостраняется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении....
Использование мнемотехники на занятиях по развитию речи.
Использование метода мнемотехники на занятиях по развитию речи для заучивания стихов, загадок, составлению рассказов....
Использование картин на занятиях по развитию речи
Использование картин на занятиях по развитию речи...
Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию пословиц и поговорок для развития речи детей дошкольного возраста.
В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию пословиц и поговорок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи ...
План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")
Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...
Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)
Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...
- Мне нравится (1)