Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», с использованием мнемотаблиц для подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Оксана Анатольевна Литвин

Формировать навык составления рассказа с использованием мнемотаблиц по рассказу К.Д.Ушинскому. 

Формировать умение составлять законченный рассказ на тему из личного опыта.

Учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных . Развивать умение пересказывать текст с опорой на наглядность, интонационную выразительность речи.

Активизировать подбор сравнений и определений, закрепить навыки подбора синонимов, антонимов, родственных слов.                                                                                                    

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», с использованием  мнемотаблиц для подготовительной группы

 Подготовила воспитатель: Литвин О.А.

Цель: Научить детей связному последовательному пересказу текста с использованием мнемотаблиц.

Задачи:

Образовательные:

 Формировать навык составления рассказа по плану, грамматически правильно оформлять высказывания.

Формировать умение составлять законченный рассказ на тему из личного опыта.

Учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий.

Развивающие:                                                                                                                                            Развивать умение пересказывать текст с опорой на наглядность, интонационную выразительность речи.

Активизировать подбор сравнений и определений, закрепить навыки подбора синонимов, антонимов, родственных слов.                                                                                                    Воспитательная:

Воспитывать усидчивость, дружеские взаимоотношения с детьми.

Форма проведения:

чтение, обсуждение, рассказывание.

Оборудование:

Картинки с изображением времен года, картинки для пересказа, поднос с подарками (блокнотики и ручки по количеству детей), мяч.

Предварительная работа: чтение художественной литературы «Утренние лучи», «Умей обожать»; беседы по иллюстрациям к рассказам К. Д. Ушинского; загадывание загадок; рассматривание картин «Времена года».

Виды детской деятельности:

коммуникативная,

двигательная,

восприятие художественной литературы,

игровая.

Ход занятия

Вводная часть:

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Давайте встанем все вместе в круг, соберем все свои силы и знания и настроимся на необычное занятие.

 Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво

Четко и неторопливо

Вспоминаем обязательно

Что учили на занятии.

Воспитатель: Сегодня утром к нам  на электронную почти пришло письмо  из Простоквашино, от Почтальона Печкина.  В этом письме он написал, что дядя Федор,  кот Матроскин и пес Шарик отправили нам посылку.

  А вот и посылка. Интересно, что в ней? Давайте посмотрим. В ней лежат подарки, которые передали нам   времена года. Отгадайте, от какого времени года каждый подарок?

Вынимая по очереди предметы (зонтик, ёлочный шарик, шляпа, подснежник), дети определяют, от какого времени года подарки.

Воспитатель: В посылке, ребята, лежит ещё подарок, но покажу я его вам, когда вы выполните все задания времен года.

Игра с мячом в кругу «Про что так можно сказать?» (Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу).

Воспитатель: Ребята, скажите мне, про что можно сказать «осенний»? (осенний день, осенний вечер, осенний лес, осенний праздник, осенний лист, осенний дождь, осенний урожай, осенний месяц)

Воспитатель: Про что можно сказать «зимняя»? (погода, шуба, шапка, прогулка, одежда, поземка, дорога)

Воспитатель: Про что мы скажем «весеннее»? (солнышко, настроение, тепло, пение птиц)

Воспитатель: А о чем говорим «летние»? (деньки, босоножки, сандалии, панамы, месяцы, игры)

После игры воспитатель приглашает детей за столы.

- Что же там внутри? (загадка).

В светлице живут четыре сестрицы:

Одна от горя седая,

Другая зеленая, молодая,

Третья жаркая, пряная,

Четвертая желтая, румяная.

(времена года)

- А давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:

- Зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)

- Весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)

- Лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)

- Осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)

Воспитатель выставляет иллюстрации с изображением четырех времен года.

Основная часть

- А какое у вас любимое время года и почему? (ответы детей)

- Вы знаете ребята, что был один мальчик, которого звали Митя, и ему нравились все четыре времени года? (реплики детей)

- Об этом мальчике писатель Константин Дмитриевич Ушинский написал очень интересный рассказ, который называется «Четыре желания». Хотите послушать? Я попрошу Вас быть очень внимательными.

(воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания»)

Чтение рассказа.

Беседа с детьми

- На доске вы видите схемы-подсказки. С их помощью, мы  составим  план нашего рассказа. Который потом поможет нам пересказать рассказ как можно более точно.

— О чём говорится в этом рассказе? - (о разных временах года)

— О каком времени года в рассказе говориться первым? (о зиме)

— Чем Мите понравилась зима?  (он катался на санках с ледяной горки, катался на коньках по замершей реке)

— Что  ему понравилось весной? - (Митя бегал за пестрыми бабочками, собирал цветы)

— О каком своём желании он сказал отцу? (Ответы детей)

— Куда предложил отец записать желание Мити? (Ответы детей)

— Почему Митя назвал весну прелестью? (Ответы детей)

— Какое желание мальчик назвал отцу в этот раз? (Ответы детей)

— Что опять посоветовал отец сделать Мите? (Ответы детей)

— Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды собирал, валялся на душистой траве)

— Какими словами мальчик сказал об осени? (Ответы детей)

- Скажите, может так быть, чтобы человеку нравились все времена года, как Мите? (Ответы детей)

- Почему рассказ называется «Четыре желания»? (Ответы детей)

- Ребята, какой же можно сделать вывод — какое же время года лучшее? (правильно, каждое время года прекрасно по-своему)

4. Словарная работа (работа по тексту)

- Ребята, в рассказе есть слова, значение которых мы с вами уточним.

—Что означает слово румяный? (красный, алый).

—Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).

—Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много).

—Что значит, восторг (веселье, радость).

- Что такое сенокос (косьба травы на сено; время, когда заготавливают траву на сено).

- Ребята‚ а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)

- Молодцы!

 Физкультминутка

- А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика, Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

Мы на саночках катались (полуприседания)

И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).

Белоснежные дома (руки вверх)

Хорошо, когда зима (прыжки на месте!)

Бабочки порхают (помахать руками)

Цветы зацветают (наклоны вперед),

Всюду, всюду красота (разводят руками)

Что за прелесть весна (прыжки на месте!)

Мы с отцом на сенокосе (имитация покоса травы)

В речку удочку забросим (размахнуться, руку вперед)

Красных ягод наберем (наклоны вперед)

И на сене отдохнем (руки за голову).

Жаркая стоит погода (обмахиваются)

Лето — лучшее время года (прыжки на месте!)

Груши, яблоки в саду (руки в стороны),

Осень - лучшее время в году (прыжки на месте!)

Воспитатель: Отдохнули? Проходите на стульчики.

Воспитатель: Ребята, вы хорошо запомнили текст?

Предлагаю вам мысленно нарисовать картинки к рассказу.

Вторичное чтение с установкой на пересказ.

 Повторение теста с демонстрацией мнемотаблиц

Воспитатель:  Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно. Поможет вам в этом план, составленный нами на доске.

(При вторичном прочтении, обостряется внимание детей на составленном из мнемотаблиц плане.)

—А также будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор.

Повторное чтение рассказа воспитателем.

- А сейчас я буду читать рассказ еще раз, а вы не забывайте обращать внимание на таблицы. В правильном ли порядке мы их расположили?

- Итак‚ слушайте очень внимательно.

1.Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была! ”

- Запиши свое желание в мою карманную книжку, — сказал отец. Митя записал.

(таблица: модель времени года, санки, коньки, карманная книжка).

2. Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

(таблица: модель времени года, бабочка, цветок, карманная книжка).

3. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: — Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

(таблица: модель времени года, рыбу, копну сена карманная книжка)

4. Наступила осень. В саду собирали плоды  - румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года!»

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

 (таблица: модель времени года, яблоко, грушу, книжку).

- Ребята‚ мы верно составили с вами схемами этот рассказ? (Ответы детей)

— Для вас эти схемы являются планом рассказа, они нам помогут пересказать рассказ последовательно, выразительно.

- Кто хочет рассказывать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и название рассказа.

— Кто продолжит?

— Кто может рассказать историю с начало до конца?

Воспитатель: Помните, что самое главное при пересказе – четко и ясно передать последовательность событий.

 Заключительная часть

Итог занятия

Воспитатель: Молодцы, все правильно. Ребята, каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Летом хорошо, а зимой лучше. Давайте сравним:

весна теплая, а лето теплее или более теплое;

трава зеленая, а после дождя она зеленее или более зеленая;

 поздней осенью холодно, а зимой холоднее или более холодно».

Далее дети самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных: чистый (чище, более чистый), высокий (выше, более высокий), стройный (стройнее, более стройный), весело (веселее, более веселый), теплый (теплее, более теплый), сильный (сильнее, более сильный) и др.

 Воспитатель:  В рассказе говорится: «Пришла весна». А как можно сказать по-другому?  (Наступила.)

В рассказе говорится: «набегался вволю». А как можно сказать по-другому? (вдоволь),

В рассказе говорится: «нарвал цветов». А как можно сказать по-другому?  (набрал, насобирал).

 Воспитатель:  Если я скажу слово большой, то какое слово будет противоположным по смыслу? (маленький)

Погода теплая, а наоборот — холодная;

Осень ранняя, а наоборот — поздняя;

Облако белое — туча черная;

День длинный, а наоборот — короткий;

Вода замерзает, а лед тает;

Насекомые засыпают, а наоборот — просыпаются;

День грустный, а наоборот — веселый;

Настроение плохое, а наоборот — хорошее.

— Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг.

— С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)

— Кто написал рассказ? (Константин Дмитриевич Ушинский).

— Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.

- Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.

Сюрпризный момент

— За ваши старания я приготовила вам  подарочки -  блокнотики и ручки, куда и  чем  вы можете записывать свои рассказы в картинках.

- До свидания!

Сказка «Четыре желания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского " Четыре желания "

В конспекте говорится о временах года, используется загадки, литературный текст, словесные игры для развития связной речи....

План - конспект пересказа рассказа К.Д.Ушинского "Четыре желания" (подготовительная группа)

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе пресказ рассказа К.Д.Ушинского "Четыре желания" .Данный материал будет полезен педагогам детских садов и старшим воспитателям, а также р...

Конспект НОД речевое развитие в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания»

Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская область Конспект НОД речевое разв...

Конспект НОД речевое развитие в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания»

Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская область Конспект НОД речевое разв...

Конспект занятия в подготовительной группе Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» и рассказывание на темы из личного опыта

Конспект занятия в подготовительной группе Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» и рассказывание на темы из личного опыта...

Конспект по речевому развитию «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» для подготовительной группы.

laquo;Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» для подготовительной группы. Задачи:- Формировать навык составления рассказа по плану, грамматически правильно оформлять выск...

Конспект занятия по речевому развитию Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» для детей подготовительной группы

Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.Задачи:Образовательные:- Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст;- Продолжат...