Методические рекомендации. Развитие речи детей дошкольного возраста средствами искусства.
учебно-методический материал по развитию речи
В материале представлена программа ознакомления дошкольников с архитектурой Санкт - Петербурга "Дети и город" и даны методические рекомендации по организации деятельности работы педагогов по этой программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи дошкольников средствами архитектуры и истории Санкт - Петербурга | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА.
В нашем городе многие педагоги дошкольного образования используют в своей работе программы по Петербурговедению. Безусловно, все программы уникальны и интересны, каждая решает свои цели и задачи. Но мы с коллегами работаем в детском саду коррекционной направленности, где находятся дети с ОНР (общее недоразвитие речи). Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие является одной из ведущих областей образования и развития. А для дошкольников с ОНР эта область развития является приоритетной. Без специального побуждения к речи дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, что обуславливает недостаточную коммуникативную направленность речи.
Мы полагаем, что искусство архитектуры родного города может использоваться и для развития речи детей, так как оно обладает достаточным для этого потенциалом. Ведь развитие речи ребенка неразрывно связано с социокультурной средой, в которой он существует, которая его окружает. Поскольку дошкольник – это формирующаяся личность, то воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития. Мы считаем, что наш город Санкт – Петербург является уникальной средой для формирования личности дошкольника и его развития, так как это город с уникальной архитектурной средой. Уникальные исторические, архитектурные и художественные ценности, которые повсеместно окружают нас в нашем городе, как нельзя лучше способствуют речевому и художественно – эстетическому развитию дошкольников. Но произведения архитектуры Петербурга не могут рассматриваться в разрыве с культурно – исторической средой. Поэтому материалом для развития речи дошкольника должна стать архитектура города в параллели с культурно – историческим пространством.
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «ДЕТИ И ГОРОД»
Цель программы: развитие всех компонентов речи детей дошкольников с особенностями развития средствами архитектуры и истории Санкт – Петербурга.
Задачи:
- Способствовать развитию связной речи детей дошкольников.
- Способствовать формированию пассивного и активного словаря.
- Развивать познавательную активность дошкольников.
- Способствовать формированию компетентности ребенка на основе решения проблемных ситуаций.
- Развивать речевую выразительность.
- Способствовать активизации поставленных звуков в речи.
Принципы построения программы.
В основу построения программы заложены следующие принципы:
- Распределение программного материала по темам недели соответственно этапам обучения (от окружающего пространства – к шедеврам архитектуры Санкт – Петербурга);
- Учет возрастных и специфических особенностей детей дошкольников с особенностями развития (дети с диагнозом ОНР и ФФНР);
- Реализации одного образовательного содержания через разные формы работы (один материал используется и на занятии, и на прогулке – экскурсии, и в продуктивных видах деятельности, и в дидактических играх);
- Взаимосвязи архитектурной и исторической составляющих в облике города.
Мы предлагаем систему работы, в которой приоритетными задачами в ознакомлении старших дошкольников с архитектурой города, становятся задачи развития речи. Мы выделяем два этапа работы, условно называемые «Формирующий» и «Аналоговый».
Первый этап работы по программе (формирующий).
Цель: сформировать навыки общение с искусством архитектуры с разных ее сторон, на основе ознакомления с ближайшим окружением.
Задачи:
- Вызвать интерес и эмоциональный настрой на восприятие городской среды ближайшего окружения архитектуры Санкт – Петербурга.
- Развивать навыки визуальной культуры, учить определять отличительные и общие черты близлежащих и знакомых ребенку городских построек и отражать в речи.
- Подвести детей к пониманию взаимосвязи архитектурных составляющих (польза, прочность и красота).
- Расширять словарный запас детей за счет слов и понятий, связанных с архитектурой города.
Формы работы и методы воплощения задач.
Один образовательный материал распределяется на разные формы работы – непосредственная образовательная деятельность в группе, экскурсии – прогулки, литературные произведения, использование дидактических игр и продуктивных видов деятельности.
Ведущие методы воплощения задач – создание проблемных ситуаций, ориентировочно – поисковых и игровой.
Второй этап работы (аналоговый).
Цель: на основе полученных базовых знаний и умений приобщать ребенка к архитектурным достопримечательностям города.
Задачи:
- Учить детей видеть и воспринимать городскую среду как единое историко – культурное пространство.
- Способствовать развитию связной речи детей, правильному построению фраз и согласованию всех компонентов речи в предложении.
- Развивать эмоциональную выразительность речи.
Формы работы и методы воплощения задач.
Так же, как и на первом этапе, только добавляются совместные прогулки – экскурсии родителей с детьми с инструкцией воспитателя. Чтение и разучивание литературного материала по Петербурговедению.
Особенности реализации педагогического процесса по реализации программы.
Данная программа учитывает особенности детей с общим недоразвитием речи и предполагает разнообразные формы, методы и приемы обучения, учитывает принцип доступности и наглядности предполагаемого материала.
Непосредственная образовательная деятельность в группах строится исходя из рекомендаций по ее продолжительности (не более 35 минут).
Надо отметить, что дети с диагнозом ОНР очень эмоционально лабильны, быстро устают, организация занятия требует постоянной смены деятельности, четкого построения и многократного повторения материала на последующих занятиях и в свободной деятельности, закрепления полученных знаний. Память у таких детей избирательна, они «отбрасывают» всю лишнюю, неинтересную «серу.» информацию. Главное правило здесь – не перегружать лишними словами, но и в то же время не пытаться «упростить» образный язык. Развитию памяти способствуют яркие новые образы, 2 – 3 новых понятия упоминаются вскользь, остальное время уделяется рассматриванию, получению впечатлений, обмену впечатлениями. Не смотреть и запоминать, а видеть и понимать – вот основная задача для них.
Через музыку, поэзию необходимо создать эмоциональный настрой на восприятие материала – будь то памятник архитектуры или музейный предмет. Постоянная смена деятельности требует эмоциональной разрядки в виде подвижных игр, развлекательных пауз, музыкально – ритмических движений и танцев.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Ведущие методы обучения во время НОД – метод постановки проблемной ситуации, поисковый и игровой. Эти методы наиболее активизируют мышление ребенка и помогают раскрыть речевой потенциал.
Метод постановки проблемной ситуации, как и поисковый, используется для решения программных задач и направлен на развитие познавательной активности, побуждает ребенка к речевым реакциям. Та информация, которую ребенок получает путем обсуждения с другими детьми, под руководством воспитателя, которую он «проживает» непосредственно, становится ребенку понятней и ближе.
Игра наиболее доступна ребенку. В игровой ситуации ребенок раскрепощается, речь ребенка может быть более активной и спонтанной. На занятиях и в свободной деятельности игра с краеведческой и архитектурной составляющей используется очень широко.
НОД в группе предполагает наличие разнообразного дидактического и наглядного материала, художественной литературы по теме программы. НОД с группой решает широкий круг задач данной программы.
Во время занятий с детьми – логопатами используются специальные приемы коррекции речевого развития.
Необходимо поощрять желание ответить на вопрос, включительно следить за согласованием всех компонентов речи. Используются приемы сопряженной и отраженной речи с проговариванием сложных слов и понятий и истолкованием их.
Для составления описательного рассказа (об архитектурном объекте, памятнике), ребенку предлагается план рассказа или рассказ – образец. Для развития памяти, речевого дыхания, дискуссии, темпа и ритма речи в большом объеме используется разучивание стихотворений, песенок, загадок петербурговедческого содержания.
Проверка эффективности занятий очень разнообразна. Она включает в себя рисунки детей на свободную тему, по впечатлению от увиденного или рассказанного, на специально заданную тему. Рисунки детей тщательно анализируются, особенно рисунки последнего периода обучения, когда развитие мелкой моторики и навыки рисования приходят в норму. Различные дидактические игры «Угадай и назови», «Узнай по описанию» (по силуэту, по части изображения), игры на классификацию и систематизацию (разложи по признакам – дворцы, храмы, музеи), логические задания – «Четвертый лишний», «Чего не хватает», «Сложи по образцу» - помогают проверить степень изученности данного материала, стимулируют логическое мышление.
Решение кроссвордов и ребусов позволяет активизировать словарь детей, узнать степень овладения детьми сложных, новых слов, понимание их значения (музей, архитектор, коллекция, названия музеев, дворцов, памятников культуры и истории, имен архитекторов, выдающихся деятелей прошлого). Причем эффективно решение кроссвордов в прямом и обратном порядке, т.е. с отгадыванием слов по определению, или расшифровкой значений слов в кроссворде.
Важным способом проверки полученных знаний является домашнее задание (только по желанию ребенка) – контрольные листы с заданием раскрасить, найти нужный объект, отгадать ребус или кроссворд. Эти задания дети делают с помощью родителей или самостоятельно. Особый способ – проведение викторин и конкурсов, которые стимулируют мыслительные процессы, речь, быстроту реакции, творческие способности детей.
Программный материал условно поделен соответственно календарным неделям и соответствует поэтапному овладению информацией. Разные формы работы раскрывают одно образовательное содержание, которое распределяется в течении недели.
Темы недели (примерные):
- Мой дом.
- Детский сад.
- Кто построил дом?
- Наша улица.
- Наш микрорайон.
- Наш микрорайон.
- Реки и каналы. Мосты.
- Острова.
- Домик Петра.
- Петропавловская крепость. Часть 1.
- Петропавловская крепость. Часть 2.
- Адмиралтейство.
- Дворцовая площадь.
- Церкви и соборы.
- Невский проспект.
- Памятники и скульптуры.
- Площадь Искусств.
- Васильевский остров.
- Летний сад. Сады и парки.
- Праздник города.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
В работе широко используется дидактический материал – игры настольно – печатные и конструкторы деревянные и пластмассовые, модели архитектурных объектов, карты города и района, различные фото и видео материалы.
Многие игры петербурговедческого содержания сложно приобрести в магазинах города, часто – из - за стоимости, тем ценнее общение с «живым» памятником. Открытки и календари с видами города являются не только иллюстрациями к занятиям и беседам, но могут служить и материалом для дидактических игр.
«Найди пару». Цель игры – найти среди открыток парные изображения (лучше фотографии объектов, снятых с разных ракурсов).
«Собери картинку». Большая фотография разрезается на несколько неравных частей.
«Отгадай и назови». Предлагаем ребенку по фотографии описать знание, выбранное из нескольких объектов. Другие дети угадывают.
«Собери картинку из кубиков». Большие по размеру кубики обклеиваются видами города, собирается один объект или несколько: похожих по определенному признаку (вид, назначение, цвет и т.д.).
Мнемотехнические упражнения, знакомые многом воспитателям (цепочка слов – образов, мнемотаблицы) помогают детям запомнить материал в игровой форме.
Широко применяются в работе продуктивные виды деятельности. Они не только развивают мелкую моторику, косвенно способствуя развитию речевых центров головного мозга, но и служат раскрытию творческого потенциала ребенка, способствуют решению многих задач.
Конструирование из специальных строительных наборов («Музеи России», «Архитектура Санкт – Петербурга») – развивает память и конструкторские возможности ребенка, его интерес к строительству, закрепляет название конструктивных особенностей постройки. Но и из обычных строительных наборов из разных материалов можно построить желаемые объекты. Главное дать возможность детям обсуждать и обыгрывать постройку.
Рисование применяется в разных видах – это и прорисовывание контуров (через копировальную бумагу) с последующим раскрашиванием, и дорисовы вание определенной части здания («чего не хватает»), и коллективное раскрашивание пальчиковыми красками объекта архитектуры с последующим обсуждением.
Аппликация. Как один из вариантов работы предлагается силуэтная аппликация.
Широко используется литературный материал для чтения и разучивания стихотворений о городе.
Для отдыха детей и смены деятельности предлагаем использовать подвижные игры и песни о городе для детей.
Подвижные игры и песни, опубликованные в журналах «Колокольчик»:
- «Бегемотик – обормотик»
- «Питер стучит кулачками…».
- «По болоту Петр шел…».
- «Тетя – туча».
- «Каменный лев».
- «Конка».
- «Львы и шары».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программа «Дети и город» была создана коллективом авторов в результате участия нашего детского сада № 151 в конкурсе инновационных продуктов. Коррекционные группы детского сада стали экспериментальной площадкой для создания программы «Дети и город». В 2010 году эти организации стали лауреатами конкурса инновационных продуктов за «Комплект методических материалов по развитию речи детей 5 – 10 лет средствами искусства. Опыт сетевого взаимодействия районных экспериментальных площадок».
Программа «Дети и город» является дополнительной программой к образовательной программе, адаптированной для воспитанников с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) с диагнозом ОНР И ФФНР.
Отрадно заметить, что она не осталась частью эксперимента. Воспитатели и логопеды работают по этой программе, совершенствуют, улучшают, видоизменяют, в зависимости от возможностей воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения дет...
"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества".
"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества"....
Методический семинар. Тема:"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники"
Методический семинар. Тема:"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники" Краткое описание новой тенологии "Мнемотехника". Здесь можно найти ответ , почему мнемонические приемы пол...
Методические рекомендации «Развитие речи детей дошкольного возраста»
Развитие речи детей дошкольного возраста Цель: - повышение культуры речи детей и профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.Задачи:- уточнить и закрепить знания воспитателями ...
Методические рекомендации "Развитие речи в дошкольном возрасте"
Рекомендации по развитию речи дошкольников...
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами искусства. Архитектура Санкт – Петербурга.
Архитектура родного города может использоваться для стимуляции развития речи детей....
Методические рекомендации "Развитие речи в дошкольном возрасте"
Проблема развития речи детей дошкольного возраста продолжает оставаться актуальной проблемой и в современном обществе. Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательн...