Методические рекомендации. Развитие речи детей дошкольного возраста средствами искусства.
учебно-методический материал по развитию речи

Бигей Светлана Александровна

В материале представлена программа  ознакомления дошкольников с архитектурой Санкт - Петербурга "Дети и город" и даны методические рекомендации по организации деятельности работы педагогов по этой программе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА.

В нашем городе многие педагоги дошкольного образования используют в своей работе программы по Петербурговедению. Безусловно, все программы уникальны и интересны, каждая решает свои цели и задачи. Но мы с коллегами работаем в детском саду коррекционной направленности, где находятся дети с ОНР (общее недоразвитие речи). Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие является одной из ведущих областей образования и развития. А для дошкольников с ОНР эта область развития является приоритетной. Без специального побуждения к речи дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, что обуславливает недостаточную коммуникативную направленность речи.

Мы полагаем, что искусство архитектуры родного города может использоваться и для развития речи детей, так как оно обладает достаточным для этого потенциалом. Ведь развитие речи ребенка неразрывно связано с социокультурной средой, в которой он существует, которая его окружает. Поскольку дошкольник – это формирующаяся личность, то воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития. Мы считаем, что наш город Санкт – Петербург является уникальной средой для формирования личности дошкольника и его развития, так как это город с уникальной архитектурной средой. Уникальные исторические, архитектурные и художественные ценности, которые повсеместно окружают нас в нашем городе, как нельзя лучше способствуют речевому и художественно – эстетическому развитию дошкольников. Но произведения архитектуры Петербурга не могут рассматриваться в разрыве с культурно – исторической средой. Поэтому материалом для развития речи дошкольника должна стать архитектура города в параллели с культурно – историческим пространством.

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «ДЕТИ И ГОРОД»

Цель программы: развитие всех компонентов речи детей дошкольников с особенностями развития средствами архитектуры и истории Санкт – Петербурга.

Задачи:

  1.  Способствовать развитию связной речи детей дошкольников.
  2.  Способствовать формированию пассивного и активного словаря.
  3.  Развивать познавательную активность дошкольников.
  4.  Способствовать формированию компетентности ребенка на основе решения проблемных ситуаций.
  5.  Развивать речевую выразительность.
  6.  Способствовать активизации поставленных звуков в речи.

Принципы построения программы.

В основу построения программы заложены следующие принципы:

  • Распределение программного материала по темам недели соответственно этапам обучения (от окружающего пространства – к шедеврам архитектуры Санкт – Петербурга);
  • Учет возрастных и специфических особенностей детей дошкольников с особенностями развития (дети с диагнозом ОНР и ФФНР);
  • Реализации одного образовательного содержания через разные формы работы (один материал используется и на занятии, и на прогулке – экскурсии, и в продуктивных видах деятельности, и в дидактических играх);
  • Взаимосвязи архитектурной и исторической составляющих в облике города.

Мы предлагаем систему работы, в которой приоритетными задачами в ознакомлении старших дошкольников с архитектурой города, становятся задачи развития речи. Мы выделяем два этапа работы, условно называемые «Формирующий» и «Аналоговый».

Первый этап работы по программе (формирующий).

Цель: сформировать навыки общение с искусством архитектуры с разных ее сторон, на основе ознакомления с ближайшим окружением.

Задачи:

  1. Вызвать интерес и эмоциональный настрой на восприятие городской среды ближайшего окружения архитектуры Санкт – Петербурга.
  2. Развивать навыки визуальной культуры, учить определять отличительные и общие черты близлежащих и знакомых ребенку городских построек и отражать в речи.
  3. Подвести детей к пониманию взаимосвязи архитектурных составляющих (польза, прочность и красота).
  4. Расширять словарный запас детей за счет слов и понятий, связанных с архитектурой города.

Формы работы и методы воплощения задач.

Один образовательный материал распределяется на разные формы работы – непосредственная образовательная деятельность в группе, экскурсии – прогулки, литературные произведения, использование дидактических игр и продуктивных видов деятельности.

Ведущие методы воплощения задач – создание проблемных ситуаций, ориентировочно – поисковых и игровой.

Второй этап работы (аналоговый).

Цель: на основе полученных базовых знаний и умений приобщать ребенка к архитектурным достопримечательностям города.

Задачи:

  1. Учить детей видеть и воспринимать городскую среду как единое историко – культурное пространство.
  2. Способствовать развитию связной речи детей, правильному построению фраз и согласованию всех компонентов речи в предложении.
  3. Развивать эмоциональную выразительность речи.

Формы работы и методы воплощения задач.

Так же, как и на первом этапе, только добавляются совместные прогулки – экскурсии родителей с детьми с инструкцией воспитателя. Чтение и разучивание литературного материала по Петербурговедению.

Особенности реализации педагогического процесса по реализации программы.

Данная программа учитывает особенности детей с общим недоразвитием речи и предполагает разнообразные формы, методы и приемы обучения, учитывает принцип доступности и наглядности предполагаемого материала.

Непосредственная образовательная деятельность в группах строится исходя из рекомендаций по ее продолжительности (не более 35 минут).

Надо отметить, что дети с диагнозом ОНР очень эмоционально лабильны, быстро устают, организация занятия требует постоянной смены деятельности, четкого построения и многократного повторения материала на последующих занятиях и в свободной деятельности, закрепления полученных знаний. Память у таких детей избирательна, они «отбрасывают» всю лишнюю, неинтересную «серу.» информацию. Главное правило здесь – не перегружать лишними словами, но и в то же время не пытаться «упростить» образный язык. Развитию памяти способствуют яркие новые образы, 2 – 3 новых понятия упоминаются вскользь, остальное время уделяется рассматриванию, получению впечатлений, обмену впечатлениями. Не смотреть и запоминать, а видеть и понимать – вот основная задача для них.

Через музыку, поэзию необходимо создать эмоциональный настрой на восприятие материала – будь то памятник архитектуры или музейный предмет. Постоянная смена деятельности требует эмоциональной разрядки в виде подвижных игр, развлекательных пауз, музыкально – ритмических движений и танцев.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Ведущие методы обучения во время НОД – метод постановки проблемной ситуации, поисковый и игровой. Эти методы наиболее активизируют мышление ребенка и помогают раскрыть речевой потенциал.

Метод постановки проблемной ситуации, как и поисковый, используется для решения программных задач и направлен на развитие познавательной активности, побуждает ребенка к речевым реакциям. Та информация, которую ребенок получает путем обсуждения с другими детьми, под руководством воспитателя, которую он «проживает» непосредственно, становится ребенку понятней и ближе.

Игра наиболее доступна ребенку. В игровой ситуации ребенок раскрепощается, речь ребенка может быть более активной и спонтанной. На занятиях и в свободной деятельности игра с краеведческой и архитектурной составляющей используется очень широко.

НОД в группе предполагает наличие разнообразного дидактического и наглядного материала, художественной литературы по теме программы. НОД с группой решает широкий круг задач данной программы.

Во время занятий с детьми – логопатами используются специальные приемы коррекции речевого развития.

Необходимо поощрять желание ответить на вопрос, включительно следить за согласованием всех компонентов речи. Используются приемы сопряженной и отраженной речи с проговариванием сложных слов и понятий и истолкованием их.

Для составления описательного рассказа (об архитектурном объекте, памятнике), ребенку предлагается план рассказа или рассказ – образец. Для развития памяти, речевого дыхания, дискуссии, темпа и ритма речи в большом объеме используется разучивание стихотворений, песенок, загадок петербурговедческого содержания.

Проверка эффективности занятий очень разнообразна. Она включает в себя рисунки детей на свободную тему, по впечатлению от увиденного или рассказанного, на специально заданную тему. Рисунки детей тщательно анализируются, особенно рисунки последнего периода обучения, когда развитие мелкой моторики и навыки рисования приходят в норму. Различные дидактические игры «Угадай и назови», «Узнай по описанию» (по силуэту, по части изображения), игры на классификацию и систематизацию (разложи по признакам – дворцы, храмы, музеи), логические задания – «Четвертый лишний», «Чего не хватает», «Сложи по образцу» - помогают проверить степень изученности данного материала, стимулируют логическое мышление.

Решение кроссвордов и ребусов позволяет активизировать словарь детей, узнать степень овладения детьми сложных, новых слов, понимание их значения (музей, архитектор, коллекция, названия музеев, дворцов, памятников культуры и истории, имен архитекторов, выдающихся деятелей прошлого). Причем эффективно решение кроссвордов в прямом и обратном порядке, т.е. с отгадыванием слов по определению, или расшифровкой значений слов в кроссворде.

Важным способом проверки полученных знаний является домашнее задание (только по желанию ребенка) – контрольные листы с заданием раскрасить, найти нужный объект, отгадать ребус или кроссворд. Эти задания дети делают с помощью родителей или самостоятельно. Особый способ – проведение викторин и конкурсов, которые стимулируют мыслительные процессы, речь, быстроту реакции, творческие способности детей.

Программный материал условно поделен соответственно календарным неделям и соответствует поэтапному овладению информацией. Разные формы работы раскрывают одно образовательное содержание, которое распределяется в течении недели.

      Темы недели (примерные):

  1. Мой дом.
  2. Детский сад.
  3. Кто построил дом?
  4. Наша улица.
  5. Наш микрорайон.
  6. Наш микрорайон.
  7. Реки и каналы. Мосты.
  8. Острова.
  9. Домик Петра.
  10. Петропавловская крепость. Часть 1.
  11. Петропавловская крепость. Часть 2.
  12. Адмиралтейство.
  13. Дворцовая площадь.
  14. Церкви и соборы.
  15. Невский проспект.
  16. Памятники и скульптуры.
  17. Площадь Искусств.
  18. Васильевский остров.
  19. Летний сад. Сады и парки.
  20. Праздник города.                        

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

В работе широко используется дидактический материал – игры настольно – печатные и конструкторы деревянные и пластмассовые, модели архитектурных объектов, карты города и района, различные фото и видео материалы.

Многие игры петербурговедческого содержания сложно приобрести в магазинах города, часто – из - за стоимости, тем ценнее общение с «живым» памятником. Открытки и календари с видами города являются не только иллюстрациями к занятиям и беседам, но могут служить и материалом для дидактических игр.

«Найди пару». Цель игры – найти среди открыток парные изображения (лучше фотографии объектов, снятых с разных ракурсов).

«Собери картинку». Большая фотография разрезается на несколько неравных частей.

«Отгадай и назови». Предлагаем ребенку по фотографии описать знание, выбранное из нескольких объектов. Другие дети угадывают.

«Собери картинку из кубиков». Большие по размеру кубики обклеиваются видами города, собирается один объект или несколько: похожих по определенному признаку (вид, назначение, цвет и т.д.).

Мнемотехнические упражнения, знакомые многом воспитателям (цепочка слов – образов, мнемотаблицы) помогают детям запомнить материал в игровой форме.

Широко применяются в работе продуктивные виды деятельности. Они не только развивают мелкую моторику, косвенно способствуя развитию речевых центров головного мозга, но и служат раскрытию творческого потенциала ребенка, способствуют решению многих задач.

Конструирование из специальных строительных наборов («Музеи России», «Архитектура Санкт – Петербурга») – развивает память и конструкторские возможности ребенка, его интерес к строительству, закрепляет название конструктивных особенностей постройки. Но и из обычных строительных наборов из разных материалов можно построить желаемые объекты. Главное дать возможность детям обсуждать и обыгрывать постройку.

Рисование применяется в разных видах – это и прорисовывание контуров (через копировальную бумагу) с последующим раскрашиванием, и дорисовы вание определенной части здания («чего не хватает»), и коллективное раскрашивание пальчиковыми красками объекта архитектуры с последующим обсуждением.

Аппликация. Как один из вариантов работы предлагается силуэтная аппликация.

Широко используется литературный материал для чтения и разучивания стихотворений о городе.

Для отдыха детей и смены деятельности предлагаем использовать подвижные игры и песни о городе для детей.

Подвижные игры и песни, опубликованные в журналах «Колокольчик»:

  1. «Бегемотик – обормотик»
  2. «Питер стучит кулачками…».
  3. «По болоту Петр шел…».
  4. «Тетя – туча».
  5. «Каменный лев».
  6. «Конка».
  7. «Львы и шары».    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Программа «Дети и город» была создана коллективом авторов в результате участия нашего детского сада № 151 в конкурсе инновационных продуктов. Коррекционные группы детского сада стали экспериментальной площадкой для создания программы «Дети и город». В 2010 году эти организации стали лауреатами конкурса инновационных продуктов за «Комплект методических материалов по развитию речи детей 5 – 10 лет средствами искусства. Опыт сетевого взаимодействия районных экспериментальных площадок».

Программа «Дети и город» является дополнительной программой к  образовательной программе, адаптированной  для воспитанников с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) с диагнозом ОНР И ФФНР.

Отрадно заметить, что она не осталась частью эксперимента. Воспитатели и логопеды работают по этой программе, совершенствуют, улучшают, видоизменяют, в зависимости от возможностей воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения дет...

"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества".

"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества"....

Методический семинар. Тема:"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники"

Методический семинар. Тема:"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники" Краткое описание новой тенологии "Мнемотехника". Здесь можно найти ответ , почему мнемонические приемы пол...

Методические рекомендации «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Развитие речи детей дошкольного возраста Цель: - повышение культуры речи детей и профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.Задачи:- уточнить и закрепить знания воспитателями ...

Методические рекомендации "Развитие речи в дошкольном возрасте"

Рекомендации по развитию речи дошкольников...

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами искусства. Архитектура Санкт – Петербурга.

Архитектура родного города может использоваться для стимуляции развития речи детей....

Методические рекомендации "Развитие речи в дошкольном возрасте"

Проблема развития речи детей дошкольного возраста продолжает оставаться актуальной проблемой и в современном обществе. Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательн...