"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества".
консультация на тему
"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta._konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества»
Консультация для воспитателей
Воспитатель: Борисова Марина Валерьевна
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,
фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…
Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина».
В. Сухомлинский.
В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к российской цивилизации и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре. Все чаще и чаще мы возвращаемся к лучшим традициям нашего народа, которые связывают жизни нескольких поколений, объединяют прошлое, настоящее и будущее. Поэтому поликультурное воспитание стало опять занимать центральное направление в работе с детьми дошкольного возраста.
Педагоги нашего детского сада остановились на одном из направлений в данной работе – это развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества, так как именно через него ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Устное народное творчество концентрирует в себе весь опыт человечества, несёт в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.
Начиная работу по данной теме, нами был разработан педагогический проект «В мире слов» на основе логико-структурированного подхода, сформулировали профессиональную проблему. Участниками проекта являлись дети младшего и среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели, педагоги.
Для того, чтобы достичь результатов в работе с детьми дошкольного возраста в вопросах воспитания и обучения необходимо теснейшее взаимодействие с семьей. В группах был оформлен родительский уголок «Учите вместе с нами», определены и разработаны направления работы с родителями: информационно – аналитическое, познавательное, наглядно – информационное, досуговое, проведено анкетирование.
Традицией нашего детского сада стал выпуск в начале учебного года «Семейной газеты». Педагоги разрабатывают макет листа газеты, а родители вместе со своими детьми наполняют его содержанием. Эти газеты используются в течение года в работе с детьми по темам «Семья» «Моя родословная», «Мой город», «Семья за здоровый образ жизни», «Праздничный семейный календарь». Одной из страниц «Семейной газеты» является представление генеалогического древа семьи. Цель: углубить знания детей о семье, где они родились, историю ее возникновения и становления. В разделе газеты «Семейный календарь» можно узнать: какие же государственные, национальные и семейные праздники отмечаются в семьях. В разделе «Мой город» изображены дом или улица, где родился и живет ребенок, любимые места города, где гуляют и отдыхают семьями.
Обратили внимание на организацию предметно-развивающей среды: подбор книг с фольклорными произведениями, в том числе книг – раскладушек и раскрасок, кассет, дисков, а также костюмов, атрибутов для театрализации, наборов открыток, иллюстраций к потешекам, прибауткам, пословицам, небылицам, образных игрушек – персонажей, кукол, предметов русского быта, деталей народной одежды.
Для того чтобы педагоги использовали фольклор в своей работе, нами были разработаны и проведены консультации на следующие темы: «Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте», «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством УНТ», «Развитие речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой», «Игры и упражнения направленные на развитие артикуляционного аппарата детей 3-4 лет».
Дети очень любят играть в народные подвижные игры: «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Наседка и цыплята», «Пчелки и ласточка», «Зайка серый умывается…» и др. Поэтому в помощь педагогам был разработан перспективный план игр. Основной формой работы по развитию речи посредством устного народного творчества с детьми дошкольного возраста стал кружок «В мире слов», направленный на расширение словарного запаса детей, активизацию их речевого, познавательного и умственного развития, развитие звукопроизношения, а также на воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
УНТ, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т.д.- это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Огромной любовью пользуется у детей сказка. В русской народной сказке заключено богатое содержание (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и др.), которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию и образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей.
Значительный нравственный, этический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других видах народного творчества, заключен практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания в красочной лаконичной форме. Воздействие на развитие речи у детей оказывает отгадывание и придумывание загадок. Употребление метафорического образа (олицетворение, сравнение, ритмическая организация) способствует формированию образной речи.
Не меньшую роль в развитии речи дошкольников играют русские народные песни, потешки, колыбельные песни. Их разнообразие способствует освоению грамматического строя речи, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону. Фонематическое восприятие развивается за счет особой интонационной организации.
Таким образом, использование детьми в речи разнообразных форм устного народного творчества – важнейшее условие своевременного речевого, литературного, художественного и интеллектуального развития.
В процессе освоения поликультурного образования нами использовались разнообразные формы работы с детьми: интегрированные непосредственно-образовательные деятельности, объединяющие различные виды деятельности (познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др.); познавательные беседы, презентации, слайд-шоу; целевые прогулки, экскурсии; развлечения; фольклорные концерты, театрализованные представления. Благодаря этому, дети уже знают названия и назначение народных игрушек, используют в речи русские пословицы и поговорки, поют народные песни, используют народную атрибутику в самостоятельных играх.
Успешность педагогической работы в поликультурной образовательной среде во многом определяется ее этнокультурной направленностью, сформированностью таких общекультурных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые позволяют организовывать деятельность в соответствии с национальными особенностями и культурными традициями разных этнических групп и общностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества
консультация для воспитателей ДОУ...
План самообразования на 2019-2024 учебный год: "Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества"
План самообразования воспитателя ДОУ на 5 лет...
Самообразование:"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчество "
Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений татарского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народно...
План работы в межаттестационный период на 5 лет (2016 - 2021) по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества"
План работы на 5 лет...
План по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества»
План по самообразованию«Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества»...
Тема самообразования: "Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчество "
К. Д. Ушинский пишет: «Вводя дитя в народный язык, мы вводим его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа»...