"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества".
консультация на тему

Борисова Марина Валерьевна

"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие речи детей дошкольного возраста средствами                устного народного творчества»

                                    Консультация для воспитателей 

                                                                Воспитатель: Борисова Марина Валерьевна

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,

фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…

Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина».

В. Сухомлинский.    

 

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к российской цивилизации и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре. Все чаще и чаще мы возвращаемся к лучшим традициям нашего народа, которые связывают жизни нескольких поколений, объединяют прошлое, настоящее и будущее. Поэтому поликультурное воспитание стало опять занимать центральное направление в работе с детьми дошкольного возраста.

 Педагоги нашего детского сада остановились на одном из направлений в данной работе – это развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества, так как именно через него ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Устное народное творчество концентрирует в себе весь опыт человечества, несёт в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.

 Начиная работу по данной теме, нами был разработан педагогический проект «В мире слов» на основе логико-структурированного подхода, сформулировали профессиональную проблему. Участниками проекта являлись дети младшего и среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели, педагоги.

Для того, чтобы достичь результатов в работе с детьми дошкольного возраста в вопросах воспитания и обучения необходимо теснейшее взаимодействие с семьей. В группах был оформлен родительский уголок «Учите вместе с нами», определены и разработаны направления работы с родителями: информационно – аналитическое, познавательное, наглядно – информационное, досуговое, проведено анкетирование.

Традицией нашего детского сада стал выпуск в начале учебного года «Семейной газеты». Педагоги разрабатывают макет листа газеты, а родители вместе со своими детьми наполняют его содержанием. Эти газеты используются в течение года в работе с детьми по темам «Семья» «Моя родословная», «Мой город», «Семья за здоровый образ жизни», «Праздничный семейный календарь». Одной из страниц «Семейной газеты» является представление генеалогического древа семьи. Цель: углубить знания детей о семье, где они родились, историю ее возникновения и становления. В разделе газеты «Семейный календарь» можно узнать: какие же государственные, национальные и семейные праздники отмечаются в семьях. В разделе «Мой город» изображены дом или улица, где родился и живет ребенок, любимые места города, где гуляют и отдыхают семьями.

 Обратили внимание на организацию предметно-развивающей среды: подбор книг с фольклорными произведениями, в том числе книг – раскладушек и раскрасок, кассет, дисков, а также костюмов, атрибутов для театрализации, наборов открыток, иллюстраций к потешекам, прибауткам, пословицам, небылицам, образных игрушек – персонажей, кукол, предметов русского быта, деталей народной одежды.

 

Для того  чтобы педагоги использовали фольклор в своей работе, нами были разработаны и проведены консультации на следующие темы: «Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте», «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством УНТ», «Развитие речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой», «Игры и упражнения направленные на развитие артикуляционного аппарата детей 3-4 лет».

 Дети очень любят играть в народные подвижные игры: «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Наседка и цыплята», «Пчелки и ласточка», «Зайка серый умывается…» и др. Поэтому в помощь педагогам был разработан перспективный план игр. Основной формой работы по развитию речи посредством устного народного творчества с детьми дошкольного возраста стал кружок «В мире слов», направленный на расширение словарного запаса детей, активизацию их речевого, познавательного и умственного развития, развитие звукопроизношения, а также на воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

 УНТ, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т.д.- это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Огромной любовью пользуется у детей сказка. В русской народной сказке заключено богатое содержание (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и др.), которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию и образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей.

 Значительный нравственный, этический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других видах народного творчества, заключен практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания в красочной лаконичной форме. Воздействие на развитие речи у детей оказывает отгадывание и придумывание загадок. Употребление метафорического образа (олицетворение, сравнение, ритмическая организация) способствует формированию образной речи.

 Не меньшую роль в развитии речи дошкольников играют русские народные песни, потешки, колыбельные песни. Их разнообразие способствует освоению грамматического строя речи, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону. Фонематическое восприятие развивается за счет особой интонационной организации.

Таким образом, использование детьми в речи разнообразных форм устного народного творчества – важнейшее условие своевременного речевого, литературного, художественного и интеллектуального развития.

 В процессе освоения поликультурного образования нами использовались разнообразные формы работы с детьми: интегрированные непосредственно-образовательные деятельности, объединяющие различные виды деятельности (познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др.); познавательные беседы, презентации, слайд-шоу; целевые прогулки, экскурсии; развлечения; фольклорные концерты, театрализованные представления. Благодаря этому, дети уже знают названия и назначение народных игрушек, используют в речи русские пословицы и поговорки, поют народные песни, используют народную атрибутику в самостоятельных играх.

 Успешность педагогической работы в поликультурной образовательной среде во многом определяется ее этнокультурной направленностью, сформированностью таких общекультурных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые позволяют организовывать деятельность в соответствии с национальными особенностями и культурными традициями разных этнических групп и общностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование:"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчество "

Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений татарского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народно...

План по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

План по самообразованию«Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества»...

Тема самообразования: "Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчество "

К. Д. Ушинский пишет: «Вводя дитя в народный язык, мы вводим его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа»...