«Земля - наш большой и общий дом.»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Трофимова Ольга Викторовна

НОД для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_st_gr.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Земля - наш большой и общий дом.»

   

Цель: Совершенствование представлений о планете Земля.

Задачи:

  Воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.

 Расширить представления детей о том, что Земля - общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.

    Активизировать словарь за счёт существительных слов: планета, Земля, шар, пустыня, солнце, суша, птицы, вода, лес.

Способствовать развитию памяти, логического мышления, мелкой моторики.

Закреплять умение работать вместе, сообща.

 

 Ход НОД

Дети стоят в кругу, произносят слова, приветствуя друг друга:

«Утром солнышко встает, колокольчик свой берет,

Колокольчиком звонит, детям здравствуй говорит…»

-Здравствуй, Маша! Здравствуй, Дима! и т.д. здороваются, передавая по кругу колокольчик.

Звучит песня «Как прекрасен этот мир». Во время всей песни идёт демонстрация различных картин природы   на экране

- Поля, моря, леса, горы, озёра, реки - это всё наша Земля. Наш большой и общий дом. Вы замечали, если высоко забраться и посмотреть вниз, то всё, что на земле, будет казаться очень маленьким? А если посмотреть ещё выше, то можно увидеть ещё больше того, что на земле находится.

- На чём, по-вашему, нужно подняться вверх, чтобы увидеть всю нашу Землю? Правильно, нужно сесть на космический корабль и подняться высоко-высоко, выше всех туч и облаков. А теперь закройте глаза и мы с вами отправляемся в космический полёт.

Дидактическая игра «Мы в космосе».

- Займите свои места на нашем космическом корабле, сядьте поудобнее и включайте моторы своих космических ракет. (Звук космических ракет)

- Вот мы с вами оторвались от поверхности Земли и понеслись высоко-высоко вверх, выше всех облаков, туда, где совсем нет воздуха, т.е. в космос.

- А теперь откройте глаза и посмотрите в круглое окно своего корабля, которое называют иллюминатором, на Землю, туда, где вы были и откуда стартовали. (Воспитатель достаёт и ставит на стол глобус)

Вот так наша Земля выглядит из космоса, т.е. самой большой высоты, на которую мы с вами сейчас поднялись.

Возращение на землю  

Обращаем внимание на Лунтика , который вместе с нами приземлился

Откуда ты?    (Лунтик  не  умеет разговаривать  У него есть письмо Я сейчас его прочту и мы все узнаем)

Он прилетел из космоса - планета Луна   Он спрашивает на какой планете живем мы?

Мы живем на планете Земля

 В письме говорится о том, что Лунтик ничего не знает о Земле.

Познакомим его? Но и сами узнаем много нового.

Согласны?

Да , тогда в путь за открытиями

- На что похожа наша Земля, наш общий дом? (На шар). Правильно, поэтому землю нашу называют земным шаром.

- А теперь давайте посмотрим, как выглядит этот необычный шар. Вот видите, какой разноцветной кажется наша Земля. Какой краски больше?  

  - Ребята, давайте рассмотрим глобус. Какие цвета вы видите на глобусе?

- А теперь нам надо придумать свой рассказ о том, что означает тот или иной цвет на глобусе. Рассказы детей.

 О зелёном цвете на глобусе.

На глобусе есть зеленый цвет. Это леса. Лес – это деревья, из которых делают огромное количество разных предметов, бумагу, на которой печатают книги, делают тетради и альбомы. В лесу растут ягоды, грибы, живут различные животные. Лес – это природное богатство, его много, но и его надо беречь.

 О тёмно – жёлтом и жёлтом цвете.

На глобусе есть темно-желтый и желтый цвет. Это степи и пустыни. В степи растительность очень бедная – трава и низкорослые кустарники, в пустыне только один песок.

 О коричневом цвете.

На глобусе есть коричневый цвет. Это горы: Уральские и Кавказские горы (показываю на глобусе). В горах добывают полезные ископаемые. Это то, что находится в Земле и то, что очень нужно для жизни человека: уголь, различная руда, которая необходима для изготовления металла. Нефть, золото и алмазы составляют богатство страны.

О синем цвете.

На глобусе очень много синего цвета – это значит, что на нашей Земле много воды. Вот текут реки, они нарисованы тонкой, синей линией. Рек много и все они стекаются и образуют моря. Морей меньше, чем рек. А моря превращаются в большие океаны.

О белом цвете на глобусе.

На глобусе есть белый цвет. Это снег, лед. Это Антарктида. Там вечный холод, снег, лед и постоянно живут только пингвины. А люди поселяются лишь на время, чтобы изучить этот загадочный материк вечной мерзлоты

- Но Земля - это не единственная планета в космосе. Земля - это одна из планет большой Солнечной семьи. Какие планеты вы знаете? (Рассмотрите с детьми рисунки с изображением Солнечной системы, назвать планеты).

Меркурий - самая быстрая планета в Солнечной системе. Днём на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь.

Венера - это самая горячая планета.

Земля - планета на которой мы живём.

Марс. На ней большое количество железа и покрыта она красно-оранжевым песком.

Юпитер - это самая большая планета в Солнечной системе.

Сатурн. Вокруг планеты есть кольца, они состоят из обломков льда и камней.

Уран. Это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет. Она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение.

Нептун - тёмно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков.

Плутон - это очень холодная планета. Она очень далеко от солнца и она очень маленькая.

-А на какой планете есть жизнь? (Жизнь есть только на земле).

-Почему? (Потому что только на земле есть вода и воздух).

«Наша планета называется – Земля, только на Земле есть жизнь, она круглая и постоянно вращается вокруг солнца, поэтому у нас меняются времена года.

Земля - наш общий дом.

Ребята, как вы думаете почему он так называется?

Ответы детей

(потому , что на земле  живут не только люди, но и растения,

насекомые, птицы, рыбы и животные)

игра с мячом. «Вопрос – ответ»

— Кто живет на земле? (Животные, насекомые, цветы.)

— Кто живет под землей? (Червяки, кроты, жуки.)

— Кто летает над Землей? (Птицы, насекомые.)

— Когда на улице светло? (Днем.)

— Зачем нужна вода? (Пить, купаться, поливать растения.)

— Для чего нужен воздух? (Необходим для дыхания.)

— Что делают пчелы? (Собирают нектар).

Стихотворение читает  Алеся

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну наш общий дом.

 Земля – это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве.

- А теперь проведем опыт. В качестве Солнца возьмем воздушный шарик, а в качестве Земли – глобус. Вот таким образом Земля облетела вокруг Солнца один полный круг – проходит год. А теперь, смотрите, повернулась вокруг своей оси наша Земля один полный круг – прошли сутки, т. е. день и ночь.

 

игра «Если я приду в лесок». Я буду озвучивать вам свои действия, а вы отвечать: если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

— Если я приду в лесок,

И сорву ромашку? (Нет.)

Если съем я пирожок,

И выброшу бумажку? (Нет.)

Если хлебушка кусок,

На пеньке оставлю? (Да.)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (Да.)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (Нет.)

Если сильно насорю,

И убрать забуду? (Нет.)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (Да.)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю!

 Физ. минутка:    

По родному краю дружно мы шагаем.

Справа от нас зеленый луг

Слева находится лес.

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку – скок.

Филин крыльями машет. Ух!

Аж, захватывает дух!

Солнце над березами светит нам.

Мы рады ягодам, гриба

 Рефлексия:

-Все мы – люди, животные, птицы, растения – жители Земли! И всем нам нужно жить на Земле дружно. Нужно беречь, любить и пользоваться с умом всем тем, что даёт нам Земля.»

-Хотя вы ещё не выросли, но и вы можете своими маленькими добрыми делами помочь нашей Земле оставаться голубой и чистой. Расскажите, что вы можете сделать, для нашей земли?

-Давайте встанем вокруг глобуса и скажем слова-пожелания, или слова-благодарности нашей планете Земля.

После, дети рисуют цветы, деревья, животных, насекомых, птиц создают общее панно «Наш лес-полон красок и чудес».

Лунтик останется с нами до вечера -  ему очень интересно у нас

Воспитатель читает слова:

«Я вам скажу: Земля наш общий дом

И кто же позаботится о нем?

Чтобы все звери, люди и цветы

В нем жили по закону красоты?

Мы сами!

Будем каждый день заботиться о том,

Чтоб был прекрасней, чище общий дом!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С 3 ДО 4: ОБЩАЕМСЯ БОЛЬШЕ, ОБЩАЕМСЯ ЛУЧШЕ,,.

Наверное, многим родителям хотелось бы иметь какой-то один универсальный, «волшебный»; рецепт воспитания ум­ных, общительных, контактных детей. ^Однако , такого рецепта нет и не может быть. ...

Конспект интегрированной деятельности ко дню земли: «Земля наш общий дом»

Цель: Формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе, как не возобновляемому, жизненно важному ресурсу...

«День Земли» итоговое занятие по проекту «Земля-наш общий дом» на РМО музыкальных руководителей

Аннотация: праздник «День Земли" для детей старшей группы направлено на развитие экологической культуры дошкольников. Данное мероприятие является обобщающим по теме: «Земля-наш общий ...

Сценарий праздника «День Земли» ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

День Земли отмечают на всей планете 22 апреля, ведь планета наш общий дом. И не будем забывать, что только вместе мы сможем её уберечь. А чтобы узнать, как же живёт наша планета, мы отправимся в необы...

Сценарий развлечения к Дню Земли «Земля – наш общий дом!» 2019 г

Цель: Расширить понятие детей о планете Земля, как о родном доме, который надо беречь Задачи: 1. Формировать знания о природе и бережном отношении к ней 2. Расширять словарный запас детей, память, быс...

Творчество детей дома в условиях самоизоляции. Рисование к дню Земли на тему"Земля -наш общий дом"

Предлагаем творческие работы детей в условиях самоизоляции, которые выполнили вместее с родителями....

Конспект НОД с использованием ИКТ в подготовительной группе: «Земля – большой общий дом»

Конспект НОД с использованием ИКТв подготовительной группе: «Земля – большой общий дом»Цель: формировать представления о том, что планета Земля - большом общий дом.Задачи:Образо...