«Использование мнемотехники как дополнительного способа развития речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»
консультация по развитию речи (старшая группа)
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotehniki_kak_dopolnitelnogo_sposoba.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование мнемотехники как дополнительного способа
развития речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»
Актуальность:
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности.
Нарушения речи у умственно отсталых детей разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизм речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего недоразвития мозговых систем, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологии со стороны систем, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.
У детей с умственной отсталостью встречаются все формы расстройства речи, как и у нормальных детей (дислалия, ринолалия, дисфония, дизартрия, алалия, дислексия, дисграфия, заикание, афазия и др.).
Нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются. Выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей.
Наиболее важными причинами бедности словарного запаса у этих детей является низкий уровень их умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах, а также слабость вербальной памяти.
Для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Лексико-грамматическая сторона речи у таких детей нарушена и значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников. Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи, у детей с хорошими диагностическими показателями, остаются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому, приходиться искать новые методы и технологии для оптимизации своей работы с детьми. Принципиально важной стороной при использовании педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!».
Используемая методика:
Одной из таких технологий, помогающих развить речевые способности, является мнемотехника.
Своим педагогическим опытом работы с детьми с ТМНР по мнемотехнике мы хотим поделиться.
Многие сталкиваются с такой проблемой, как запоминание детьми с ТМНР стихов, песен, ролей во время подготовки к мероприятиям. Часто усвоение информации происходит очень сложно.
Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и песен, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка?
Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. О необходимости наглядности говорили великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и др. Взяв в основу мнение великих педагогов и увидев в своей практике эффективность наглядного материала, мы стали использовать в работе с детьми с ТМНР по обучению детей связной речи технологии мнемотехники.
Методы работы:
- Индивидуальный.
- Групповой.
- Наглядный.
Формы работы:
- Игры, направленные на координацию речи с движением.
- Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
- Чтение и заучивание стихотворений.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
- Познавательное развитие: игры, направленные на координацию речи с движением.
- Речевое развитие: чтение и заучивание стихотворения о природе.
- Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
- Художественно-эстетическое развитие: прослушивание музыкальных и литературных произведений.
- Физическое развитие: физкультминутки со стихотворным сопровождением.
- Воспитание желания участвовать в совместной творческой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
Что же такое мнемотехника?
Мнемоника (греч.- искусство запоминания)
Мнемотехника – совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов, фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов модификации для упрощения запоминания.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Что дает мнемотехника?
- Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
- Появляется желание рассказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
- Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
- Это является одним из эффективных способов развития речи у не говорящих детей.
Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
- кодирование в образы;
- запоминание (соединение двух образов);
- запоминание последовательности;
- закрепление в памяти.
Кодирование в образы и запоминание (соединение двух образов).
Мы начинали работу с изготовления и запоминания простейших мнемоквадратов – цветных карточек, обозначающих: мытье рук, туалет, прием пищи (завтрак, обед, полдник), урок, перемена и т.д.
Запоминание последовательности
Последовательно переходили к мнемодорожкам – серии цветных карточек, обозначающие: последовательность уроков, режимных моментов, алгоритмы действий при навыках самообслуживания.
Закрепление в памяти
Использование мнемотаблиц (схем), которые особенно эффективны при разучивании стихотворений.
На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) – таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком.
На начальном этапе мы предлагали готовую схему, а по мере обучения, дети активно включились в процесс создания новых схем.
В результате использования мнемотаблиц:
- Заучивание стихотворений, текстов песен превращается в игру, которая очень нравится детям.
- Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
- Появляется желание рассказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
- Улучшаются детско-родительские взаимоотношения. Проводятся беседы с родителями о необходимости закрепления, полученных знаний, в разных ситуациях общения. Дети и их родители начинают лучше понимать друг друга – «находят общий язык».
- Формируется детский коллектив – общая совместная деятельность создает ситуацию общения, при которой все пользуются экспрессивной речью, а так же учатся слушать друг друга.
- Использование мнемотехники даёт возможность детям усваивать сложный материал легче и быстрее.
- Открывает для учителей и воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка.
- Уроки и занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагогов.
- Учителя, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель и другие специалисты работают в тесном контакте друг с другом.
С помощью мнемотехники можно:
- развивать понимание речи; умение рассказывать и пересказывать с помощью графических изображений, рисунков;
- обучать детей правильному произношению;
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
- воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРАЦИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.
Среди множества проблем, находящихся на стыке клинических дисциплин, специальной психологии и педагогики, проблема умственно...
Клинический аспект в диагностике детей с тяжелой умственной отсталостью
Статья посвящена корректной диагностики детей...
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью 3-8 лет
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯдля детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью 3-8 лет...
Коррекционные упражнения для детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
В файле предложены коррекционные упражнения для детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью по направлениям: Упражнения для развития моторики и вниманияУпражнения для ...
«Направления логопедической работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью».
Статья на тему: «Направления логопедической работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»....
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостьюТема: Развитие мимики и жестов.Цель: Развитие способности к использованию невербальных компо...
Развитие социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача, для специалистов, родителей воспитывающих детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Для повышения качества жизни и...