Конспект НОД "Формирование речевого развития дошкольника».
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Возовский детский сад «Светлячок» Поныровского района Курской области
Конспект НОД по речевому развитию
во второй младшей группе.
Тема: « Там на неведомых дорожках».
Воспитатель. Верёвкина Г.С.
Цель: Развивать интерес детей к русским народным сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей
Задачи :
- Развивать умение детей описывать игрушки, активизировать и расширять словарный запас.
-Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя.
- Развивать зрительное внимание детей при рассматривании сюжетной иллюстрации из сказок, замечать несоответствие содержанию сказки, высказывать своё суждение.
- Развивать речевой выдох.
- Воспитывать эмоциональную восприимчивость к художественному произведению, умению сопереживать героям сказки, желание помочь.
Предварительная работа.
Воспоминание о ранее прочитанных сказках, рассматривание иллюстраций к ним, рассматривание и описание игрушки медведя, чтение сказки « Три медведя».
Оборудование.
Воздушный шарик, самодельная книга с пустыми страницами. Иллюстрация к сказке « Репка» ( вместо внучки- заяц). Ширма- домик с окошками ( в окошках - герои сказки « Теремок», кроме медведя), мягкая игрушка- медведь, кукла Машенька. Игрушечные кастрюли, наполовину наполненные водой, и трубочки для коктейля на каждого ребёнка. Иллюстрации к сказкам; « Курочка Ряба», « Колобок», « Три медведя». Книга « Русские народные сказки».
Ход занятия.
Сюрпризный момент « Книга сказок». Дети заходят в группу и видят взлетевший к потолку воздушный шарик, к ниточке которого привязана книга.
Воспитатель: Ребята, посмотрите: к нам в группу прилетел воздушный шарик и принёс нам книгу (берёт книгу в руки). Это волшебная книга со сказками! Давайте почитаем!
Дети рассаживаются на стульчики.
Воспитатель: Ой, но здесь нет никаких сказок! Страницы книги пусты (перелистывает книгу и показывает детям). Наверное, сказки потерялись. Всё же одна иллюстрация есть (показывает иллюстрацию к сказке « Репка»). К какой сказке эта иллюстрация? Всё ли на ней правильно изображено? Дети объясняют, что в сказке «Репка» нет зайчика, а вместо него должна быть внучка.
Воспитатель: Молодцы! Вы такие внимательные. Но, где же другие сказки? Давайте их найдём!
Дети встают за воспитателем и идут по « дорожке».
Физминутка.
« Мы шагаем по дорожке:
Раз – два! Раз – два!
Громко хлопаем в ладошки:
Раз- два! Раз – два!
Поднимаем ручки
К солнышку и тучке.
У дорожки – теремок.
Он не низок (приседают),
Не высок (встают).
В нём живёт лягушка Квак,
Быстро прыгает, вот так!» (прыжки на месте).
Дети выполняют движения в соответствии с содержанием текста.
Дети с воспитателем подходят к домику – ширме.
Воспитатель: Да тут и впрямь теремок стоит! Кто же здесь живёт? Дети называют героев сказки "Теремок», (воспитатель вставляет мордочки животных в окошечки).
- У всех героев этой сказки есть свои прозвища. Здесь живёт не просто лиса, а лисичка- …(сестричка), зайка - …(попрыгай-ка), мышка - …(норушка), лягушка - …(квакушка), волчок - …(серый бочок).
-Мышка – норушка – хозяюшка. Рано утром встаёт, кашку вкусную всем варит, да приговаривает: ( дети чётко произносят слова вместе с воспитателем ).
Ну – ко, ну – ко, ну – ко, ну –ли,
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите!
Кашу сладкую варите,
В теремке всех накормите.
Воспитатель: Давайте поможем мышке сварить вкусную кашу!
Дети проходят к столам.
Дыхательное упражнение « Каша кипит»: перед каждым ребёнком на столе стоит игрушечная кастрюля, наполовину наполненная водой, и трубочка для коктейля. Дети вдыхают носом и выдыхают воздух ртом через трубочку в воду так, чтобы на поверхности воды появились пузырьки -3 раза.
Воспитатель: Умницы, кашу сварили. Теперь все жители теремка будут сыты.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами про кого – то забыли. Кто же ещё был в сказке "Теремок»? Конечно, же, медведь. Что – то я забыла, как выглядит медведь. Какой он? (Дети подбирают прилагательные: большой, коричневый, косолапый. Неуклюжий, толстопятый и т.д..)
Воспитатель: А что умеет делать медведь? Подбор глаголов детьми: (рычит, переваливается, ловит рыбку, лазит по деревьям, спит в берлоге, сосёт лапу, рвёт малину т.д.)
Воспитатель: Медведь живёт в лесу, это дикий зверь.
- Вы мне так хорошо рассказали про медведя, что я сразу поняла, что это и есть медведь (достаёт мягкую игрушку-медведя). А ещё я знаю сказку, в которой живёт медведь. Он там говорит: « Сяду на пенёк, съем пирожок!» Как называется эта сказка? Дети:- « Маша и медведь».
Воспитатель: Правильно дети, это сказка «Маша и медведь». Посмотрите, у нашего медведя даже короб есть. Давайте посмотрим, что в нём? (Находит куклу Машеньку). Да это же Машенька, давайте поздороваемся с ней! ( Маша здоровается с детьми).
Воспитатель: Мишка и Маша приглашают нас на танец! Хотите потанцевать? (Танец «Мишка с Машей громко топают».)
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, а в коробе ещё что-то есть. Давайте посмотрим! Да это наши потерянные сказки, но что бы их увидеть, надо разгадать загадки. Слушайте внимательно.
Как- то мышка невеличка на пол сбросила яичко
Плачет баба, плачет дед, что за сказка , дай ответ. ( Курочка - Ряба). Достаю иллюстрацию к сказке.
Вопросы к сказке.
Кого вы видите на картинке?
Какое яйцо снесла курочка?
Кто разбил яйцо?
- Послушайте ещё одну загадку.
На сметане я мешён
На окошке я стужён
У меня румяный бок
А зовусь я … (колобок). Дети рассматривают иллюстрацию.
Вопросы к сказке.
Кто слепил колобка?
Кого встретил колобок в лесу?
Кто обманул колобка и съел его?
- Молодцы ребята, отгадайте ещё одну загадку.
Возле леса на опушке трое их живут в избушке
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки
Отгадайте без подсказки
Кто ,герои этой сказки? ( Три медведя)
Вопросы к сказке.
Как звали медведей в сказке?
Каким голосом говорил Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка?
Что сломала девочка в домике у медведей?
Воспитатель подводит положительный итог НОД, произнося слова похвалы. Незаметно достаёт книгу сказок с иллюстрациями и показывает детям.
Воспитатель: Вот мы и помогли сказкам вернуться обратно в книгу. Эта книга будет жить в нашем книжном уголке, и мы сможем в любое время прочитать наши любимые сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)
Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее оч...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КТО ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ» НА СЕМИНАРЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОУ ТЕМА: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНРТема. «Кто живет в деревне»Программные задачи. 1. Закреплять знания детей о домашних животных (названия взрослых особей и их де...
Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»
Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...
Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»
Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Повышение профессиональной компетентности педагогов по образовательной области «Речевое развитие» в рамках реализации ФГОС ДО посредством внедрения инновационных технологий (техник) по речевому развитию дошкольников
Презентация - проект по повышению профессиональной компетентности педагогов...