Картотека дидактических игр по развитию речи
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Исаева Наталия Евгеньевна

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did._igry_po_razvitiyu_rechi.docx487.43 КБ

Предварительный просмотр:

https://ppds23.edumsko.ru/uploads/3000/2016/section/350899/skan_001.BMP?1462363079113

СЕНТЯБРЬ

Карточка №1. Игра «Замени звук»

Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Карточка №2 «Что слышно?»

Цель: развитие слухового внимания.

Карточка №3. «Как назвать того, кто...?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Карточка №4. «Подбери действия к предметам»

Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.

Карточка №5.  «Кто может совершать эти движения?»

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Развивать воображение, память, ловкость. 

Карточка №6. «Составь предложение по теме «Времена года»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам.

Карточка №7.  «Магазин посуды»

Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания.

Карточка №8. «Кто кем будет?»

Цель: Развивать мышление, воображение, быстроту реакции. Расширять словарь. 

Карточка №9. «Кто где живет?»

Цель: Закреплять формы существительных предложного падежа.

Карточка №10. «Что в чем?»

Цель: Закреплять формы предложного падежа существительных по теме «Посуда».

Карточка №11. «Про кота»

Цель: Учить согласовывать прилагательные с существительными.

Карточка №12. «Чего на свете не бывает»

Цель: Учить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Карточка №13. «Объясни, что такое»

Цель: Развивать способность к анализу, обобщению. Формировать умение рассуждать, делать выводы.

ЯНВАРЬ

Карточка №55. «Услышишь — хлопни»

Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Карточка №56. «Кто больше?»

Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Карточка №57. «Семья» 

Цель: Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников. 

Карточка №58. «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй»

Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.         

Карточка №59. «Лови, бросай, дни недели называй»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Карточка №60. «Что за чем?»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Развивать мышление. 

Карточка №61. «Два брата ИК и ИЩ».

Цель: Развивать словообразование при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК.

Карточка №62. «Кто чем защищается?»

Цель: Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже.

Карточка №63. «День и ночь»

Цель: закреплять знания детей о частях суток.

Карточка №64.  «Выбери правильное слово»

Цель: Развивать мышление, речевое внимание.

Карточка №65.   «Отгадай предмет по признакам»

Цель: Упражнять детей в понимании смысла слов и предложений. Развивать их слуховую память. Закрепить понятие о признаке предмета. Учить подбирать подходящий предмет к признакам.

Карточка №66.  «У кого какое?»

Цель: Закреплять образование прилагательные от существительных.

Карточка №67.  «Придумай рекламу книге (платью и т.д.)»

Цель: Развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Карточка №68.  «Продавец и покупатель»

Цель: Формировать у детей умение строить предложения со словами-признаками.

ОКТЯБРЬ

Карточка №14. «Какого звука не хватает?»

Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.

Карточка №15. «Какое слово заблудилось?».

Цель:  формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Карточка №16.  «Четыре слова»

Цель: Расширять запас имен существительных в активном словаре детей.

Карточка №17.  «Подскажи словечко»

Цель: Развивать мышление, быстроту реакции. 

Карточка №18.  Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению. 

Карточка №19. «Что бывает круглым?»

Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость. 

Карточка №20.  «Куда положим»

Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом.

Карточка №21.  «Угадай, кому нужны эти вещи»

Цель: Закреплять формы дательного падежа существительных.

Карточка №22.  «Кто чем работает?»

Цель: Закреплять формы существительных творительного падежа.

Карточка №23. «Сравни предметы»

Цель: Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.

Карточка №24. «Какой сок?»

Цель: Учить согласованию в речи существительного с прилагательным.

Карточка №25. «Как ты узнал?»

Цель: Учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Карточка №26. «Верно ли это?»

Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.  

ФЕВРАЛЬ

Карточка №69. «Назови картинку и найди первый звук»

Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Карточка №70. «Нужное слово»

Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Карточка №71. «Кто как разговаривает?»

Цель: Расширить словарный запас, развивать быстроту реакции. 

Карточка №72. «Кто подберет больше слов?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Карточка №73. «Бывает — не бывает»

Цель: Расширять и закреплять активный словарь детей. Развивать логическое мышление.

Карточка №74. «Найди картинку»

Цель: Развивать анализ и синтез.

Карточка №75. «Кто это?»

Цель: Активизировать словарь детей по теме «Спорт». Формировать звуко-слоговую структуру слова. Развивать грамматический строй речи.

Карточка №76. «Кому что дадим?»

Цель: Закреплять формы дательного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные».

Карточка №77. «Сравнение»

Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Карточка №78.   «Чья голова?»

Цель: Закреплять согласование существительного с прилагательным.

Карточка №79.  «Закончи предложение»

Цель: Учить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью. Развивать логическое мышление.

Карточка №80. «Нарисуй сказку»

Цель: Учить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Карточка №81. «Пословицы, поговорки»

Цель: Развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом.

НОЯБРЬ

Карточка №27. «Измени слово»

Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

Карточка №28. Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).

Цель: Развивать фонематические представления, внимание.

Карточка №29.  «Рыбы, звери, птицы»

Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы».

Карточка №30. «Что растет в лесу?»

Цель: Активизировать у детей словарь существительных по темам: «Растения», «Животные»

Карточка №31. Что происходит в природе?»

Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении. 

Карточка №32. «Кто как передвигается?»

Цель: Обогащать глагольный словарь детей. Развивать мышление, внимание, ловкость. 

Карточка №33. «Чьё, чьё? – Моё»

Цель: Упражнять в образовании притяжательных местоимений.

Карточка №34. «Кто чем управляет?»

Цель: Закреплять формы творительного падежа существительных по теме  «Транспорт».

Карточка №35. «Чем можно?»

Цель: Закреплять формы творительного падежа.

Карточка №36. «Какой? Какая?»

Цель: Учить согласованию в речи существительного с прилагательным, обозначающим цвет, форму, вкус.

Карточка №37. «Подбери прилагательное»

Цель: Учить подбирать однородные прилагательные к существительному.

Карточка №38. «Расскажи про зайчика»

Цель: Учить подбирать однородные прилагательные к существительному.

Карточка №39. «Волшебный мешочек» («Черный ящик»)

Цель: Развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы. 

Карточка №40. «Отгадай-ка»

Цель: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

МАРТ

Карточка №82. «Цепочка слов»

Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.

Карточка №83. «Ловушка»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Карточка №84. «Что общего»

Цель: Развивать навыки понятийного обобщения.

Карточка №85. «Запоминай-ка»

Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать  слухо - речевой памяти.

Карточка №86. «Говори наоборот»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. 

Карточка №87. «Похожие слова»

Цель: Расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова.

Карточка №88. «Составь предложение по теме «Весна»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам.

Карточка №89. «Назови профессии»

Цель: Развивать анализ и синтез.

Карточка №90. «Где мы были, что мы видели?»

Цель: Закреплять окончания существительных родительного падежа множественного числа.

Карточка №91.  «Что делает, что делают?»

Цель: Учить правильному употреблению глаголов в единственном и множественном числе.

Карточка №92. «Кто кого обгонит?»

Цель: Формировать умение правильно согласовывать слова в предложении.

Карточка №93. «Кто, чем занимается?»

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Обогатить глагольный словарь детей.

Карточка №94. «А я бы…»

Цель: Развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию.

Карточка №95.  «Закончи сам»

Цель: Развивать у детей воображение, связную речь.

ДЕКАБРЬ

Карточка №41. «Чудесный художник»

Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Карточка №42. «Третий лишний»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Карточка №43. «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»

Цель: Расширить словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать быстроту реакции, ловкость.

Карточка №44. «Рыбки»

Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Рыбы».

Карточка №45. «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?» 

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных. Развивать воображение, ловкость. 

Карточка №46. «Месяцы и их последовательность»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. 

Карточка №47. «Составь предложение по теме «Зима»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам.

Карточка №48. «Скажи ласково»

Цель: Закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов. Развивать ловкость, быстроту реакции. 

Карточка №49. «Кто чем питается?»

Цель: Закреплять в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже.

Карточка №50. «Магазин»

Цель: Учить подбирать однородные определения.

Карточка №51. «Назови ласково»

Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Карточка №52.  «Что из чего сделано?»

Цель: Активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

Карточка №53. «Опиши-угадай»

Цель: Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи.

Карточка №54. «Опиши игрушку»

Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

АПРЕЛЬ

Карточка №96. «Загадки «поющих» звуков

Цель: Закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку.

Карточка №97. «Эхо»

Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.

Карточка №98. «Подбери словечко»

Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

 

Карточка №99. «Угадай предмет»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

 

Карточка №100. «Скажи похоже»

Цель: Учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Карточка №101. «Животные и их детеныши»

Цель: Закреплять в речи детей названия детенышей животных. Закреплять навыки словообразования. Развивать ловкость, внимание, память. 

Карточка №102. «Один - много»

Цель: Закреплять образование существительных во множественном числе.

Карточка №103. «Веселый счет»

Цель: Закреплять в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции. 

Карточка №104. «Почему так называется?»

Цель: Обогатить глагольный словарь детей.

Карточка №105. «Одно слово вместо двух»

Цель: Обогатить глагольный словарь детей.

Карточка №106. «Слова — «родственники»

Цель: Упражнять в подборе слов, близких по смыслу.

Карточка №107. «Составь рассказ»

Цель: Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;

Карточка №108. «Пойми меня»

Цель: Развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

МАЙ

Карточка №109. «Лодочка и пароход»

Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.

Карточка №110. «Громко-шепотом»

Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Карточка №111. «Лови да бросай - цвета называй»

Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Карточка №112. «Какой это предмет?»

Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.

Карточка №113. «Игра в неделю»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Карточка №114. «Кто больше, а кто меньше?»

Цель: закрепить счет и порядковые числительные; развивать представления: «высокий», «низкий», «толстый», «худой», «самый толстый»; «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.

Карточка №115. «Скажи наоборот»

Цель: Расширить словарь антонимов у детей.

Карточка №116. «Кто кем был?»

Цель: Развивать мышление, расширить словарь. Закрепить падежные окончания. 

Карточка №117. «Что без чего?»

Цель: Закреплять формы родительного падежа существительных по теме «Мебель, посуда, транспорт, одежда.

Карточка №118. «Подбери слова — «родственники» (тема «Зима»)

Цель: Упражнять в образовании однокоренных слов.

Карточка №119. «Скажи по-другому»

Цель: Упражнять в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

Карточка №120. «Договори предложение»

Цель:  Упражнять в подборе слов со сходным значением.

Карточка №121. «Однородные сказуемые»

Цель: Учить подбирать однородные сказуемые.

Карточка №122. «Найди картинке место»

Цель: Учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Карточка №123. «Хорошо - плохо»

Цель: Познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость. 

Карточка №124. «Где начало рассказа?»

Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...

Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)

Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...

Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)

совершенствовать умение различать на слух звуки...

«Мы играем - речь развиваем» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.Развивать...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...

Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

Мы играем - речь развиваемКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)  «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и р...

Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Материал будет полезен педагогам, работающим в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлена подборка дидактических игр и пособий, которые помогут молодому педагогу грамотно начать работ...