Картотека дидактических игр по развитию речи
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Исаева Наталия Евгеньевна

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did._igry_po_razvitiyu_rechi.docx487.43 КБ

Предварительный просмотр:

https://ppds23.edumsko.ru/uploads/3000/2016/section/350899/skan_001.BMP?1462363079113

СЕНТЯБРЬ

Карточка №1. Игра «Замени звук»

Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Карточка №2 «Что слышно?»

Цель: развитие слухового внимания.

Карточка №3. «Как назвать того, кто...?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Карточка №4. «Подбери действия к предметам»

Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.

Карточка №5.  «Кто может совершать эти движения?»

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Развивать воображение, память, ловкость. 

Карточка №6. «Составь предложение по теме «Времена года»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам.

Карточка №7.  «Магазин посуды»

Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания.

Карточка №8. «Кто кем будет?»

Цель: Развивать мышление, воображение, быстроту реакции. Расширять словарь. 

Карточка №9. «Кто где живет?»

Цель: Закреплять формы существительных предложного падежа.

Карточка №10. «Что в чем?»

Цель: Закреплять формы предложного падежа существительных по теме «Посуда».

Карточка №11. «Про кота»

Цель: Учить согласовывать прилагательные с существительными.

Карточка №12. «Чего на свете не бывает»

Цель: Учить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Карточка №13. «Объясни, что такое»

Цель: Развивать способность к анализу, обобщению. Формировать умение рассуждать, делать выводы.

ЯНВАРЬ

Карточка №55. «Услышишь — хлопни»

Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Карточка №56. «Кто больше?»

Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Карточка №57. «Семья» 

Цель: Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников. 

Карточка №58. «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй»

Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.         

Карточка №59. «Лови, бросай, дни недели называй»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Карточка №60. «Что за чем?»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Развивать мышление. 

Карточка №61. «Два брата ИК и ИЩ».

Цель: Развивать словообразование при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК.

Карточка №62. «Кто чем защищается?»

Цель: Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже.

Карточка №63. «День и ночь»

Цель: закреплять знания детей о частях суток.

Карточка №64.  «Выбери правильное слово»

Цель: Развивать мышление, речевое внимание.

Карточка №65.   «Отгадай предмет по признакам»

Цель: Упражнять детей в понимании смысла слов и предложений. Развивать их слуховую память. Закрепить понятие о признаке предмета. Учить подбирать подходящий предмет к признакам.

Карточка №66.  «У кого какое?»

Цель: Закреплять образование прилагательные от существительных.

Карточка №67.  «Придумай рекламу книге (платью и т.д.)»

Цель: Развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Карточка №68.  «Продавец и покупатель»

Цель: Формировать у детей умение строить предложения со словами-признаками.

ОКТЯБРЬ

Карточка №14. «Какого звука не хватает?»

Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.

Карточка №15. «Какое слово заблудилось?».

Цель:  формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Карточка №16.  «Четыре слова»

Цель: Расширять запас имен существительных в активном словаре детей.

Карточка №17.  «Подскажи словечко»

Цель: Развивать мышление, быстроту реакции. 

Карточка №18.  Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению. 

Карточка №19. «Что бывает круглым?»

Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость. 

Карточка №20.  «Куда положим»

Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом.

Карточка №21.  «Угадай, кому нужны эти вещи»

Цель: Закреплять формы дательного падежа существительных.

Карточка №22.  «Кто чем работает?»

Цель: Закреплять формы существительных творительного падежа.

Карточка №23. «Сравни предметы»

Цель: Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.

Карточка №24. «Какой сок?»

Цель: Учить согласованию в речи существительного с прилагательным.

Карточка №25. «Как ты узнал?»

Цель: Учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Карточка №26. «Верно ли это?»

Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.  

ФЕВРАЛЬ

Карточка №69. «Назови картинку и найди первый звук»

Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Карточка №70. «Нужное слово»

Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Карточка №71. «Кто как разговаривает?»

Цель: Расширить словарный запас, развивать быстроту реакции. 

Карточка №72. «Кто подберет больше слов?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Карточка №73. «Бывает — не бывает»

Цель: Расширять и закреплять активный словарь детей. Развивать логическое мышление.

Карточка №74. «Найди картинку»

Цель: Развивать анализ и синтез.

Карточка №75. «Кто это?»

Цель: Активизировать словарь детей по теме «Спорт». Формировать звуко-слоговую структуру слова. Развивать грамматический строй речи.

Карточка №76. «Кому что дадим?»

Цель: Закреплять формы дательного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные».

Карточка №77. «Сравнение»

Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Карточка №78.   «Чья голова?»

Цель: Закреплять согласование существительного с прилагательным.

Карточка №79.  «Закончи предложение»

Цель: Учить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью. Развивать логическое мышление.

Карточка №80. «Нарисуй сказку»

Цель: Учить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Карточка №81. «Пословицы, поговорки»

Цель: Развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом.

НОЯБРЬ

Карточка №27. «Измени слово»

Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

Карточка №28. Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).

Цель: Развивать фонематические представления, внимание.

Карточка №29.  «Рыбы, звери, птицы»

Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы».

Карточка №30. «Что растет в лесу?»

Цель: Активизировать у детей словарь существительных по темам: «Растения», «Животные»

Карточка №31. Что происходит в природе?»

Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении. 

Карточка №32. «Кто как передвигается?»

Цель: Обогащать глагольный словарь детей. Развивать мышление, внимание, ловкость. 

Карточка №33. «Чьё, чьё? – Моё»

Цель: Упражнять в образовании притяжательных местоимений.

Карточка №34. «Кто чем управляет?»

Цель: Закреплять формы творительного падежа существительных по теме  «Транспорт».

Карточка №35. «Чем можно?»

Цель: Закреплять формы творительного падежа.

Карточка №36. «Какой? Какая?»

Цель: Учить согласованию в речи существительного с прилагательным, обозначающим цвет, форму, вкус.

Карточка №37. «Подбери прилагательное»

Цель: Учить подбирать однородные прилагательные к существительному.

Карточка №38. «Расскажи про зайчика»

Цель: Учить подбирать однородные прилагательные к существительному.

Карточка №39. «Волшебный мешочек» («Черный ящик»)

Цель: Развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы. 

Карточка №40. «Отгадай-ка»

Цель: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

МАРТ

Карточка №82. «Цепочка слов»

Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.

Карточка №83. «Ловушка»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Карточка №84. «Что общего»

Цель: Развивать навыки понятийного обобщения.

Карточка №85. «Запоминай-ка»

Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать  слухо - речевой памяти.

Карточка №86. «Говори наоборот»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. 

Карточка №87. «Похожие слова»

Цель: Расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова.

Карточка №88. «Составь предложение по теме «Весна»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам.

Карточка №89. «Назови профессии»

Цель: Развивать анализ и синтез.

Карточка №90. «Где мы были, что мы видели?»

Цель: Закреплять окончания существительных родительного падежа множественного числа.

Карточка №91.  «Что делает, что делают?»

Цель: Учить правильному употреблению глаголов в единственном и множественном числе.

Карточка №92. «Кто кого обгонит?»

Цель: Формировать умение правильно согласовывать слова в предложении.

Карточка №93. «Кто, чем занимается?»

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Обогатить глагольный словарь детей.

Карточка №94. «А я бы…»

Цель: Развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию.

Карточка №95.  «Закончи сам»

Цель: Развивать у детей воображение, связную речь.

ДЕКАБРЬ

Карточка №41. «Чудесный художник»

Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Карточка №42. «Третий лишний»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Карточка №43. «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»

Цель: Расширить словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать быстроту реакции, ловкость.

Карточка №44. «Рыбки»

Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Рыбы».

Карточка №45. «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?» 

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных. Развивать воображение, ловкость. 

Карточка №46. «Месяцы и их последовательность»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. 

Карточка №47. «Составь предложение по теме «Зима»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам.

Карточка №48. «Скажи ласково»

Цель: Закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов. Развивать ловкость, быстроту реакции. 

Карточка №49. «Кто чем питается?»

Цель: Закреплять в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже.

Карточка №50. «Магазин»

Цель: Учить подбирать однородные определения.

Карточка №51. «Назови ласково»

Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Карточка №52.  «Что из чего сделано?»

Цель: Активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

Карточка №53. «Опиши-угадай»

Цель: Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи.

Карточка №54. «Опиши игрушку»

Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

АПРЕЛЬ

Карточка №96. «Загадки «поющих» звуков

Цель: Закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку.

Карточка №97. «Эхо»

Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.

Карточка №98. «Подбери словечко»

Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

 

Карточка №99. «Угадай предмет»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

 

Карточка №100. «Скажи похоже»

Цель: Учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Карточка №101. «Животные и их детеныши»

Цель: Закреплять в речи детей названия детенышей животных. Закреплять навыки словообразования. Развивать ловкость, внимание, память. 

Карточка №102. «Один - много»

Цель: Закреплять образование существительных во множественном числе.

Карточка №103. «Веселый счет»

Цель: Закреплять в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции. 

Карточка №104. «Почему так называется?»

Цель: Обогатить глагольный словарь детей.

Карточка №105. «Одно слово вместо двух»

Цель: Обогатить глагольный словарь детей.

Карточка №106. «Слова — «родственники»

Цель: Упражнять в подборе слов, близких по смыслу.

Карточка №107. «Составь рассказ»

Цель: Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;

Карточка №108. «Пойми меня»

Цель: Развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

МАЙ

Карточка №109. «Лодочка и пароход»

Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.

Карточка №110. «Громко-шепотом»

Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Карточка №111. «Лови да бросай - цвета называй»

Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Карточка №112. «Какой это предмет?»

Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.

Карточка №113. «Игра в неделю»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Карточка №114. «Кто больше, а кто меньше?»

Цель: закрепить счет и порядковые числительные; развивать представления: «высокий», «низкий», «толстый», «худой», «самый толстый»; «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.

Карточка №115. «Скажи наоборот»

Цель: Расширить словарь антонимов у детей.

Карточка №116. «Кто кем был?»

Цель: Развивать мышление, расширить словарь. Закрепить падежные окончания. 

Карточка №117. «Что без чего?»

Цель: Закреплять формы родительного падежа существительных по теме «Мебель, посуда, транспорт, одежда.

Карточка №118. «Подбери слова — «родственники» (тема «Зима»)

Цель: Упражнять в образовании однокоренных слов.

Карточка №119. «Скажи по-другому»

Цель: Упражнять в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

Карточка №120. «Договори предложение»

Цель:  Упражнять в подборе слов со сходным значением.

Карточка №121. «Однородные сказуемые»

Цель: Учить подбирать однородные сказуемые.

Карточка №122. «Найди картинке место»

Цель: Учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Карточка №123. «Хорошо - плохо»

Цель: Познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость. 

Карточка №124. «Где начало рассказа?»

Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...

Картотека дидактических игр по развитию речи "Развитие правильного звукопроизношения"

ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развит...

Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)

Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...

Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)

совершенствовать умение различать на слух звуки...

«Мы играем - речь развиваем» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.Развивать...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...

Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

Мы играем - речь развиваемКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)  «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и р...