Картотека дидактических игр по развитию речи
картотека по развитию речи (подготовительная группа)
Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did._igry_po_razvitiyu_rechi.docx | 487.43 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕНТЯБРЬ Карточка №1. Игра «Замени звук» Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова. Карточка №2 «Что слышно?» Цель: развитие слухового внимания. Карточка №3. «Как назвать того, кто...?» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Карточка №4. «Подбери действия к предметам» Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом. Карточка №5. «Кто может совершать эти движения?» Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Развивать воображение, память, ловкость. Карточка №6. «Составь предложение по теме «Времена года» Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам. Карточка №7. «Магазин посуды» Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания. Карточка №8. «Кто кем будет?» Цель: Развивать мышление, воображение, быстроту реакции. Расширять словарь. Карточка №9. «Кто где живет?» Цель: Закреплять формы существительных предложного падежа. Карточка №10. «Что в чем?» Цель: Закреплять формы предложного падежа существительных по теме «Посуда». Карточка №11. «Про кота» Цель: Учить согласовывать прилагательные с существительными. Карточка №12. «Чего на свете не бывает» Цель: Учить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы. Карточка №13. «Объясни, что такое» Цель: Развивать способность к анализу, обобщению. Формировать умение рассуждать, делать выводы. | ЯНВАРЬ Карточка №55. «Услышишь — хлопни» Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Карточка №56. «Кто больше?» Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание. Карточка №57. «Семья» Цель: Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников. Карточка №58. «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй» Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия. Карточка №59. «Лови, бросай, дни недели называй» Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Карточка №60. «Что за чем?» Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Развивать мышление. Карточка №61. «Два брата ИК и ИЩ». Цель: Развивать словообразование при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК. Карточка №62. «Кто чем защищается?» Цель: Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже. Карточка №63. «День и ночь» Цель: закреплять знания детей о частях суток. Карточка №64. «Выбери правильное слово» Цель: Развивать мышление, речевое внимание. Карточка №65. «Отгадай предмет по признакам» Цель: Упражнять детей в понимании смысла слов и предложений. Развивать их слуховую память. Закрепить понятие о признаке предмета. Учить подбирать подходящий предмет к признакам. Карточка №66. «У кого какое?» Цель: Закреплять образование прилагательные от существительных. Карточка №67. «Придумай рекламу книге (платью и т.д.)» Цель: Развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Карточка №68. «Продавец и покупатель» Цель: Формировать у детей умение строить предложения со словами-признаками. |
ОКТЯБРЬ Карточка №14. «Какого звука не хватает?» Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа. Карточка №15. «Какое слово заблудилось?». Цель: формировать умение подбирать точные по смыслу слова. Карточка №16. «Четыре слова» Цель: Расширять запас имен существительных в активном словаре детей. Карточка №17. «Подскажи словечко» Цель: Развивать мышление, быстроту реакции. Карточка №18. Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний») Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению. Карточка №19. «Что бывает круглым?» Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость. Карточка №20. «Куда положим» Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом. Карточка №21. «Угадай, кому нужны эти вещи» Цель: Закреплять формы дательного падежа существительных. Карточка №22. «Кто чем работает?» Цель: Закреплять формы существительных творительного падежа. Карточка №23. «Сравни предметы» Цель: Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных. Карточка №24. «Какой сок?» Цель: Учить согласованию в речи существительного с прилагательным. Карточка №25. «Как ты узнал?» Цель: Учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки. Карточка №26. «Верно ли это?» Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного. | ФЕВРАЛЬ Карточка №69. «Назови картинку и найди первый звук» Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком. Карточка №70. «Нужное слово»Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание. Карточка №71. «Кто как разговаривает?» Цель: Расширить словарный запас, развивать быстроту реакции. Карточка №72. «Кто подберет больше слов?» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Карточка №73. «Бывает — не бывает» Цель: Расширять и закреплять активный словарь детей. Развивать логическое мышление. Карточка №74. «Найди картинку» Цель: Развивать анализ и синтез. Карточка №75. «Кто это?» Цель: Активизировать словарь детей по теме «Спорт». Формировать звуко-слоговую структуру слова. Развивать грамматический строй речи. Карточка №76. «Кому что дадим?» Цель: Закреплять формы дательного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные». Карточка №77. «Сравнение» Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. Карточка №78. «Чья голова?» Цель: Закреплять согласование существительного с прилагательным. Карточка №79. «Закончи предложение» Цель: Учить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью. Развивать логическое мышление. Карточка №80. «Нарисуй сказку» Цель: Учить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании. Карточка №81. «Пословицы, поговорки» Цель: Развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом. |
НОЯБРЬ Карточка №27. «Измени слово» Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию. Карточка №28. Внимательный слушатель» (или «Где звук?»). Цель: Развивать фонематические представления, внимание. Карточка №29. «Рыбы, звери, птицы» Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы». Карточка №30. «Что растет в лесу?» Цель: Активизировать у детей словарь существительных по темам: «Растения», «Животные» Карточка №31. Что происходит в природе?» Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении. Карточка №32. «Кто как передвигается?» Цель: Обогащать глагольный словарь детей. Развивать мышление, внимание, ловкость. Карточка №33. «Чьё, чьё? – Моё» Цель: Упражнять в образовании притяжательных местоимений. Карточка №34. «Кто чем управляет?» Цель: Закреплять формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт». Карточка №35. «Чем можно?» Цель: Закреплять формы творительного падежа. Карточка №36. «Какой? Какая?» Цель: Учить согласованию в речи существительного с прилагательным, обозначающим цвет, форму, вкус. Карточка №37. «Подбери прилагательное» Цель: Учить подбирать однородные прилагательные к существительному. Карточка №38. «Расскажи про зайчика» Цель: Учить подбирать однородные прилагательные к существительному. Карточка №39. «Волшебный мешочек» («Черный ящик») Цель: Развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы. Карточка №40. «Отгадай-ка» Цель: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. | МАРТ Карточка №82. «Цепочка слов» Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей. Карточка №83. «Ловушка» Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук. Карточка №84. «Что общего» Цель: Развивать навыки понятийного обобщения. Карточка №85. «Запоминай-ка» Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать слухо - речевой памяти. Карточка №86. «Говори наоборот» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. Карточка №87. «Похожие слова» Цель: Расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова. Карточка №88. «Составь предложение по теме «Весна» Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам. Карточка №89. «Назови профессии» Цель: Развивать анализ и синтез. Карточка №90. «Где мы были, что мы видели?» Цель: Закреплять окончания существительных родительного падежа множественного числа. Карточка №91. «Что делает, что делают?» Цель: Учить правильному употреблению глаголов в единственном и множественном числе. Карточка №92. «Кто кого обгонит?» Цель: Формировать умение правильно согласовывать слова в предложении. Карточка №93. «Кто, чем занимается?» Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Обогатить глагольный словарь детей. Карточка №94. «А я бы…» Цель: Развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию. Карточка №95. «Закончи сам» Цель: Развивать у детей воображение, связную речь. |
ДЕКАБРЬ Карточка №41. «Чудесный художник» Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику. Карточка №42. «Третий лишний» Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук. Карточка №43. «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)» Цель: Расширить словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать быстроту реакции, ловкость. Карточка №44. «Рыбки» Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Рыбы». Карточка №45. «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?» Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных. Развивать воображение, ловкость. Карточка №46. «Месяцы и их последовательность» Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Карточка №47. «Составь предложение по теме «Зима» Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам. Карточка №48. «Скажи ласково» Цель: Закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов. Развивать ловкость, быстроту реакции. Карточка №49. «Кто чем питается?» Цель: Закреплять в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже. Карточка №50. «Магазин» Цель: Учить подбирать однородные определения. Карточка №51. «Назови ласково» Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных. Карточка №52. «Что из чего сделано?» Цель: Активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе. Карточка №53. «Опиши-угадай» Цель: Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи. Карточка №54. «Опиши игрушку» Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. | АПРЕЛЬ Карточка №96. «Загадки «поющих» звуков Цель: Закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку. Карточка №97. «Эхо» Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память. Карточка №98. «Подбери словечко» Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.
Карточка №99. «Угадай предмет» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
Карточка №100. «Скажи похоже» Цель: Учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным. Карточка №101. «Животные и их детеныши» Цель: Закреплять в речи детей названия детенышей животных. Закреплять навыки словообразования. Развивать ловкость, внимание, память. Карточка №102. «Один - много» Цель: Закреплять образование существительных во множественном числе. Карточка №103. «Веселый счет» Цель: Закреплять в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции. Карточка №104. «Почему так называется?» Цель: Обогатить глагольный словарь детей. Карточка №105. «Одно слово вместо двух» Цель: Обогатить глагольный словарь детей. Карточка №106. «Слова — «родственники» Цель: Упражнять в подборе слов, близких по смыслу. Карточка №107. «Составь рассказ» Цель: Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий; Карточка №108. «Пойми меня» Цель: Развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета. |
МАЙ | |
Карточка №109. «Лодочка и пароход» Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. Карточка №110. «Громко-шепотом» Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом. Карточка №111. «Лови да бросай - цвета называй» Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Карточка №112. «Какой это предмет?» Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным. Карточка №113. «Игра в неделю» Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Карточка №114. «Кто больше, а кто меньше?» Цель: закрепить счет и порядковые числительные; развивать представления: «высокий», «низкий», «толстый», «худой», «самый толстый»; «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать. Карточка №115. «Скажи наоборот» Цель: Расширить словарь антонимов у детей. Карточка №116. «Кто кем был?» Цель: Развивать мышление, расширить словарь. Закрепить падежные окончания. | Карточка №117. «Что без чего?» Цель: Закреплять формы родительного падежа существительных по теме «Мебель, посуда, транспорт, одежда. Карточка №118. «Подбери слова — «родственники» (тема «Зима») Цель: Упражнять в образовании однокоренных слов. Карточка №119. «Скажи по-другому» Цель: Упражнять в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей). Карточка №120. «Договори предложение» Цель: Упражнять в подборе слов со сходным значением. Карточка №121. «Однородные сказуемые» Цель: Учить подбирать однородные сказуемые. Карточка №122. «Найди картинке место» Цель: Учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Карточка №123. «Хорошо - плохо» Цель: Познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость. Карточка №124. «Где начало рассказа?» Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...
Картотека дидактических игр по развитию речи "Развитие правильного звукопроизношения"
ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развит...
Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)
Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...
Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)
совершенствовать умение различать на слух звуки...
«Мы играем - речь развиваем» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.Развивать...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...
Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)
Мы играем - речь развиваемКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ) «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и р...