Использование мнемотехники в работе с дошкольниками
статья по развитию речи

Мнемотехника это своего рода схемы в основе их лежат ассоциации, которые помогают запоминать и воспроизводить информацию. В последнее время в дошкольных учреждениях приемами мнемотехники пользуются очень активно и не только для работы с обычными детками, но и для коррекции состояния у малышей с отставанием в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemotehnika._statya.doc56 КБ
PDF icon mnemotablitsy_stihi_20_str.pdf734.36 КБ

Предварительный просмотр:

Сорокина Евгения Сергеевна, ГБДОУ №127

Мнемотехника в работе с дошкольниками

Мнемотехника представляет собой эффективную систему методов и приемов, которые обеспечивают запоминание, сохранение и воспроизведение различной информации, используя естественные механизмы памяти мозга.

Мнемотехника возникла в составе ораторского искусства, т.е. риторики. Ее использовали для запоминания длинных речей. Современные методы и приемы мнемотехники значительно продвинулись в теоретическом и в техническом плане. Благодаря им, сегодня, возможно не только эффективно фиксировать в памяти последовательность текстового материала, но и безошибочно запоминать различную точную информацию: телефонные номера, таблицы с датами, числовые таблицы, анкетные данные, энциклопедические и профессиональные формулировки и тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.[1]

Становится очевидным, что использование мнемотехники в работе с дошкольниками сегодня обретает особую актуальность. Цель использования мнемотехники с дошкольниками – развитие слуховой, зрительной, двигательной, тактильной памяти, а также мышления, воображения, внимания. Основа подобного обучения – развитие творческой активности детей.

Дошкольное детство – период, наиболее благоприятный для развития человеческих возможностей, в том числе и памяти. Дошкольники редко что-то запоминают специально, в их арсенале нет специальных способов запоминания. Интересные для дошкольников события, образы или словесный материал легко запоминаются, если они вызывали эмоциональный отклик. Дети легко и быстро запоминают стихотворения, в которых важны звучность, ритмичность и рифмы. Важно, что чем осмысленнее материал, тем эффективнее запоминание[2].

Смысловая память развивается одновременно с механической. В среднем дошкольном возрасте уже начинает формироваться и произвольная память. Целенаправленное и сознательное запоминание и припоминание проявляются лишь эпизодически. Запоминание и припоминание обычно активизируются параллельно с другими видами деятельности, например, нужны в игре, а также при выполнении поручений взрослых, или во время подготовительных занятий к школе. Наиболее сложный для запоминания материал дошкольники могут воспроизвести играя.

Дошкольный возраст характеризуется преобладанием образных форм сознания, поэтому образные средства, которыми дети овладевают в этом возрасте, являются основными: например, символы и знаки (различные схематичные изображения, таблицы и т.п.).

Как мы видим, мнемотехника, являясь эффективной системой различных методов и приемов, облегчает процесс запоминания информации, а также способствует увеличению объема памяти при помощи образования дополнительных ассоциаций и включения игровых элементов в учебный процесс. Секрет эффективность мнемотехники на самом деле прост. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов в одну смысловую связь, его мозг фиксирует эту взаимосвязь. Однажды или специально, при припоминании или узнавании одного из образов этой ассоциации, мозг воспроизводит всю взаимосвязь, т.е. все ранее соединенные образы.

Важное место в работе с дошкольниками занимает дидактический материал - мнемотаблицы и схемы - модели, использование которых заметно облегчает детям овладение связной речью. Наличие зрительного плана-схемы делает рассказы и сказки четкими, связными и последовательными. 

Мнемотаблица – это специальная схема, в которую заложена необходимая информация. Особенно эффективны мнемотаблицы при разучивании дошкольниками стихотворений.

Для каждого слова или словосочетания придумывается картинка и таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически (образно). После этого дети по памяти, используя только графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает дошкольникам готовую план-схему, но в дальнейшем, обучаясь, дети могут также активно включаться в процесс создания своей схемы[3].

Итак, мнемотаблица — это графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и т.д. Изображать необходимо таким образом, чтобы образы были знакомы и понятны детям. Дошкольникам лучше предлагать цветные мнемотаблицы, т.к. в таком возрасте у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок и солнце – желтого цвета, елочка зеленая, клубника - красная. И «спрятать» персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д.[4].

Этапы работы в детском саду с мнемотаблицам включают в себя:

1. Разглядывание таблицы и разбор изображенного на ней.

2. Перекодирование информации, преобразование абстрактных символов в образы.

3. Пересказ сказки или рассказ по заданной теме (сначала при помощи воспитателя, затем уже самостоятельно).

Коллаж – это еще одна разновидность мнемотехники. Представляет собой лист картона с изображенными буквами, цифрами, геометрическими фигурами, различными картинками, связанными одной целью. Цель коллажа – расширить словарный запас дошкольников, улучшить образное восприятие, развить устную речь. 

Использование мнемотаблиц и коллажей существенно сокращает время обучения, а также решает такие важные задачи как развитие памяти, внимания, образного мышления и развитие мелкой моторики рук.

        Опорные рисунки в процессе заучивания стихотворений увлекают детей, превращая обучение в игру. Данный метод особенно эффективен для дошкольников с речевыми проблемами. В этом возрасте преобладает наглядно-образная память, а запоминание происходит непроизвольно - зрительные образы мнемотаблиц, позволяют намного быстрее запомнить текст. Картинки должны быть яркими и узнаваемыми детьми. При чтении стихотворения картинки можно выставить на фланелеграф и после прочтения позволить детым воспроизвести стихотворение самим.

Необходимо отметить важность развития наглядно-образного мышления у детей с речевыми отклонениями и использования символов и схем, которые образовывают искусственные ассоциации. Они облегчают запоминание и увеличивают объем памяти, составляя суть мнемотехники. Если при воспроизведении текста в воображении у ребенка нужный зрительный образ не возникает, то и нет полного понимания этого текста. Таким образом, прием символизации ускоряет формирования процесса запоминания информации, требующей дословного повторения и ее точной передачи (например, стихи).

 Мнемотехника эффективно развивает ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение и творческую активность. Использование образов в процессе обучения увлекает детей, превращая занятия в игру.  Визуальный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания с просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения необходимо разработать и составить мнемотаблицу, подобрать рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. Важный этап работы с мнемотаблицей – эмоциональное и выразительное воспроизведение текста стихотворения или сказки. В конце работы необходимо обязательно провести словарную работу по прочитанному, беседу по смыслу и предоставить возможность воспроизвести текст детьми с опорой на мнемотаблицу.

Благодаря подобному обучению, память дошкольников укрепляется, а их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объему, легче и эмоциональнее.


[1] Золотарюк О.М., Что такое мнемотехника? [электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://ozolotaryuk.narod2.ru/index.files/Mnemotechnika.pdf

[2] Кириченко О.В. Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи при заучивании стихотворений с использованием мнемотехники [электронный ресурс]. – Режим доступа: www.moi-detsad.ru/konsultac297.html

[3] Золотарюк О.М., Что такое мнемотехника? [электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://ozolotaryuk.narod2.ru/index.files/Mnemotechnika.pdf

[4] Ступина Е.А. Развитие речи с использованием мнемотехники у детей младшего дошкольного возраста [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/500347/


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение и презентация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

В данном сообщении и презентации я предлагаю использовать приёмы мнемотехники по речевому развитию дошкольников....

«Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

Проблема речевого развития дошкольников  в современной педагогике и психологии очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного  развития, дошкол...

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию» способствует решению проблем речевого развития дошкольников...

Консультация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

Консультация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"

В данной консультации обосновывается актуальность применения мнемотехники, описывается суть работы с мнемосхемами на примерах, даются основные отличительные черты мнемотехники от других технологий....

Презентация "Использование мнемотехники в работе с дошкольниками"

В презентации обосновывается актуальность применения мнемотехники, описывается суть работы с мнемосхемами на примерах, даются основные отличительные черты мнемотехники от других технологий....