Презентация "Использование мнемотехники в работе с дошкольниками"
презентация

Калинина Светлана Викторовна

В презентации обосновывается актуальность применения мнемотехники, описывается суть работы с мнемосхемами на примерах, даются основные отличительные черты мнемотехники от других технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ispolzovanie_mnemotehniki_v_rabote_s_doshkolnikami.ppt1.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ Выполнила: Калинина С.В. 2019

Слайд 2

Слово «мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины и обозначает «искусство запоминания». МНЕМОТЕХНИКА – ЭТО СИСТЕМА МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ, СОХРАНЕНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Слайд 3

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Слайд 4

Благодаря использованию данной методики педагоги решают следующие проблемы у детей: развитие памяти, сохранения и запоминания информации; развитие логического мышления; становление речи, в частности улучшение дикции, произношения звуков; помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения; повышает способность концентрировать внимание на одном занятии; техника формирует возможность составлять рассказы и пересказывать прочитанный текст, облегчает процесс заучивания стихов.

Слайд 5

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам : – знаки и символы, используемые в мнемотаблицах, должны быть хорошо знакомы детям; – знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета; – знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие; – замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

Слайд 6

Как любая методика, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже — к мнемотаблицам и коллажам .

Слайд 7

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты . Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.

Слайд 8

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки . Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения. Например: Осенью листья с деревьев опадают. Птицы улетают в теплые края. Часто идет дождь, поэтому люди достают зонтик.

Слайд 9

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок . Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.

Слайд 10

Осень, осень к нам пришла Всем подарки принесла: Желтые листочки, Вкусные грибочки, Овощи и фрукты, Хлебные продукты!

Слайд 11

План рассказа о зиме: 1. Погода зимой. 2. Что делают звери? 3. Одежда. 4. Зимние развлечения

Слайд 12

При работе с мнемотаблицами необходимо соблюдать следующие этапы: 1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2.Перекодирование информации, т.е. преобразование символов в образы. 3.Воспроизведение информации (сказки, рассказа, стихотворения) с опорой на символы (образы), соблюдая последовательность, т.е. отработка метода запоминания. 4.Графическая зарисовка мнемотаблицы.

Слайд 13

Чем отличается мнемотехника от других технологий. Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях. Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат. Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс; Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера. Универсальностью - может использоваться любым педагогом и родителями.

Слайд 14

Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала . Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение и презентация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

В данном сообщении и презентации я предлагаю использовать приёмы мнемотехники по речевому развитию дошкольников....

«Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

Проблема речевого развития дошкольников  в современной педагогике и психологии очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного  развития, дошкол...

Презентация "Мнемотехника в работе с дошкольниками с ТНР"

Использование мнемотехники в логопедии...

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию» способствует решению проблем речевого развития дошкольников...

Педсовет "Мнемотехника в работе с дошкольниками"

Мнемотехника (мнемоника) –  искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций....

Использование мнемотехники в работе с дошкольниками

Мнемотехника это своего рода схемы в основе их лежат ассоциации, которые помогают запоминать и воспроизводить информацию. В последнее время в дошкольных учреждениях приемами мнемотехники пользуются оч...

Консультация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

Консультация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»...