КОНСУЛЬТАЦИЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"
консультация
В данной консультации обосновывается актуальность применения мнемотехники, описывается суть работы с мнемосхемами на примерах, даются основные отличительные черты мнемотехники от других технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotehniki.docx | 945.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ
В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Слово «мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины и обозначает «искусство запоминания».
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Благодаря использованию данной методики педагоги решают следующие проблемы у детей:
- развитие памяти, сохранения и запоминания информации;
- развитие логического мышления;
- становление речи, в частности улучшение дикции, произношения звуков;
- помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;
- повышает способность концентрировать внимание на одном занятии;
- техника формирует возможность составлять рассказы и пересказывать прочитанный текст, облегчает процесс заучивания стихов.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:
– знаки и символы, используемые в мнемотаблицах, должны быть хорошо знакомы детям;
– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;
– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.
Как любая методика, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже — к мнемотаблицам и коллажам.
Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.
Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.
Например:
Осенью листья с деревьев опадают. Птицы улетают в теплые края. Часто идет дождь, поэтому люди достают зонтик.
Наиболее сложной структурой является мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.
Осень, осень к нам пришла
Всем подарки принесла:
Желтые листочки,
Вкусные грибочки,
Овощи и фрукты,
Хлебные продукты!
План рассказа о зиме:
1. Погода зимой.
2. Что делают звери?
3. Одежда.
4. Зимние развлечения
При работе с мнемотаблицами необходимо соблюдать следующие этапы:
1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2.Перекодирование информации, т.е. преобразование символов в образы.
3.Воспроизведение информации (сказки, рассказа, стихотворения) с опорой на символы (образы), соблюдая последовательность, т.е. отработка метода запоминания.
4.Графическая зарисовка мнемотаблицы.
Чем отличается мнемотехника от других технологий.
- Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.
- Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.
- Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;
- Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.
- Универсальностью - может использоваться любым педагогом и родителями.
Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение и презентация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»
В данном сообщении и презентации я предлагаю использовать приёмы мнемотехники по речевому развитию дошкольников....
«Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»
Проблема речевого развития дошкольников в современной педагогике и психологии очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного развития, дошкол...
Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»
Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию» способствует решению проблем речевого развития дошкольников...
Использование мнемотехники в работе с дошкольниками
Мнемотехника это своего рода схемы в основе их лежат ассоциации, которые помогают запоминать и воспроизводить информацию. В последнее время в дошкольных учреждениях приемами мнемотехники пользуются оч...
Консультация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»
Консультация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»...
Примеры использования мнемотехники в работе с дошкольниками.
Три игры с примерами....
Консультация «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками»
laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету»К.Д.Ушинский...