Рабочая программа совместной деятельности музыкального руководителя (воспитателя) «ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА» с детьми 3-4 лет на 2018 – 2019 учебный год
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yasli_kruzhok_logoritmika_moy_2018-2019_2.docx | 43.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Утверждаю Директор………………… Курьякова Е.А. Приказ №………………………………. Дата ……………………………………. МП | Принято Протокол педагогического совета №……дата от……………..……. |
Муниципальное образовательное казенное учреждение
«Олекминская СОШ» Тындинского района
Группа дошкольного образования
Рабочая программа
совместной деятельности музыкального руководителя (воспитателя)
«ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА»
с детьми 3-4 лет
на 2018 – 2019 учебный год
Воспитатель (музыкальный руководитель)
высшей квалификационной категории
Хода Марина Олеговна
п.Олекма
2018 г
№ | Содержание | Страницы |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Список детей | 6 |
3 | График работы кружка «Логоритмика» | 6 |
4 | Учебно-тематический план | 7 |
5 | Работа с родителями | 8 |
6 | Методическое обеспечение | 9 |
7 | Список литературы | 10 |
Пояснительная записка
Возможно, самое лучшее, самое радостное,
что есть в жизни - это красивая речь
и свободное движение под музыку.
И ребенка можно этому научить.
А. И. Буренина.
Речь – одна из важных сторон развития ребенка. Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто это очень сложная и трудоемкая работа для ребенка.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта.
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Было отмечено, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями («Рефлексы головного мозга»,1866). Также было доказано советским ученым, неврологом и психиатром В.М. Бехтеревым, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки («Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства»). Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Это связано с тем, что они воздействуют в первую очередь на эмоциональный интеллект ребенка, что помогает детям быстрее и лучше усваивать материал, учиться говорить правильно.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Направленность программы: тематическая направленность и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Новизна и актуальность: система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований. В логоритмические занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия кружка включены пальчиковые музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она разработана с учетом современных образовательных технологий, которые находят свое отражение в:
– принципах обучения: постепенное приобретение навыков (усложнение выполняемых заданий); посильность заданий для воспитанников; системность проведения занятий; соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники; единства процессов обучения и воспитания.
– формах и методах обучения: словесные – объяснение, беседа, советы, звукоподражание; наглядные – краткое объяснение, показ с пояснением, указание при воспроизведении, беседа, разъяснение сюжета, вопросы по последовательности движений, команды, образный сюжетный рассказ; показ, игровой метод; практические – выполнение работы.
– методах контроля и управления образовательным процессом: индивидуальные консультации родителей.
Цели программы:
- развивать музыкально-речевые способности у детей 3-4 лет;
- преодолеть речевые нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребенка через музыку и движение;
- воспитать эмоционально-волевые качества личности ребенка.
Задачи:
образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- знакомить с метроритмикой.
Воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
Коррекционные:
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных способностей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 3 до 4 лет.
Срок реализации образовательной программы - 1 год.
Форма занятий – групповая. Формой проведения логоритмических занятий является игра. Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи, заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения – базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком действительности. При составлении занятий по логопедической ритмике также учитываются следующие дидактические принципы: активность, сознательность, научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Занятия проводятся во вторую половину дня, один раз в неделю. Продолжительность занятия 15 минут. Тема берется на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей.
Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Ожидаемые результаты:
Воспитанник
- ритмично выполняет движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
- правильно выполняет артикуляции звуков;
- ориентируется в пространстве, двигается в заданном направлении, поет протяжно, подвижно, передавая характер музыки;
- берет дыхание между короткими музыкальными фразами;
- подыгрывает простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане.
Воспитанник проявляет бережное отношение к природе и животным; уважение к культуре и традициям родного края, труду людей; у воспитанника сформировано правильное речевое и физиологическое дыхание.
Способы проверки знаний, умений и навыков детей:
1. Вводная диагностика – сентябрь.
2. Итоговая диагностика – май.
Форма подведения итогов: 1 раз в квартал итоговое занятие.
Структура логоритмического занятия
1. Вводная часть длится 3-5минут: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
2. Основная часть занимает 10-15 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные м малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счетные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
3. Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.
Список детей
№ | ФИ ребенка | Дата рождения |
1 | Лазаренко Виктор Дмитриевич | 25.04.2014г. |
2 | Широкова Анастасия Николаевна | 15.09.2014г. |
3 | Пономарева Милана Александровна | 17.09.2014г. |
4 | Степанчук Анастасия Семеновна | 29.12.2014г. |
5 | Чеканенко Анна Владимировна | 14.01.2015г. |
6 | Боровенский Павел Тарасович | 02.03.2015г. |
7 | Алешков Артем Дмитриевич | 27.03.2015г. |
График работы кружка
Кружок проводится во вторую половину дня, 1 раз в неделю, 33 раза в год.
Продолжительность организованной образовательной деятельности не более 15 минут.
День недели | Время поведения | Наименование |
Вторник | 15.40 – 15.55 | Кружок «Веселая логоритмика» |
Тематический план
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Солнышко и дождик | 1 | 11.09.2018 | |
2 | Тучки по небе гуляют | 1 | 18.09.2018 | |
3 | Веселый огород | 1 | 25.09.2018 | |
4 | Репка | 1 | 02.10.2018 | |
5 | Осенние листья | 1 | 09.10.2018 | |
6 | Осень в лесу | 1 | 16.10.2018 | |
7 | Осенние подарки | 1 | 23.10.2018 | |
8 | До свиданья, птицы | 1 | 06.11.2018 | |
9 | Холодно | 13.11.2018 | ||
10 | Кошка и котята | 1 | 20.11.2018 | |
11 | Котята и щенок | 1 | 27.11.2018 | |
12 | Зима в лесу | 1 | 04.12.2018 | |
13 | Дед Мороз спешит на елку | 1 | 11.12.2018 | |
14 | Украшаем елочку | 1 | 18.12.2018 | |
15 | Наступает Новый год | 1 | 15.01.2019 | |
16 | Новогодний праздник в лесу | 1 | 22.01.2019 | |
17 | Рукавичка | 1 | 29.02.2019 | |
18 | У бабушки в гостях | 1 | 05.02.2019 | |
19 | Снеговик | 1 | 12.02.2019 | |
20 | Как снеговики солнце искали | 1 | 19.02.2019 | |
21 | Армейская карусель | 1 | 26.02.2019 | |
22 | Как цыплята солнце будили | 1 | 05.03.2019 | |
23 | Новая столовая | 1 | 12.03.2019 | |
24 | В гости к нам пришли матрешки | 1 | 19.03.2019 | |
25 | Весеннее солнышко | 1 | 02.04.2019 | |
26 | Весенняя капель | 1 | 09.04.2019 | |
27 | Прилетайте, птицы | 1 | 16.04.2019 | |
28 | Весенний ручеек | 1 | 23.04.2019 | |
29 | Кораблик | 1 | 30.04.2019 | |
30 | Утренние лучи | 1 | 07.05.2019 | |
31 | Петушок и его семья | 1 | 14.05.2019 | |
32 | Дела много у зверей | 1 | 21.05.2019 | |
33 | Колечко | 1 | 28.05.2019 |
Работа с родителями
№ | Наименование консультации | Сроки |
1 | Чем полезна логоритмика и как ею заниматься | Сентябрь |
2 | Логоритмика – это движение, движение – это здорово | Октябрь |
3 | Ум на кончиках пальцев | Ноябрь |
4 | Практические рекомендации для родителей по логоритмике | Декабрь |
5 | В мире логоритмики | Январь |
6 | Логоритмика, ее роль в жизни ребенка, дома и в детском саду | Февраль |
7 | Лэпбук «Развиваем речь дома» | Март |
8 | Развиваем мелкую моторику — развиваем речь | Апрель |
9 | Буклеты по логоритмике | Май |
10 | Выступление на родительских собраниях | В течение года |
11 | Индивидуальные консультации | В течение года |
12 | Фото отчет о работе кружка | В течение года |
13 | Участие родителей в совместных мероприятиях | В течение года |
14 | Родительское собрание практикум-семинар «Развиваем мелкую моторику рук у детей» | Октябрь |
15 | Участие родителей в конкурсе «Дидактические игры для развития мелкой моторики» | Ноябрь |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Дидактический материал: дидактические карточки, музыкальные произведения, песни, танцы, аудиозаписи, иллюстрации, картины, раздаточный материал.
Техническое оснащение занятий: музыкальный центр, мультимедийный проектор, музыкальные инструменты, декорации, костюмы и др.
Список литературы
- Гаврищева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: В помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями, - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
- Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Изд. «Скрипторий 2003», 2010
- Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки для детей дошкольного возраста/С..Крупа-Шушарина; на стихи О.И.Крупенчук-Вознесенской. – Ростов н/Д: Феникс, 2010
- Нищева Н.В., Гпврищева Л.Б. новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD: Учебно методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012
- Опыт лучших – детям: Инновации в дошкольном воспитании. Сб. материалов /Отв. ред. А.И.Буренина. – СПб.: ЛОИРО, 2009
- Система музыкально-оздоровительной работы вт детском саду: занятия, игры, упражнения / авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012
- Судакова Е.А. Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013, CD
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ №1 общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет на 2018 – 2019 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Белочка» Принята:...
Рабочая программа кружковой деятельности «Мир книги» для детей 6-7 лет подготовительной группы на 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа кружковой деятельности«Мир книги»для детей 6-7 лет подготовительной группы на 2018 – 2019 учебный год...
Рабочая программа по сенсорике 2 младшей группы «Радуга» МКДОУ Бутурлиновский детский сад №10 на 2018-2019 учебный год. Кружок « Развивайка»
СОДЕРЖАНИЕ:1. Паспорт программы ……………………………………2 - 32. Пояснительная записка …&helli...
Рабочая программа совместной деятельности музыкального руководителя с детьми (2-7 лет)
I.Содержание: №темаСтр. Содержание21ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1Пояснительная записка31.2Цели и задачи41.3Основные цели и задачи реализации художественно-эстетического направления41.4Принципы и подход...
Рабочая программа совместной дяетльности музыкального руководителя с детьми 3-7 лет
Составлена на основе общеобразовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой....
Рабочая программа образовательной деятельности для детей старшей группы (от 5 до 6 лет) на 2018 - 2019 учебный год
Рабочая программа образовательной деятельности для детей старшей группы (от 5 до 6 лет) на 2018 - 2019 учебный год...
Рабочая программа образовательной деятельности адаптационной группы кратковременного пребывания для детей 1 – 3 лет на 2018 /2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ...