Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей дошкольного возраста.
материал по развитию речи (старшая группа)
Здоровьесберегающие технологии в развитии речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_razvitii_rechi_doshkolnika.docx | 407.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольника»
Воспитатель Булавенко И.Н.
Развитию и коррекции речи, психического и физического состояния ребенка помогает использование здоровьесберегающих технологий. Я познакомлю вас с технологиями, которые использую в своей работе.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения и воспитания, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. К нимможно отнести:
- эмоционально-образная терапия
- пальчиковую гимнастику;
- су –Джок –терапию;
- дыхательную гимнастику;
- гимнастику для глаз;
- ритмопластику и т. д.
Пальчиковые игры и упражнения
Пальчиковые игры и упражнения, систематически используемые на занятиях, оказывают стимулирующее влияние на развитие Рече двигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей. Они способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже постановке звуков. Кроме того, они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Пальчиковые игры – это небольшие рифмованные тексты, сопровождаемые движениями пальцев или кистей рук.
Игры с пальчиками способствуют более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогают в усвоении эмоциональной выразительности.
В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях:
- Во – первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.
- Во – вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка.
В своей работе я использую следующие пальчиковые игры (вот примерный список):
«Дружные пальчики»
- Пальчик, пальчик, где ты был?
(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)
- С этим пальцем в лес ходил.
- С этим пальцем щи варил.
- С этим пальцем кашу ел.
- С этим пальцем песни пел.
(на каждую строчку загибается один пальчик)
Пальчики свои встряхни.
И немного отдохни!
«Осенние листья»
Раз, два, три,
Четыре, пять,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(«шагают» по столу средними и указательными пальчиками)
«Кулак - ребро-ладонь»
Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе.
Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, потом – двумя руками вместе.
«Ожерелье»
Ожерелье мы составим,
Маме мы его подарим.
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу).
Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Пальчики здороваются»
Утром встали пальчики- маленькие мальчики,
Друг другу обрадовались, здороваться начали.
Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик…
Самый маленький мой мальчик (поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки).
«Мышки испугались»
На первые 2 строчки поворачиваем кулачком по часовой стрелке. На слова «гулять» - растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку кулак-норку).
Один, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять!
Испугались кошки, спрятались опять.
Таким образом,пальчиковые игры развивают тонкие движения пальцев рук; дети быстрее овладевают правильным произношением звуков; дети работают с эмоциональным настроем и интересом, что позволяет предельно мобилизовать их внимание, память, обогащение словаря и способствуют развитию интонационной выразительности речи, потому что движение и речь - два взаимосвязанных процесса. Развивая двигательные возможности ребенка, мы развиваем его речевую способность, устраняем задержку в моторной речи детей, ускоряем развитие связной речи, а также всех психических функций мозга. Играйте с ребёнком, пойте, рассказывайте стих, и ваши дети заговорят гораздо быстрее, делайте всё это с душой!
Успехов вам, дорогие коллеги!
Игры-манипуляции
(«Сорока-белобока», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик - дедушка»).
Сюжетные пальчиковые игры
(«Пальчики здороваются», «Кораблик»).
Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
(«Гости», «Засолка капусты»,
«Гуси щиплют траву».)
Театр в руке («Сказка»,
«Осьминожки»)
Эмоционально-образная терапия
Это вид терапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на нее. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.
В своей работе я, помимо основных методов, использую игру «Кричалки – шепталки - молчалки». По сигналу дети выполняют определенные задания: если я показываю флажок зеленого цвета – детям разрешается подвигаться, побегать, громко разговаривать и т. д., если флажок желтого цвета – то бегать уже нельзя, можно ходить спокойно, говорить можно только шепотом, если флажок красного цвета, то дети должны присесть и молча слушать необходимую информацию. Такую игру можно провести и в качестве физминутки.
В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.
массаж
Мы погладим лобик, носик и щечки! (По тексту).
Будем мы красивыми (наклоны головы к правому и левому плечу).
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки сильнее, сильнее! (По тексту).
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будем все здоровы! (Разводят руки в стороны).
Упражнения для развития речевого дыхания.
Не маловажную роль в развитии речи детей играет и развитие речевого дыхания. Цель дыхательной гимнастики: выработать сильную, плавную, длительную, ротовую струю. Учить детей делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек: дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей.
«Заводные машинки»
Задачи работа над длительным, плавным выдохом, развитие мелкой моторики, закрепление звука «ж».
Сцепить пальцы рук в «замок», оставив свободными только большие пальцы. Они превращаются в машинки. Сделать глубокий вдох и на выдохе произносить звук «ж». Машинки едут до тех пор, пока не кончится завод (пока хватает дыхания).
«Гуси»
Задачи: развитие мышц плечевого пояса, закрепление звука «ш».
Наклониться вперёд, развести руки в стороны, произнести звук «ш», вернуться в исходное положение.
«Петушок»
Задачи: развитие мышц плечевого пояса, плавного выдоха, работа над слоговой структурой слова, подготовка к произношению длинных слов, не пропуская и не заменяя слогов.
Поднять руки вверх, опустить через стороны вниз с проговариванием слогов: «ку-ка-ре-ку».
Су-Джок терапия оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм.
Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Нервные окончания данных участков связаны с корой головного могзга. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия.
Мячик в руки мы берём, пальчики сжимаем. Разжимаем – сжимаем 2 раза. А теперь в ладошках покатаем
Массаж Су – Джок шарами, (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом).
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Таким образом, здоровьесберегающие инновационные технологии являются эффективными средствами работы, оптимизирующие процесс развития речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мы живем в век технологий, в том числе информационно-компьютерных, поэтому современный человек должен быть с детства психологически готов воспринимать все новое, иметь потребность постоянно учиться, и...
Игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Liberation Serif","Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Dro...
Доклад:"Использование ИКТ технологий в развитии речи детей дошкольного возраста"
Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связанной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.Успешное овладение связной устной речью по...
«Использование элементов ТРИЗ - технологии в развитии речи детей дошкольного возраста».
Одним из современных способов взаимодействия воспитателя с детьми является ТРИЗ-технология. Статья о том, как влияет на развитие связной речи дошкольников технология ТРИЗ и как правильно использовать ...
"Использование LEGO- технологии для развития речи детей дошкольного возраста»
Обобщение опыта работы на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования п.г.т. Уренгой на тему « Использование LEGO- технологии для развития речи де...
Использование современных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи неоФормирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Усп...
"Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей дошкольного возраста" (10.2023)
Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей дошкольного возраста....