Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
презентация по развитию речи

Садыкова Ильзира Аухатовна

Коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. В работе необходимо придерживаться следующих этапов :}• Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.

}
}• Дифференциация предлогов в устной речи детей.
}
}• Формирование звуковых грамматических обобщений.
}
}• Осознание словесного состава предложения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Составила Садыкова И.А. учитель-логопед МКДОУ № 423

Слайд 2

« Сознание отображает себя в слове, как солнце в малой капле воды. Слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму , как атом к космосу. Оно и есть малый мир сознания». Л.С. Выготский

Слайд 3

Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении. Предлоги бывают простые и составные, производные и не производные. Предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи. По мере развития речи значения предлогов всё больше и больше детализируются и обогащаются.

Слайд 4

По А.Н. Гвоздеву отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе

Слайд 5

*пропуск или замена предлогов *замена одной предложно-падежной конструкции другой(дом стоит на реке) *неправильное употребление падежного окончания существительного (мальчик бежит с собака) *неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (собака ест у миска) Особенности нарушений предложно- падежных конструкций у детей с недоразвитием речи

Слайд 6

1.Выявление понимания значения предлогов 2.Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка Обследование навыков употребления предлогов

Слайд 7

1 период . Дети учатся выполнять действия с предметами, усваивая значения предлогов в, на, над, под. 2 период . Употребление предлогов на, под, в, из, обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами. . 3 период Расширение значения предлогов: «к» – Д.п ., «от» – Р.п ., «с – со» – В.п , Т.п.. Отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах. Умение выделять предлог как отдельное служебное слово. Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в старшей группе.

Слайд 8

1 период. Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над с, со 2 период . Составление предложений с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед. 3 период . Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов. Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в подготовительной группе.

Слайд 9

Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций используются следующие формы работы: логопедические занятия, занятия по развитию речи, рисованию, конструированию, лепке, физкультуре, закрепление пройденного материала на занятиях психолога, закрепление пройденного материала в процессе режимных моментов, в часы досуга (прогулок, экскурсий, игр и т.д.), дома с родителями, что требует тесной взаимосвязи работы логопеда и воспитателя, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, психолога и родителей.

Слайд 10

Основные принципы коррекционной работы над предлогами с детьми дошкольного возраста -Принцип комплексности -Принцип максимальной опоры на различные анализаторы -Принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому) -Принцип постепенного усложнения задания речевого материала -Принцип системности Принцип учета симптоматики и степени выраженности дефекта -Онтогенетический принцип -Принцип ведущей деятельности(у детей дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность)

Слайд 11

• Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов. • Дифференциация предлогов в устной речи детей. • Формирование звуковых грамматических обобщений. • Осознание словесного состава предложения. Коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. В работе необходимо придерживаться следующих этапов :

Слайд 12

При уточнении и дифференциации предлогов в речи дошкольников используются следующие основные приемы: 1. обучение, при котором представляются связи и отношения между действиями, совершаемыми самим ребенком; 2. выяснение отношений между предметами на картинках; 3. построение предложений по образцу с использованием графических схем предлогов; 4. усвоение выражений с предлогами на образцах живой речи и литературы, читаемой на занятиях.

Слайд 13

Приобретенные навыки автоматизируются в упражнениях: дети подсчитывают количество слов в предложениях, учатся выделять предлог как слово в потоке речи, зрительно запоминают графический образ предлога, составляют предложения и короткие рассказы с предлогами . Предлог является объектом постоянного внимания и их активной умственной деятельности, что создает основу для понимания его синтаксической роли в различных речевых высказываниях (словосочетаниях, предложениях, текстах).

Слайд 14

Игра: «Кто где?» Цель: научиться составлять предложения с предлогом по картинке. Научиться составлять предложения с предлогом без картинки на любую тему . Игра «Еда для животных » Цель: научить правильно употреблять существительное в предложном падеже. Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в предложном падеже. Медведь мечтает (о рыбе). Кошка мечтает (о молоке). Собака мечтает (о косточке) и т.д. Перечень игровых упражнений, направленных на формирование навыков правильного употребления предлогов :

Слайд 16

Игра: «Добавь маленькое слово (предлог)». Цель: Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади. Стол стоит... Полочка с книгами висит... Мишка сидит... Игра «Исправь ошибки» Логопед: Один рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Вот как он прочитал: «Дед в печи, дрова на печи». «На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать?

Слайд 18

Игра «Кто где живёт?» Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В ). Дети подбирают пары картинок, отвечая на вопрос логопеда: «Кто где живёт?». - Лиса живёт в норе. - Медведь живёт в берлоге. - Белка живет в дупле . Игра «Что в чём?» на тему посуда . Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В). На доске выставляются картинки с изображением посуды. Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку. - В чём варят суп? - Суп варят в кастрюле . Игра « Скажи наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В - ИЗ, НА - С, К - ОТ). Логопед называет предложение и просит детей сказать наоборот. - «Мальчик положил мяч в ящик» - «Мальчик вынул мяч из ящика». - «Девочка налила воду в графин». -.... - «Мама положила яблоки на стол». -.... - В чем носят воду из колодца

Слайд 19

Игра на занятии по физической культуре : «Будь внимательным и шустрым, все команды выполняй!» Цель: Закрепить значение предлогов над, под, за, между, на. Игра на занятии по физической культуре: «Воды немного-переходи!» Цель: Закрепить значение предлога через. Игра на музыкальном занятии : «Кто, где стоит?» Цель: Закрепить значение предлогов за, между, около, возле, перед.

Слайд 20

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование  предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  Современный ребёнок к  4,5-5 годам должен овладеть всей системой родн...

Формирование предложно — падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Особенности формирования предложно — падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...

Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В статье рассматриваются вопросы формирования предложно-падежных конструкций у детей с тяжелыми нарушениями речи, практические приемы соответствующей коррекционной работы....

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме: «Формирование навыков использования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста»

Наиболее употребляемыми грамматическими средствами, выражающими в современном русском языке оптико-пространственные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами. Употребление предло...