Статья «Сказка как средство формирования духовно-нравственных представлений детей»
статья по развитию речи (старшая группа)

Чечетенко Татьяна Юрьевна

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивают свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно - поучительного, в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя простор воображению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iz_opyta_raboty.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказка как средство формирования духовно-нравственных представлений детей»

С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную и духовную суть поступка. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребенка так, чтобы он об этом даже и не догадался. Наряду с другими фольклорными жанрами, сказка является учебным материалом, подготавливающим человека к сознательному вхождению в мир. С. Я Маршак остроумно заметил, что «сказка –это концентрат разных витаминов, вроде молока для маленьких. В ней есть элементы питания. Она учит говорить, мыслить, чувствовать…». Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги и родители. Наверное, не найдется такого человека, который бы не любил сказку в детстве. Из сказок дети часто черпают сюжеты для своих любимых игр, воображая себя храбрыми и мудрыми героями, прекрасными принцессами и всемогущими волшебниками.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивают свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно - поучительного, в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя простор воображению. Мультфильмы же, предлагают свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого восприятия сказки. Великий русский педагог К. Д Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. По его мнению, сказка благодатный ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Именно сказка (вслед за колыбельной песней)вводила детей в мир идеалов ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и подростку. Все люди делятся на людей живущих сказкой, живущих без сказкиСказок было бесчисленное множество. Но до нас дошли лишь те, которые прошли тщательную проверку временем. Если сказка тысячелетиями передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и почти в первозданном виде дошла до нас, людей 21 века, значит она несет в себе некое глубокое знание. Согласно мудрому совету Лескова: «Живите, государи мои, люди русские в ладу со своей старой сказкой! Горе тому, у кого ее не будет под старость!» Многие сказкидавно использовались в православном воспитании для освоения ценностей христианства, для принятия Бога, как определяющего начала жизни.

В дошкольном возрасте мы знакомим детей с различными видами сказок, основными являются:

1. Сказки о животных.

2. Волшебные сказки.

3. Социально-бытовые сказки.

Одна из важнейших особенностей сказки- образность. Она облегчает детям, еще не способным мыслить абстрактно, восприятие событий. Образность в сказках хорошо сочетается с их забавностью. Народные сказки, как правило, занимательные, в них много юмора и острот. У каждого народа есть особый вид сказок, главной целью которых является именно забавы и развлечение. Детской природе это очень близко, такие сказки всегда находят отклик в сердце ребенка. Признак настоящей сказки –хороший конец. Это дает ребенку, чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все закончится хорошо. Герой который проходит все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом и заключается закон жизни: как ты относишся к Миру, так и он к тебе. Воспитательная ценность народных сказок заключается еще и том, что в них запечатлены лучшие черты русского народа: свободолюбие, природный ум, настойчивость, упрямство достижения цели. Сказки помогают бороться с негативными проявлениями в поведении детей.

Не случайно психологи используют сказкотерапию, как метод коррекции поведения и отклонений в развитии детей. Если ребенок жадничает, ему будет полезно послушать сказку о золотой рыбке или о жадных медвежатах, капризному малышу стоит рассказать сказку о принцессе на горошине, а трусливому – о храбром зайце. Сказкивоспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине, она осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказка показывает жизнь в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, происходящими в стране. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, бродяжничеству среди подростков, наркомании. Именно бездуховностьлежит в основе таких негативных явлений. В наше время в погоне за развитием интелекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие ребенка, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. Именно через сказку начиная с младшего дошкольного возраста, начинается воспитание души ребенка, его положительных качеств. Только дети могут сочувствовать, сопереживать по- настоящему. Задача взрослых, педагогов в детском саду не дать задавить эти ростки, реальностью жесткой жизни, а сделать все необходимое, чтоб они проросли глубоко в душе и сердце ребенка. Чтобы пробудили в детской душе драгоценную способность откликнуться на чужое горе, сопереживать или сорадоваться своим близким. В. А Сухамлинский утверждал: что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Духовный заряд накопленный народами тысячелетиями через сказку, может служить человеку еще долго, более того он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств духовно-нравственного развития ребенка, формирование гуманных чувств и социальных эмоций, представлений о добре и зле.

Сказка рассматривается как средство нравственного воспитания детей, и в тоже время, как метод интеграции личности, развития творческих способностей. Закончить свою статью хочу словами великого русского мыслителя И. А Ильина, который сказал: «Какая бы тень не набежала на вашу жизнь: посетит ли вас тревога о судьбе России, придут ли к вам «мысли черные» о вашей личной судьбе или просто жизнь покажется «несносной раной» ,вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу».

Для написания статьи в помощь я использовала следующую литературу:

1. Ильин А. И: «О духовном развитии и воспитании детей»-М. ,2012г.

2. Харламов И. Ф«Нравственное воспитание дошкольников» - М., 2011г.

3. Белобрыкина О. А«Сказка ложь, да в ней намек» Пособие для родителей и педагогов –М., 4.

4. Бережнова О. В«Сборник научно-методических статей» Орел 2015г.

5. Афанасьева А. Н«Народные русские сказки» Издательство Художественная литература.

6. Ильин И. А«Духовный мир сказки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - образовательный проект на тему: " Народный фольклор, как средство формирования духовно - нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста".

Тема проекта определена в связи с отсутствием иситемы приобщения дошкольников 3 - 4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах деятельности.Цель: Приобщение детей к истокам русской н...

Музейная педагогика как средство формирования духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста.

Статья знакомит с музейной педагогикой в ДОУ как средством активизации познавательного развития ребенка....

Статья «Сказка как средство формирования духовно-нравственных представлений детей»

Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ...

Методическая разработка "Крещенские посиделки"- итоговое мероприятие святочных дней, как средство формирования духовно-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста".

Методическа разработка раскрывает актуальность и важность духовно-нравстенного воспитания детей дошкольного возраста, определяет цели изадачи, методы и приемы работы с детьми, дает готовый сценарий пр...

Статья "Квест-игра – как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста"

Процесс формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста эффективен при активном включении личности ребенка старшего дошкольного возраста в деятельность (игру, по...

План по самообразованию по теме «Сказка как средство формирования духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованиюпо теме «Сказка как средство формирования духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»...