Мастер-класс на тему "Режиссерские игры в детском саду"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
Представлен материал для выступления на семинаре для воспитателей ДОУ, как организавать игру, а также примеры игр для младшей и старшей групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnye_igry.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум-семинар
Выступление на тему «Режиссерские игры в детском саду»
Предлагаю взрослым обыграть театрализованную игру, которая является примером начинающей театрализованной деятельности ребенка, недавно пришедшего в детский сад. Выберем действующих лиц. В текущей работе с ребятами внимательно смотрите и отмечаете особенности игры каждого «актера», привлекайте ребят к поискам собственных способов показа. В дальнейшем обязательно включайте такого рода фрагменты в театрализованные игры, чтобы найти им практическое применение.
Каждая игра требует своих средств выразительности и творческих находок. Поэтому многие методические приемы я непосредственно включаю в описание сюжетов игр. Наша задача -- найти новые, более интересные и совершенные.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
По Н. Забила
НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Цель игры. Поощрять стремление детей создавать игровую обстановку, учить выполнять игровые действия, связанные в простом, близком их жизненному опыту сюжете. Вовлекать детей в исполнение смешных и поучительных эпизодов.
Персонажи. Ведущий, Яся.
Подготовка к игре. Покажите детям диафильм «Ясочкин садик» (автор Н. Забила, художник Е. Афанасьева). Попросите их подобрать все необходимое к игре «Детский сад».
Материал. На отдельном столе под накидкой лежат соразмерные игрушки: кукла Ляля, медвежонок, конь, щенок, котенок, материал для постройки дома, конфеты, пирожки, книги, кубики, букварь, коврики или кроватки. Два-три сдвинутых стола находятся рядом, на них постепенно разместится Ясочкин детский сад
Ход игры. В первом показе настольного театра познакомьте детей с Ясей (желательно, чтобы это была новая большая кукла). Предложите ребятам подружиться с ней, послушать ее рассказ о том, как ей было одиноко дома, когда мама уходила на работу, как она старалась не скучать, как хотела в детский сад. В этот раз вам, вероятнее всего, потребуется читать текст не только за ведущего, но и за куклу Ясю, подражая голосу маленькой девочки. Но попробуйте привлечь к исполнению этой роли ребенка. Возможно, в вашей группе окажется такая смышленая девочка, которая с первого раза с небольшой вашей помощью сможет исполнить роль Яси.
Ведущий. За окном сегодня ветер, ветер,
Даже в доме слышно, как гудит.
В детский сад ушли давно все дети,
Только Яся в комнате сидит.
Наша Яся кашляет немножко --
Простудилась на дворе вчера.
(Подражает Ясе.)
Верно, Яся промочила ножки
Там, где баб лепила детвора.
(Вытирает кукле носик платком.)
Мамы нет, и на работе папа.
В Ясочкином доме тишина.
Думаете, Яся будет плакать?
В комнате соскучится одна?
(Мимикой побуждает детей ответить.)
Ну уж нет! Зачем же плакать Ясе?
(Снимает с игрушек накидку, дает возможность детям рассмотреть их.)
Вон игрушки у нее стоят.
Села к ним, игрою занялася:
Будет у нее свой детский сад.
(По ходу дальнейшего чтения ведущий предлагает детям взять ту или иную игрушку и привести к Ясе в детский сад.)
В детский сад пришел мохнатый мишка,
Кукла Ляля и большой конек
И еще веселый шалунишка --
Длинноухий маленький щенок.
И котенка записала Яся,
Но шмыгнул котенок под кровать.
Яся. Непослушный, глупый котик Вася.
Больше не возьму тебя играть!
(Шутливо грозит ему пальцем.)
Ведущий. В уголок уселись ребятишки. Смирная какая детвора! Что-то лапы грязные у мишки. Он, лентяй, их не помыл с утра. (Предлагает кому-нибудь вымыть неряхе лапы.)
Яся. Дом из книг для вас построю, дети... (Просит одного или двух детей помочь ей построить домик.)
Привяжу на башенку флажок...
Кто-либо из ребят ставит рядом с домом флажок на высокой подставке.
Дам к обеду по большой конфете, Испеку с вареньем пирожок.
(Предлагает детям угостить кукол.)
А потом возьму из шкафа книжку,
Покажу вам буквы «А» и «О»...
Ведущий. Яся знает, что мохнатый мишка
Хочет буквы выучить давно.
(Показывает детям букварь, а они показывают игрушкам буквы на кубиках.)
Яся коврик на полу расстелет, Тихий час устроит для ребят.
Дети укладывают игрушки спать, приговаривают вместе с ведущим.
Ведущий. Ну, ложитесь, малыши, в постели!
И у нас в саду ребята спят!
Спать ложатся Ясочкины дети:
И щенок, и кукла, и медведь.
За окошком дует ветер, ветер...
Но тепло им в комнате сидеть.
Вот и мама в двери постучала,
Маленькую дочку обняла.
(Предлагает сделать это кому-нибудь из детей.)
Мама: Все. Молодчина, дочка, не
скучала, Хорошо денек свой провела!
Дайте поиграть с этими игрушками всем желающим. Если их не хватит, прибавьте таких же, чтобы удовлетворить интересы каждого ребенка.
Во втором показе настольного театра участвуют другие дети. Роль Яси уже может исполнять девочка, а не кукла. В дальнейшем можно придумать и разыгрывать вместе с детьми новые эпизоды из жизни Ясочкиного сада. Каждый ребенок выбирает игрушки-персонажи, которые бы он хотел привести в детский сад. Чтобы театрализованная игра постепенно развивалась и переходила в сюжетно-ролевую, предложите детям играть с Ясей, исполняя роли помощника воспитателя, повара, врача.
Старшая группа
В этом возрасте дошкольники уже свободно овладевают техникой небольшого диалога. Поэтому задача в игре для них усложняется: они учатся формулировать вопросы и ответы самостоятельно. Для этого можно предлагать задания, связанные с обыгрыванием поделок и рисунков, использовать сюжеты сказок и др. Например, разделите детей на группы и дайте каждому отдельное задание: кто-то рисует репку, кто-то Жучку и т. д. После того как дети закончили, предложите им представить ситуацию, когда дедушка выходит из домика, а Жучка спрашивает его о внучке, репке и т. п. Разрабатывая сюжет игры с картинками, дети будут вести диалог с воспитателем и между собой, воспроизводить и придумывать собственные реплики, тренируя навыки диалогической речи.
Театрализованная игра становится средством самовыражения личности и реализации способностей.
Углубляется игровой опыт за счёт освоения разных видов игры — драматизации и режиссёрской театрализованной игры.
Происходит частичный переход игры в речевой план за счёт объединения разных видов игр.
Дети заинтересованы играми «с продолжением» сюжета.
Игровой опыт углубляется за счёт освоения разных видов игры-драматизации и режиссёрской театрализованной игры (добавляются марионетки, куклы с «живой рукой» и тростевые).
В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных и произведения русских классиков.
Название Мишкин День рождения
Цели
Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процессе игры;
формировать навык строить диалоговое общение с партнёром;
развивать творческие способности;
активизировать речь, воображение, мышление.
Материалы
Конверт с письмом,
игрушки (медведь, заяц, лиса, пчёлы, улей),
изображения цветочной поляны и леса,
мелкий конструктор,
кукольная посуда.
Презентация игры В.: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Хотите его прочитать?
Д.: Да!
Дети садятся рядом с воспитателем на ковре.
В.: Это письмо нам прислали ребята старшей группы из детского сада. Вот что они пишут: «Здравствуйте, ребята! Мы в детском саду очень любим играть. У нас есть много интересных игрушек. Вчера мы придумали интересную историю. У медведя Топтыгина был день рождения! Он пригласил на праздник своих друзей — зайку и лисичку. Друзья стали думать, что подарить Мишке на день рождения! Зайка сказал: «Придумал! А давай мишке подарим мёд!». Лиса спросила: «А где мы его найдём?» Тогда заяц ответил «Мы сходим на цветочную поляну и попросим пчёл собрать цветочный нектар, а потом сделать мёд». Весёлые зайка и лиса отправились через лес на цветочную полянку. Когда звери пришли на полянку, они увидели пчёл, которые кружили над цветами. И тогда лисичка спросила у пчелы: «Здравствуйте! А вы не могли бы дать нам немного мёда в подарок нашему другу?». Пчела ответила: «С удовольствием». Все пчёлы дружно принялись собирать нектар. <…> Ребята, а у вас может получиться такая история? Есть ли у вас такие игрушки? Напишите нам, пожалуйста, ответ!».
Распределение ролей В.: Ребята, как вы думаете, а у нас с вами может получиться такая игра? Есть ли у нас такие игрушки?
Д.: Да! У нас есть такие игрушки!
В.: Ребята, давайте сначала определим, что нам нужно для игры и где мы будем играть.
Дети определяют удобное место для игры (стол или ковёр и пр.)
Д.: Для игры нам нужны игрушки — заяц, медведь, лиса, пчёлы. Ещё нужен улей, цветочная поляна и пр.
Дети подбирают соответствующее оборудование.
Процесс игры Обыгрывается предложенная ситуация.
Заключение В.: У вас все получилось замечательно! Вы отлично со всем справились! Вам понравилась эта игра? А как вы думаете, интереснее играть одному или с друзьями?
После игры (или на следующее утро) воспитатель с детьми пишут ответ на письмо.
Подвижная игра Дети выбирают тех, кто будет играть роли медведя и пчёл. Затем воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют движения:
Косолапые ноги,
Зиму спит в берлоге,
Догадайся и ответь,
Кто же это спит? (Медведь).
Вот он Мишенька-медведь,
По лесу он ходит.
Находит в дуплах мёд,
И в рот себе кладёт.
Облизывает лапу,
Сластёна косолапый.
А пчёлы налетают,
Медведя прогоняют.
А пчёлы жалят Мишку:
«Не ешь наш мёд, воришка!»
Бредёт лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу,
Ложится, засыпает,
И пчёлок вспоминает.
Затем персонажи меняются ролями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности проведения "Мастер – класса" (информация для заведующих и воспитателей детских садов).
(Информация для заведующих и воспитателей детских садов). Воспитателю необходимо постоянно учиться, друг у друга. И лучше побудителям для этого должен стать взаимообмен профессиональным оп...
Мастер-класс на тему «Программируемые минироботы в детском саду» на межрегиональном семинаре «Детский сад-территория возможностей»
Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей инт...
Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...
Мастер-класс для воспитателей "Театрализованные игры в детском саду"
В конспекте представлены практические упражнения и игровые приемы для развития театрализованной деятельности детей дошколного возраста...
Мастер-класс для педагогов «Театрализованные игры в детском саду»
Цель:Повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду....
Мастер- класс для педагогов "Хороводные игры в детском саду"
laquo;Хороводные игры для детей дошкольного возраста»...
Мастер-класс для педагогов «Театрализованные игры в детском саду».
Повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду....