Мастер-класс на тему "Режиссерские игры в детском саду"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Родионова Татьяна Алексеевна

Представлен материал для выступления на семинаре для воспитателей ДОУ, как организавать игру, а также примеры игр для младшей и старшей групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnye_igry.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум-семинар

Выступление на тему «Режиссерские игры в детском саду»

Предлагаю взрослым обыграть театрализованную игру, которая является примером начинающей театрализованной деятельности ребенка, недавно пришедшего в детский сад. Выберем действующих лиц. В текущей работе с  ребятами внимательно смотрите и отмечаете особенности игры каждого «актера», привлекайте ребят к поискам собственных способов показа. В дальнейшем обязательно включайте такого рода фрагменты в театрализованные игры, чтобы найти им практическое применение.

Каждая игра требует своих средств выразительности и творческих находок. Поэтому многие методические приемы я непосредственно включаю в описание сюжетов игр. Наша задача -- найти новые, более интересные и совершенные.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

По Н. Забила

НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Цель игры. Поощрять стремление детей создавать игровую обстановку, учить выполнять игровые действия, связанные в простом, близком их жизненному опыту сюжете. Вовлекать детей в исполнение смешных и поучительных эпизодов.

Персонажи. Ведущий, Яся.

Подготовка к игре. Покажите детям диафильм «Ясочкин садик» (автор Н. Забила, художник Е. Афанасьева). Попросите их подобрать все необходимое к игре «Детский сад».

Материал. На отдельном столе под накидкой лежат соразмерные игрушки: кукла Ляля, медвежонок, конь, щенок, котенок, материал для постройки дома, конфеты, пирожки, книги, кубики, букварь, коврики или кроватки. Два-три сдвинутых стола находятся рядом, на них постепенно разместится Ясочкин детский сад

Ход игры. В первом показе настольного театра познакомьте детей с Ясей (желательно, чтобы это была новая большая кукла). Предложите ребятам подружиться с ней, послушать ее рассказ о том, как ей было одиноко дома, когда мама уходила на работу, как она старалась не скучать, как хотела в детский сад. В этот раз вам, вероятнее всего, потребуется читать текст не только за ведущего, но и за куклу Ясю, подражая голосу маленькой девочки. Но попробуйте привлечь к исполнению этой роли ребенка. Возможно, в вашей группе окажется такая смышленая девочка, которая с первого раза с небольшой вашей помощью сможет исполнить роль Яси.

Ведущий. За окном сегодня ветер, ветер,

Даже в доме слышно, как гудит.

В детский сад ушли давно все дети,

Только Яся в комнате сидит.

Наша Яся кашляет немножко --

Простудилась на дворе вчера.

(Подражает Ясе.)

Верно, Яся промочила ножки

Там, где баб лепила детвора.

(Вытирает кукле носик платком.)

Мамы нет, и на работе папа.

В Ясочкином доме тишина.

Думаете, Яся будет плакать?

В комнате соскучится одна?

(Мимикой побуждает детей ответить.)

Ну уж нет! Зачем же плакать Ясе?

(Снимает с игрушек накидку, дает возможность детям рассмотреть их.)

Вон игрушки у нее стоят.

Села к ним, игрою занялася:

Будет у нее свой детский сад.

(По ходу дальнейшего чтения ведущий предлагает детям взять ту или иную игрушку и привести к Ясе в детский сад.)

В детский сад пришел мохнатый мишка,

Кукла Ляля и большой конек

И еще веселый шалунишка --

Длинноухий маленький щенок.

И котенка записала Яся,

Но шмыгнул котенок под кровать.

Яся. Непослушный, глупый котик Вася.

Больше не возьму тебя играть!

(Шутливо грозит ему пальцем.)

Ведущий. В уголок уселись ребятишки. Смирная какая детвора! Что-то лапы грязные у мишки. Он, лентяй, их не помыл с утра. (Предлагает кому-нибудь вымыть неряхе лапы.)

Яся. Дом из книг для вас построю, дети... (Просит одного или двух детей помочь ей построить  домик.)

Привяжу на башенку флажок...

Кто-либо из ребят ставит рядом с домом флажок на высокой подставке.

Дам к обеду по большой конфете, Испеку с вареньем пирожок.

(Предлагает детям угостить кукол.)

А потом возьму из шкафа книжку,

Покажу вам буквы «А» и «О»...

 Ведущий. Яся знает, что мохнатый мишка

Хочет буквы выучить давно.

 (Показывает детям букварь, а они показывают игрушкам буквы на кубиках.)

Яся коврик на полу расстелет, Тихий час устроит для ребят.

Дети укладывают игрушки спать, приговаривают вместе с ведущим.

Ведущий. Ну, ложитесь, малыши, в постели!

И у нас в саду ребята спят!

Спать ложатся Ясочкины дети:

И щенок, и кукла, и медведь.

За окошком дует ветер, ветер...

Но тепло им в комнате сидеть.

Вот и мама в двери постучала,

Маленькую дочку обняла.

(Предлагает сделать это кому-нибудь из детей.)

Мама: Все. Молодчина, дочка, не

скучала, Хорошо денек свой провела!

Дайте поиграть с этими игрушками всем желающим. Если их не хватит, прибавьте таких же, чтобы удовлетворить интересы каждого ребенка.

Во втором показе настольного театра участвуют другие дети. Роль Яси уже может исполнять девочка, а не кукла. В дальнейшем можно придумать и разыгрывать вместе с детьми новые эпизоды из жизни Ясочкиного сада. Каждый ребенок выбирает игрушки-персонажи, которые бы он хотел привести в детский сад. Чтобы театрализованная игра постепенно развивалась и переходила в сюжетно-ролевую, предложите детям играть с Ясей, исполняя роли помощника воспитателя, повара, врача.

Старшая группа

В этом возрасте дошкольники уже свободно овладевают техникой небольшого диалога. Поэтому задача в игре для них усложняется: они учатся формулировать вопросы и ответы самостоятельно. Для этого можно предлагать задания, связанные с обыгрыванием поделок и рисунков, использовать сюжеты сказок и др.  Например,  разделите детей на группы и дайте каждому отдельное задание:  кто-то рисует репку, кто-то Жучку и т. д. После того как дети закончили, предложите им представить ситуацию, когда дедушка выходит из домика, а Жучка спрашивает его о внучке, репке и т. п. Разрабатывая сюжет игры с картинками, дети будут вести диалог с воспитателем и между собой, воспроизводить и придумывать собственные реплики, тренируя навыки диалогической речи.

Театрализованная игра становится средством самовыражения личности и реализации способностей.

Углубляется игровой опыт за счёт освоения разных видов игры — драматизации и режиссёрской театрализованной игры.

Происходит частичный переход игры в речевой план за счёт объединения разных видов игр.

Дети заинтересованы играми «с продолжением» сюжета.

Игровой опыт углубляется за счёт освоения разных видов игры-драматизации и режиссёрской театрализованной игры (добавляются марионетки, куклы с «живой рукой» и тростевые).

В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных и произведения русских классиков.

Название        Мишкин День рождения

Цели        

Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процессе игры;

формировать навык строить диалоговое общение с партнёром;

развивать творческие способности;

активизировать речь, воображение, мышление.

Материалы        

Конверт с письмом,

игрушки (медведь, заяц, лиса, пчёлы, улей),

изображения цветочной поляны и леса,

мелкий конструктор,

кукольная посуда.

Презентация игры        В.: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Хотите его прочитать?

Д.: Да!

Дети садятся рядом с воспитателем на ковре.

В.: Это письмо нам прислали ребята старшей группы из детского сада. Вот что они пишут: «Здравствуйте, ребята! Мы в детском саду очень любим играть. У нас есть много интересных игрушек. Вчера мы придумали интересную историю. У медведя Топтыгина был день рождения! Он пригласил на праздник своих друзей — зайку и лисичку. Друзья стали думать, что подарить Мишке на день рождения! Зайка сказал: «Придумал! А давай мишке подарим мёд!». Лиса спросила: «А где мы его найдём?» Тогда заяц ответил «Мы сходим на цветочную поляну и попросим пчёл собрать цветочный нектар, а потом сделать мёд». Весёлые зайка и лиса отправились через лес на цветочную полянку. Когда звери пришли на полянку, они увидели пчёл, которые кружили над цветами. И тогда лисичка спросила у пчелы: «Здравствуйте! А вы не могли бы дать нам немного мёда в подарок нашему другу?». Пчела ответила: «С удовольствием». Все пчёлы дружно принялись собирать нектар. <…> Ребята, а у вас может получиться такая история? Есть ли у вас такие игрушки? Напишите нам, пожалуйста, ответ!».

Распределение ролей        В.: Ребята, как вы думаете, а у нас с вами может получиться такая игра? Есть ли у нас такие игрушки?

Д.: Да! У нас есть такие игрушки!

В.: Ребята, давайте сначала определим, что нам нужно для игры и где мы будем играть.

Дети определяют удобное место для игры (стол или ковёр и пр.)

Д.: Для игры нам нужны игрушки — заяц, медведь, лиса, пчёлы. Ещё нужен улей, цветочная поляна и пр.

Дети подбирают соответствующее оборудование.

Процесс игры        Обыгрывается предложенная ситуация.

Заключение        В.: У вас все получилось замечательно! Вы отлично со всем справились! Вам понравилась эта игра? А как вы думаете, интереснее играть одному или с друзьями?

После игры (или на следующее утро) воспитатель с детьми пишут ответ на письмо.

         Подвижная игра Дети выбирают тех, кто будет играть роли медведя и пчёл. Затем воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют движения:

Косолапые ноги,

Зиму спит в берлоге,

Догадайся и ответь,

Кто же это спит? (Медведь).

Вот он Мишенька-медведь,

По лесу он ходит.

Находит в дуплах мёд,

И в рот себе кладёт.

Облизывает лапу,

Сластёна косолапый.

А пчёлы налетают,

Медведя прогоняют.

А пчёлы жалят Мишку:

«Не ешь наш мёд, воришка!»

Бредёт лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу,

Ложится, засыпает,

И пчёлок вспоминает.

Затем персонажи меняются ролями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения "Мастер – класса" (информация для заведующих и воспитателей детских садов).

(Информация для заведующих и воспитателей  детских садов).  Воспитателю необходимо постоянно учиться, друг у друга. И лучше побудителям для этого должен стать взаимообмен профессиональным оп...

Мастер-класс на тему «Программируемые минироботы в детском саду» на межрегиональном семинаре «Детский сад-территория возможностей»

Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей инт...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

Мастер-класс для воспитателей "Театрализованные игры в детском саду"

В конспекте представлены практические упражнения и игровые приемы для развития театрализованной деятельности детей дошколного возраста...

Мастер-класс для педагогов «Театрализованные игры в детском саду»

Цель:Повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду....

Мастер- класс для педагогов "Хороводные игры в детском саду"

laquo;Хороводные игры для детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для педагогов «Театрализованные игры в детском саду».

Повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду....