Мастер- класс для педагогов "Хороводные игры в детском саду"
материал
Предварительный просмотр:
«Хороводные игры для детей дошкольного возраста»
Добрый день, уважаемые коллеги. Хороводные игры почти забыты. А ведь хороводные игры - верный помощник в организации детей.
Хороводная игра сближает детей. В этих играх дети проявляют свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку.
Хороводные игры - это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, стихи, пантомиму.
Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить.Ведь они
∙ Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
∙ Развивать координацию слов с движениями, работа над темпом и ритмом речи;
∙ Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега), выразительности движений.
∙ Развивают воображение, фантазию.
∙ располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
∙ Учат детей действовать вместе, сотрудничать.
∙ Знакомят детей с русскими народными традициями и обычаями.
2. В хороводе так же важна роль ведущего, который является образцом для подражания или первым начинает движение в составлении хороводных фигур.
Обычно таким водящим хоровода становится воспитатель, который может образовать различные фигуры.
А сейчас, уважаемые коллеги, мы перейдём к практической части мастер-класса.
Я приглашаю коллег выйти в зал и встать в круг. В хороводе особое внимание уделяется движению рук, которые очень украшают хоровод и помогают передать его содержание.
Руки в хороводе можно держать по- разному:
1) не держась за руки (плечо к плечу, друг за другом)
2) взявшись за руки внизу (плетень)
3) взявшись за руки вверху
4) взявшись за спиной у пояса
5) положив ладони на плечи друг другу.
6) взявшись за руки у пояса.
А мы с вами возьмёмся, по русской традиции, за руки. Поворачиваемся в одну сторону, сначала пойдём по кругу, а затем я приглашаю вас следовать за мной.
Итак, хороводы мы немного поводили, а теперь я предлагаю познакомиться и разучить несколько хороводных игр.
Для начала вспомним алгоритм ознакомления с хороводной игрой…
1. Хороводная игра «Заря».
Ход игры: выбирается водящий – заря-заряница, игроки встают в круг, руки держат за спиной, «заря» ходит сзади с лентой, дети идут по кругу со словами:
Заря - заряница, Солнцева сестрица,
По небу ходила, лучи обронила,
Лучи золотые, Ленты голубые,
Раз, два, не воронь, беги, как огонь!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей».
2. Хороводная игра «Карусели».
Ход игры: мы будем использовать подушечку-солнышко. Воспитатель держит солнышко в руках. Все берут по одной ленточке. Образуется круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели, - говорит воспитатель. – Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась».
Держась за руки, все вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели (карусель медленно движется в правую сторону)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом! (темп речи и движений постепенно ускоряется)
Побежали, побежали,
Побежали, побежали! (карусель меняет направление движения)
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза),
Вот и кончена игра.
Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются друг другу.
В конце хлопают друг с другом в ладоши и разбегаются.
3. Хороводная игра «Платочек»
Ход игры: перед началом игры нужно выбрать одного водящего. Будем выбирать с помощью народной считалочки:
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Я для вас, мои дружки,
Затеваю пирожки:
Быстро нужно их испечь,
Ты пойдешь, затопишь печь!
Он получает платочек. Остальные встают в широкий круг. Чем меньше игроков, тем больше должно быть между ними расстояние. Если же в игре принимают участие много участников, то они могут стоять почти «плечо к плечу». Водящий находится с внешней стороны круга. Он обходит круг и незаметно кладет платочек на плечо одного из игроков. После чего продолжает движение в том же направлении. Игрок, заметив, что платочек у него на плече, должен тут же бежать по внешней стороне круга в направлении противоположном водящему. Цель и того и другого – успеть добежать первым и занять свободное место. Тот, кто не успел, будет водить.
В игре есть и свои маленькие хитрости. Например, водящему не стоит бежать сломя голову сразу после того, как он положил платочек на плечо –это привлечет к себе внимание. Ведь, игрок может «зазеваться» и даже не заметить, что ему, оказывается, давно нужно было бежать. А водящий, спокойно обойдя круг, попросит освободить место. Чтобы игра не затягивалась. Можно ввести дополнительное правило – водящий не может делать более одного круга. Если он уже один раз полностью обошел «хоровод», то при повторном обходе обязан положить платочек кому-нибудь из игроков.
Приложение 1.
Рекомендации по освоению хороводных игр с детьми дошкольного возраста
Прежде чем начать разучивать с детьми новую игру-хоровод, педагог сам должен хорошо её освоить: разобраться в воспитательном значении, в содержании игры, выучить песенный материал, проверить на себе движения. На подготовительном этапе работы с детьми над игрой-хороводом воспитатель должен заинтересовать детей образами. Затем разучивают хороводную песню. Далее можно приступать к знакомству детей с движениями и перестроениями игры-хоровода, стремясь к тому, чтобы дети представляли её себе в целом. На протяжении работы над игрой-хороводом не забывать поддерживать в детях радость и эмоциональный подъём от совместного творческого процесса. В детском саду хороводы начинают осваивать рано. Уже в первой младшей группе, в возрасте 2 лет дети учатся вставать в круг, браться за руки и идти друг за другом. Для маленьких детей это довольно сложно. Малышам очень непросто двигаться по кругу, не сбиваясь в центр или в сторону
Первая младшая группа (2-3 года)
Задачи:
- Учить детей вставать в круг, браться за руки и идти друг за другом, не сбиваясь в центр или в сторону.
- Развивать умения согласовывать движения с музыкой в хороводной игре.
Для адаптации детей к новой деятельности на первых этапах желательно участие в хороводе нескольких взрослых, стоящих напротив друг друга. Дети 2-3 лет в течение года разучивают один хоровод. Для детей этого возраста подходит хороводная игра «Раздувайся, пузырь».
Вторая младшая группа (3-4 года)
Задачи:
- Вызывать положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.
- Закреплять правила хоровода – вставать в круг, браться за руки, сохранять круг неразрывным и ровным, ходить по кругу друг за другом.
- Приучать детей самостоятельно изменять движения со сменой текста, характера музыки.
- Обучать основным, элементарным танцевальным и образным движениям (без отработки качества выполнения) в хороводах.
- Вовлекать детей в подпевание в хороводе.
Для детей младшего дошкольного возраста более доступны игровые хороводы, в которых исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев (животных, птиц, жизнь и быт народа).
Дети в течение года разучивают два хоровода. Для разучивания хоровода предлагать его детям не менее одного раза в день, пока он не будет освоен. Данная работа может занять 1-2 месяца в зависимости от желания детей. Хороводную игру можно проводить в любое удобное время (на прогулке, на физкультурных занятиях). Главное, чтобы детям нравилось водить хоровод и делали они это с желанием.
Средняя группа (4-5 лет)
Задачи:
- Учить детей свободно ходить хороводным шагом под музыку, синхронно повторять движение и пение.
- Учить детей в хороводе петь всем вместе.
- Учить детей менять направление в круге, разрывать круг по окончании мелодии или на смену частей в музыке, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот.
Дети в течение года разучивают четыре-пять хороводов. Слова хороводной песни лучше разучивать в первой половине дня (на музыкальном занятии), а в движении с пением лучше исполнять хоровод во второй половине дня.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Задачи:
- Продолжать учить детей двигаться легко и пластично, синхронно повторять движение и пение.
- Учить детей двигаться в соответствии с характером хороводной песни, формой хоровода: идти в круге «по солнцу», «против солнца», двигаться в двух кругах в разные стороны, цепочкой словно нитка вокруг столба и в обратном направлении, выполнять хороводные фигуры («плетень», «улитку», «заплетающийся плетень» (капустка), «нитка с иголкой»).
- Формировать социальные навыки согласования, объединения, взаимодействия друг с другом и умение действовать по правилам.
Дети в течение года разучивают до 10 хороводов. Самым трудным для детей старшего дошкольного возраста является неспешность, неторопливость, пружинная ходьба и точность при ориентировке в пространстве. Освоению этих умений в процессе разучивания хоровода требуется отводить достаточно много времени. В период активного освоения хороводы желательно разучивать два-три раза в течение дня, а затем повторять один-два раза в день, когда они уже неплохо исполняются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2017 год - Мастер-класс "Обследование предметно-развивающей среды детского сада "
В материале по обследованию предметно-развивающей среды старшей группы детского сада представлено содержание и наполнение центров и уголков....
"Божья коровка" мастер-класс для педагогов и воспитанников детского сада
Лето... Как много насекомых!!! Мы предлагаем вам сделать своими руками божью коровку из цветной бумаги.Итак, начинаем.Намочим прямоугольник в ёмкости с водой......отожмём бумагу... ...аккуратно распра...
Мастер-класс с участием пап воспитанников детского сада
Сделать подарок маме своими руками поможет папа. Наши папы помогали детям сделать рамку для фотографии к Дню матери....
Мастер-класс «Использование театрализованной деятельности в детском саду».
Повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей....
Мастер- класс по физической культуре в детском саду.
Практическая часть на семинаре " Формирование оптимальной двигательной активности у дошкольников при занятии физической культурой" в форме мастер - класса.Цель: Закрепление знаний педагогов по теме на...
мастер-класс "Осенние подвижные игры в детском саду"
в работе представленны подвижные игры для детей, которые рекомендованы для проведения в ДОУ в осенний период....
Мастер-класс «Поисковая экспериментальная деятельность в детском саду «Экспериментируем играя».
В даном материале, дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире через поисково-исследовательскую деятельн...